ПОИСК
Події

«вы не представляете, как замечательно плавать подо… Льдом! »

0:00 5 березня 2003
Інф. «ФАКТІВ»
64-летний житель Хмельницкого, которого прозвали Ихтиандром, точно знает, где зимуют раки. После аварии на шахте Владимир Билас стал инвалидом и излечился лишь благодаря тому, что круглый год купался в реке

Каждый день, независимо от времени года, Владимир Билас встает в пять часов утра и, прихватив с собой ласты и маску, отправляется на речку. Владимир Евгеньевич удачно совмещает приятное с полезным: он не только купается, но еще и ловит раков. Причем делает это и летом, и зимой! Лед его не пугает, скорее наоборот -- придает водным процедурам дополнительную остроту. На вопрос, зачем же так издеваться над собственным организмом, отвечает: «Не хочу быть инвалидом».

«Подо льдом ориентироваться легко»

Владимир Билас по статусу является бродягой, поскольку паспорт у него есть, а прописки не имеется. Живет он в здании христианской благотворительной миссии «Рука помощи», где исполняет обязанности сторожа, строителя и воспитателя. Владимир Евгеньевич мастерски готовит раков, а вот спиртное, и даже пиво, не переносит на дух. Очень обижается, когда его называют моржом и утверждает, что он -- ныряльщик, подводный пловец.

Уписывая за обе щеки здоровущих вареных раков, которые несколько часов назад спали глубоким сном подо льдом Южного Буга, задаю вопрос, который не дает мне покоя: «Так где же они все-таки зимуют?».

-- Зимой раки выбирают самые глубокие места, -- объясняет Владимир Билас, -- находят утонувшую корягу или камень, и прячутся под ними. На дне темно, поэтому ловлю их на ощупь, ногти на пальцах вырастать не успевают -- стираются, а уж раны на руках и считать перестал. Как не осторожничаю, а все равно натыкаюсь то на осколок стекла, то на острый камешек.

РЕКЛАМА

По словам Владимира Евгеньевича, попадаются «на крючок» в основном самки, которые активнее самцов. Выловленный зимой рак с виду напоминает небольшой камень -- лежит, поджав под себя ножки и клешни, никак не реагируя на трагические изменения в своей судьбе. Раки водятся во всех реках Хмельницкой области, об их численности красноречиво свидетельствует тот факт, что однажды в конце января Владимир Евгеньевич за девять минут наловил 34 штуки!

Справка «ФАКТОВ»

РЕКЛАМА

В Украине встречается пять видов пресноводных раков, из которых самый распространенный -- длиннопалый. Летом они большую часть суток проводят в норах или других укрытиях. Жизненный цикл раков подвержен сезонным изменениям: чем короче световой день, тем они менее активны. С поздней осени до ранней весны раки двигаются мало, проводя в укрытиях около 20 часов в сутки. Самки в этот период заботятся о потомстве -- время от времени покидают убежища, чтобы почистить и провентилировать икру.

-- А не страшно плавать подо льдом?

РЕКЛАМА

-- Страх испытываю только перед погружением, а потом он исчезает. Подо льдом ориентироваться легко -- по ходу движения оставляю за собой довольно заметный след, наподобие того, который наблюдается за летящим на большой высоте сверхзвуковым самолетом. По нему и возвращаюсь «на базу». Если бы вы знали, как подо льдом красиво! Полное единение с природой и космическая тишина. Моя душа радуется необыкновенно, я каждый раз жалею, что у меня нет с собой видеокамеры, несколько раз даже забывал от восторга о том, что нахожусь под водой. Единственная проблема -- оставленные на берегу вещи. Однажды, пока плавал подо льдом, их украли. С тех пор прошу случайных зрителей присмотреть за ними.

Наибольшая глубина, на которую Билас может погрузиться, составляет 16 метров. На вопрос, не холодно ли подо льдом, отвечает, что такой же «теплокровный», как и все люди, и до «подледной» жизни дошел не по своей воле: врачи не смогли ему помочь, вот и пришлось лечиться народными средствами. А что касается раков, то ловит их не для заработка: надо же хоть чем-то под водой заниматься!

«Украинские шахтеры на работу идут, как на войну»

Родился Владимир Билас в январе 1939 года в одном из сел Хмельницкой области. После окончания школы по комсомольской путевке уехал на Донбасс, в город Красноармейск.

-- Я ведь с детства начал стихи писать, мечтал стать поэтом, -- объясняет он свое решение. -- Мне единственному в области дали почетную грамоту как «мастеру художественного слова». Я был убежден, что хороший писатель обязательно должен познать жизнь во всех ее проявлениях, а тут еще мощная агитация в газетах и по радио, вот и решил стать шахтером.

Но поначалу Владимиру предложили на выбор несколько специальностей, не имеющих прямого отношения к шахте: маляра, плотника, штукатура или каменщика. Выбрал последнюю, потому что «руки куда надо были приделаны». Однако душа требовала трудностей, и после окончания курсов Билас стал работать машинистом электровоза. Правда, не в шахте, а на поверхности. Через несколько месяцев он затосковал: уж больно неромантично было таскать за собой вагонетки с углем, хотелось попасть в забой, где совершались настоящие трудовые подвиги.

-- Пошел я в проходчики, -- продолжает Билас. -- Работа каторжная, опасная и не требующая особых профессиональных знаний, как говорится, бери больше -- кидай дальше. Честно говоря, украинские шахтеры на работу идут, как на войну, но по характеру они люди веселые, без конца подшучивают друг над другом. Как-то прислал письмо младший брат, решивший пойти по моим стопам. Пригласил я его к себе и организовал «экскурсию» в шахту. Он потом рассказывал, что каждую секунду вздрагивал и по сторонам оглядывался -- не пора ли бежать. Я ему сказал, что это нормально, все боятся, но потом привыкают. А он мне ответил: «Не хочу получать деньги за страх».

Владимир ежегодно проводил отпуск в родном селе и как-то за день до отъезда в Донбасс познакомился на танцах с очаровательной девушкой, в которую влюбился с первого взгляда. Когда провожал Светлану домой (имя девушки изменено, исходя из этических соображений), взял с нее слово, что будет отвечать на его письма. Многомесячная переписка еще больше сблизила молодых людей, и вскоре они поженились. Через год к их великой радости родился сын Вадим. Шахта, в свою очередь, также преподнесла подарок -- дала квартиру.

Этот день Билас запомнил на всю оставшуюся жизнь. 7 декабря 1977 года он работал в забое на глубине 960 метров. Отложив в сторону отбойный молоток, взял в руки большой ручной молот, который шахтеры называют «балдой», чтобы отбить кусок породы.

-- Размахнулся я, чтобы со всей силы нанести удар, как вдруг кто-то сзади дернул за молот, -- вспоминает Владимир Евгеньевич. -- Я еще успел подумать: «Кто это там балуется?». А после этого наступила непроглядная ночь.

Огромный пласт породы неожиданно сполз по углю, как по льду, и завалил Биласа. Его спасло только то, что порода оказалась крепкой и не разломилась пополам под собственной тяжестью. Билас угодил в западню и если бы не самоотверженность его товарищей, непременно погиб бы. Через несколько часов спасатели пробились к нему и вытащили на поверхность. В сознание Владимир пришел только через трое суток. Выписался из больницы через пару недель, однако самостоятельно передвигаться он уже не мог: на левой ноге были порваны связки.

«Не плачьте, я знаю, как вам помочь»

С этого времени и начались у Биласа хождения по мукам. После трех операций он превратился в инвалида и мог передвигаться только на костылях. Из-за постоянной изматывающей боли в колене Владимир стал так сильно заикаться, что окружающие с трудом его понимали. Постепенно силы оставляли его, и он даже хозяйственную сумку не мог поднять.

-- Я видел, как тяжело приходилось Светлане, и в меру сил старался ей помогать, -- вздыхает Владимир Евгеньевич. -- Ходил в магазин за хлебом, в аптеку за лекарствами. Но мне с каждым годом становилось все хуже и хуже. Дошло до того, что я даже на второй этаж не мог самостоятельно подняться. Съездил в Киев, но там сказали, что мне могут помочь только в Германии. Однажды в Донецке случайно подслушал, как врач сказал Свете: «Никто в Союзе ему не поможет, ваш муж так и останется инвалидом».

Когда Билас вспоминает об этом периоде своей жизни, его глаза предательски влажнеют. Светлана ушла от него вместе с сыном. Вышла замуж, но детей больше не имела. Потерю любимой женщины он переживал чрезвычайно болезненно: жена снилась ему по ночам, шептала на ухо милые глупости, утешала и гладила по голове. Однажды после бессонной ночи Владимир Евгеньевич пришел к выводу, что Светлана непременно вернется, если он победит свой недуг. Он твердо решил поехать в Москву, в возглавляемый знаменитым Валентином Дикулем центр реабилитации больных со спинномозговой травмой. Дикуль работал в цирке и однажды, упав с трапеции, получил компрессионный перелом позвоночника, после чего стал инвалидом и мог передвигаться только в коляске. Не смирившись с этим, он разработал уникальную систему, позволившую ему встать на ноги, а позже создал центр, где лечил больных по собственной методике.

Когда и надежды на центр не оправдались, Дикуль посоветовал бывшему шахтеру обратиться за помощью в Московский институт ортопедии и травматологии. И здесь Биласу впервые повезло -- он попал на прием к замечательному специалисту Зое Ивановне (фамилию Владимир, к сожалению, запамятовал. -- Авт. ). Осмотрев больного, врач предложила ему… заняться плаваньем.

-- Я расплакался от обиды, так как очень надеялся на то, что после очередной операции смогу самостоятельно передвигаться и ко мне вернется жена, -- продолжает Владимир Евгеньевич. -- От волнения я не мог сказать ни слова, а руки непроизвольно дергались. Зоя Ивановна прижала их своими руками и ласково произнесла: «Не плачьте, я знаю, как вам помочь. Плавайте каждый день в ластах. Омываемая водой больная нога поначалу будет просто болтаться, а со временем вы почувствуете боль. Это будет означать, что реанимировались прослойки между связками. После этого начинайте потихоньку шевелить больной ногой, но в пределах разумного, чтобы боль была терпимой. Если проявите мужество и терпение, то непременно выздоровеете».

«Она мне до сих пор снится»

В Красноармейск Билас вернулся воодушевленный. Его отправили на два месяца в санаторий, рядом с которым находился пруд. Дело было летом и купаться в теплой воде было приятно, но скучно. Однажды плавающий рядом мальчишка поймал небольшого рака и это заинтересовало Владимира. Нырнув с открытыми глазами, он увидел в траве рака и, схватив его, пулей вылетел на поверхность.

«Поймал рака!» -- радостно закричал он, забыв о своей инвалидности. К берегу подошла молодая женщина с двумя детьми. «Приз присуждается самой красивой матери!», -- объявил Билас и вручил ей свою добычу. А потом к нему подошел молодой человек и сказал, что купит всех выловленных им раков.

-- За первую партию он заплатил половину моей пенсии, -- вспоминает Владимир Евгеньевич. -- Я был поражен. Уже позднее из газет узнал, что один килограмм раков в Европе стоит 15 долларов. Но дело не в деньгах, я ведь плавал не ради раков. Помню, когда в первый раз почувствовал боль в колене, был на седьмом небе от счастья. У меня получилось! Я даже стихотворение написал по этому поводу: «Боль мне плавать мешала, ноги корчила мне, но в душе возрастала жажда выжить вдвойне».

Однако прошло восемь долгих лет, прежде чем Билас смог пошевелить больной ногой. Он понял, что идет по правильному пути и начал наращивать темп тренировок, из года в год продлевая сезон купания и плавая до тех пор, пока в воздухе не появлялись «белые мухи». Купание в холодной воде оказало благотворное действие -- Билас забыл о костылях и гулял по городу с палочкой. К этому времени он перебрался в Хмельницкий и поселился в здании благотворительной миссии. Сделать утреннюю гимнастику, почистить зубы и искупаться в ледяной воде стало для него привычным ритуалом. Через 14 лет после трагического происшествия в шахте Билас совершенно выздоровел и забыл о своей инвалидности. В Хмельницком его называют Ихтиандром. Пару лет назад в городе побывали немцы, которые сняли о нем фильм.

-- Холодная вода оказывается лечебное действие по той причине, что ускоряется обмен веществ и организм интенсивнее очищается от шлаков, -- объясняет Владимир Евгеньевич. -- Кроме того, человек становится спокойнее, выдержаннее, потому что купание подо льдом требует железной дисциплинированности.

Его сын Вадим после окончания восьми классов поступил в техникум автоматики и телемеханики. Собирался работать на шахте, но Билас заявил, что «одного инвалида в семье хватит» и переманил сына из Красноармейска в Хмельницкий. Вадим освоил специальность мастера по ремонту телерадиоаппаратуры, получил квартиру. К отцу относится с пониманием, приглашает его к себе «на постой», но Билас не соглашается: «Я никому не хочу мешать!»

610

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів