Сегодня парламент столкнется с тремя «б»: бюджетом, беспорядками и большинством?
Практически две недели (с запланированным перерывом на одно заседание -- День правительства, в ходе которого, кстати, и прозвучало официальное объявление о создании парламентского большинства) Верховная Рада трудилась в непленарном режиме: депутаты работали во фракциях, комитетах, округах. Во вторник отечественные парламентарии возобновили сердечные (и не очень) встречи в зале со стеклянным куполом.
Надежным и работоспособным большинство может быть в составе не менее 250 народных депутатов
А на сегодня запланировано голосование за проект бюджета-2003 в первом чтении. Большинство (в официальном составе 231 депутата) анонсирует передел руководящих постов в комитетах, и кадровые изменения в составе Кабинета министров. Условно оппозиционные фракции вроде бы подтвердили свою решение не участвовать ни в каких голосованиях, и одновременно, есть информация о том, что переговоры между большинством, и, в частности, парламентской фракцией «Наша Украина», объявившей себя оппозиционной, продолжаются
Будут ли они результативными, как говорится, покажет время, а может, и сегодняшний день в Верховной Раде. Но совершенно незаангажированные политологические источники утверждают, что «с точки зрения сухой теории», надежным и работоспособным большинство при нашем количественном составе парламента может быть, начиная с численности 250--260 членов. Как известно, до сих пор эта парламентская структура состояла из 231 народного депутата. Вряд ли стоит человеку любых убеждений и политических симпатий радоваться этому, речь идет не о том, что «наши» «ваших», (или наоборот) «бьют», это не перетягивание каната и не прочие развлечения. Если перенести приведенную выше ситуацию голосования на сегодняшний парламентский день -- велика опасность, что ни бюджет в первом чтении, ни иные нужные законопроекты «зеленого света» могут не дождаться
Как в условной оппозиции есть, по общемировой терминологии, «ястребы» и «голуби», (то есть силы, стоящие на позиции обострения ситуации, и, напротив, желающие искать выход из кризиса), так же подобные «пернатые» найдутся и в условном большинстве. Лидер фракции (из составивших большинство) «Регионы Украины» Раиса Богатырева, например, по-прежнему подчеркивает, что большинства без «Нашей Украины» она не видит. Меж тем раздаются голоса, что необходимо немедленно приступить к перераспределению постов руководителей комитетов среди большинства, оставив меньшинству главенствование в трех.
Перераспределение портфелей глав парламентских комитетов может существенно затормозить законотворческий процесс
Естественно, так же, как во время первой после избрания нынешнего состава парламента, плановой «портфелиады», бюджетный комитет кажется парламентариям наиболее лакомым. В контексте сроков утверждения бюджета -- основного финансового закона страны на год, это приобретает особый, не лучший, оттенок. То есть -- пока существующий ныне комитет готовится к обсуждению проекта бюджета в первом чтении, его «шкуру» напряженно делят. Рабочая обстановочка?
Не в лучшем, кстати, положении находится вторая сторона процесса утверждения бюджета -- Кабинет министров. Правительство Анатолия Кинаха, как в лице главы, так и отдельных министров, не может не чувствовать, так сказать, горячего дыхания в затылок. Поскольку о создании коалиционного правительства говорить как-то сложно, ведь нет ни закона об оном, ни правовых правил влияния большинства на его формирование, да и коалиция, на 95 процентов состоящая из фракций, образовавшихся на базе избирательного блока «За единую Украину», как-то не очень похожа на коалицию -- в обиходе появился новый, невиданный термин: «обновленное» правительство.
Видно, постсоветскому пространству на роду написано -- порождать новые понятия, ставящие страницы учебников дыбом (вроде -- «демократизация» вместо «демократия», «гласность» вместо «свобода слова» и т. п. , вплоть до параллели из анекдота -- «канализация» вместо «канала»). А если оставить терминологические исследования, то как бы не называлась кадровая перетасовка, она все равно тревожит заинтересованных лиц, и вряд ли способствует их плановой, вдумчивой деятельности.
Интересно и то, что, повторимся, никаких законов о правах и обязанностях большинства, оппозиции, и связанных с этим коллизиях -- по-прежнему не существует. Все это можно, конечно, ввести волевым, одноразовым решением. Но тогда -- это не улучшение законодательной системы молодого независимого государства, а «времянка», могущая подвернуться перепланировке или уничтожению после следующих плановых выборов.
Впрочем, что касается опасности повторной «портфелиады» -- на днях у спикера парламента напряженно совещались представители всех без исключения фракций. В результате пришли к выводу, что, по словам Владимира Литвина, не время, наверное, сейчас заниматься новой дележкой комитетов -- куда важнее разблокировать работу парламента, сделать голосования результативными. То есть -- ничего из должностей не будут «отнимать и делить», если условная оппозиция, в свою очередь, прекратит своеобразную забастовку, и будет нормально участвовать в работе Верховной Рады. Остается чуть подождать: договорятся или продолжат «матч года»?..
Читайте нас у Facebook