Житель запорожья сергей дудавский создал Полуостров, сгрузив в днепр две тысячи 10-тонных грузовых машин строительных отходов
В гости к Сергею Дудавскому лучше всего идти летом, когда его владения наиболее живописны. Море цветов, уютная беседка у зеленой лужайки, тихая бухточка с двумя яхтами, склонившиеся к воде ивы -- райское место на фоне дымящих за Днепром металлургических предприятий. Но и зимой на отсутствие посетителей тут не жалуются, обе сауны не пустуют. Официально уютный уголок на окраине Заводского района Запорожья именуется крейсерским яхт-клубом, руководит которым на общественных началах Сергей Исаевич Дудавский. Но достаточно любому таксисту сказать: «К Исаичу», и вас быстро доставят точно по назначению.
Необычность этого уходящего в Днепр мыска еще в том, что он создан не природой, а усилиями Дудавского из строительного мусора и отходов.
Симпатичный домик под шифером появился на намытой земле еще в 1985 году
Возведенная семьдесят лет назад плотина Днепрогэса не только повысила уровень воды в реке, но и размыла береговую линию. В поселке Павло-Кичкас ушли под воду сразу три улицы. Медленно, но упорно вода продолжает точить материк, подбираясь к удаленным постройкам. В летние месяцы, когда Днепр мелеет, прибрежная полоса превращается в гнилую, кишащую комарами, трясину.
Много лет держал на местном причале свою яхту Сергей Дудавский. Надумал он намыть кусочек суши рядом с причалом, поставить на нем бокс и небольшой домик-дачку. На Кичкасе как раз ломали бараки, вывозя строительный мусор на свалку. Дудавский договорился с водителями (рубль за машину), и стали они ездить на берег, сваливая мусор в воду. Глубина здесь до метра. Сергей разбрасывал лопатой мусор, а трактор трамбовал. Соседи-лодочники всерьез затею не принимали, говорили: «Зря сыпешь. Река не простит вмешательства, размоет». В 1985 году Дудавский построил на своей земле симпатичный домик, который до сих пор не сдвинулся ни на один сантиметр.
Инженер-металлург по специальности, он трудился на Запорожском титаномагниевом комбинате (ЗТМК), разрабатывал технологии выращивания монокристаллов кремния для космических аппаратов, электронной и электротехнической промышленности. За 15 лет работы на ЗТМК внедрил 14 изобретений, написал не одну научную статью. В 1992 году одна датская фирма купила придуманную им технологию, и пригласила Дудавского поделиться опытом.
-- Я жил под Копенгагеном, -- рассказывает Сергей Исаевич. -- Три месяца учил датчан. Очень удивлялись они тому, что я мог любую поломку устранить своими руками. Была возможность продлить контракт, но я очень скучал по родному городу. Вернулся, а через некоторое время уволился. Производство магния на комбинате сворачивалось, началось сокращение штатов. Я не стал ждать. Знал, раз есть голова на плечах, дело себе найду.
Чтобы укрепить берега, Дудавский высадил по периметру вишни и ивы
Он поставил возле домика мастерскую, решив заняться строительством яхт. Дело это непростое, но выгодное, хороший «борт» стоит недешево. С помощью друзей построил две яхты класса микро (длиной до 5,5 метра), параллельно делал на продажу «столярку» -- окна и двери. Говорит, что не голодал, но это было не то, к чему лежала душа.
-- Вместе с мастерской я сделал душ и сауну, пробил скважину для воды. Сам парился и друзей приглашал. Друзья однажды подсказали: «Держать мастерскую на берегу Днепра, все равно, что гвозди заколачивать микроскопом. Сделай здесь место для хорошего отдыха, заработаешь больше».
К 1995 году из строительного мусора была насыпана узкая 60-метровая дамба с местом для причала яхт. От нее во все стороны стали наращивать территорию, отвоевывая у воды метр за метром. По подсчетам Дудавского, две тысячи 10-тонных КрАЗов(!) высыпали в Днепр свое содержимое. Перебрать все руками, разбросать лопатами ему помогали трое сыновей, друзья и единомышленники. Районные власти, видя, что Дудавский затеял полезное дело, активно его поддерживали и помогали. Сейчас общая площадь намытого полуострова -- 0,31 гектара. Тридцать одна сотка суши, сбитой из обломков кирпича, кусков бетона, камней, вынутой из котлованов земли и глины. Ширина мыса в узком месте -- 20 метров, длина -- 80.
-- Я спланировал бухту для яхт, где ветер им будет нипочем. Сначала сделали ровный берег, потом выкопали экскаватором котлован для бухты. А дно углубили с помощью плавкрана, который неподалеку делал береговое укрепление, -- раскрывает секреты «изготовления» суши Сергей Дудавский. -- Землю под траву и цветы брал из котлованов строящихся домов, берег укрепил, высадив по периметру вишни с ивами. Когда все зеленеет и цветет — очень красиво. Цветы и клумбы -- заслуга Ольги, жены. Я ей обещал, что больше не буду ничего изобретать. Этим летом создал площадку для автостоянки -- и все. Хотя какие-то идеи в голову, может, еще и придут.
На мысе Дудавского поселились утки, ондатры, мыши
Идей пришло много. Часть мастерской превращена в двухэтажный дом, выложенный из шлакоблока. Для строительства такого здания нужно забивать глубокие сваи. Это Дудавскому было не по карману. Поэтому он возвел стены на широком ленточном фундаменте. Шлакоблоки распиливал на две половины, между ними укладывал арматуру и заливал пустоту бетоном. Здание получилось как бы «в корсете». Конечно, он рисковал, но дом, построенный вопреки строительным нормам, не думает разрушаться. Для второй сауны, решил разместить котлы ниже уровня пола, выдолбив помещение в шлаке, насыпанном несколько лет назад. Ему говорили, что так нельзя. Он опять рискнул. Слежавшийся за годы шлак выдержал.
Дудавский действует не по правилам, но у него все получается. Одна из построенных яхт носит имя «Авось». До сих пор наше спасительное авось Сергея не подводило.
Инженерный склад ума помогает искать нестандартные решения. Вытяжка над камином регулируется рычагами, спрятанными в стене. Понтон и бакены в бухте держатся на воде за счет сотен пустых пластиковых бутылок. Стенки ниши, в которой размещена кровать в комнате отдыха, служат створками шкафа в другом помещении. Круглая пятиметровая башня из камня посреди мыса сделана не ради экзотики. В ней хранятся 20 тонн угля, которые за зиму идут на отопление хозяйства и сауны. «Можно еще нарастить башню и сделать на ней площадку», -- делится со мной планами Исаич. Значит, через год-два башня подрастет, и площадка появится.
За самовольный намыв земельного участка в акватории Днепра его дважды штрафовали (на 85 и на 170гривен). «Они правы, если каждый будет сыпать в Днепр, все, что не лень Но если б я сперва пошел по инстанциям, неизвестно, получил бы разрешение, или нет». О его самодеятельности чиновники узнали, когда Дудавский начал оформлять документы на землю. Теперь все законно. Согласно земельному кодексу он получил свой полуостров в аренду на 49 лет. А обе «штрафных» бумаги хочет взять в рамочки и повесить на стену.
Сергей говорит, что никто ему палки в колеса не ставил. Созданную им зону отдыха оценили. Это место стало достопримечательностью Павло-Кичкаса, сюда приходят местные жители и гости города. У Исаича тихо, чисто, уютно. Можно отпраздновать день рождения, попариться, покататься на яхте, позагорать, сварить уху, приготовить шашлыки. Разумеется, ему платят деньги. Содержание и развитие территории требует времени и затрат. А в километре от владений Исаича власти Заводского района строят большую дамбу, пытаясь вернуть 20 гектаров городской земли, размытые Днепром за минувшие годы.
-- Мы очень долго добивались, чтобы в национальную программу оздоровления бассейна Днепра и улучшения качества питьевой воды до 2005 года Кабмин включил восстановление береговой линии Кичкаса, -- говорит заместитель главы райадминистрации Станислав Остапенко. -- Здесь были 12 очень важных комиссий разного уровня, а Дудавский сам сделал важное дело. Без всяких Кабминов и миллионных затрат. Я видел, как он рачительно относится к каждому метру своей земли. Вокруг развалины, обрывы берега, мелководье и комары, а у него райский кусочек живой природы! Общая длина нашей дамбы составит 2,5 км, уже намыто 1,1 км. Скоро она дойдет до земли Дудавского, и мы думаем, как сделать, чтоб его уголок гармонично вписался в общий проект.
Лучшее свидетельство того, что искусственный мыс Дудавского стал живой частью речного берега -- поселившиеся здесь ондатры, дикие утки и полевые мыши. Для борьбы с грызунами Дудавский завел кошку. Недавно она родила котят. Мы разговаривали с Исаичем, а пять маленьких пушистых комочков тихо попискивали в коробке у наших ног.
770Читайте нас у Facebook