ПОИСК
Політика

Сегодня парламент столкнется с тремя «б»: бюджетом, беспорядками и большинством?

0:00 17 жовтня 2002
Інф. «ФАКТІВ»

Практически две недели (с запланированным перерывом на одно заседание -- День правительства, в ходе которого, кстати, и прозвучало официальное объявление о создании парламентского большинства) Верховная Рада трудилась в непленарном режиме: депутаты работали во фракциях, комитетах, округах. Во вторник отечественные парламентарии возобновили сердечные (и не очень) встречи в зале со стеклянным куполом.

Надежным и работоспособным большинство может быть в составе не менее 250 народных депутатов

А на сегодня запланировано голосование за проект бюджета-2003 в первом чтении. Большинство (в официальном составе 231 депутата) анонсирует передел руководящих постов в комитетах, и кадровые изменения в составе Кабинета министров. Условно оппозиционные фракции вроде бы подтвердили свою решение не участвовать ни в каких голосованиях, и одновременно, есть информация о том, что переговоры между большинством, и, в частности, парламентской фракцией «Наша Украина», объявившей себя оппозиционной, продолжаются…

Будут ли они результативными, как говорится, покажет время, а может, и сегодняшний день в Верховной Раде. Но совершенно незаангажированные политологические источники утверждают, что «с точки зрения сухой теории», надежным и работоспособным большинство при нашем количественном составе парламента может быть, начиная с численности 250--260 членов. Как известно, до сих пор эта парламентская структура состояла из 231 народного депутата. Вряд ли стоит человеку любых убеждений и политических симпатий радоваться этому, речь идет не о том, что «наши» «ваших», (или наоборот) «бьют», это не перетягивание каната и не прочие развлечения. Если перенести приведенную выше ситуацию голосования на сегодняшний парламентский день -- велика опасность, что ни бюджет в первом чтении, ни иные нужные законопроекты «зеленого света» могут не дождаться…

Как в условной оппозиции есть, по общемировой терминологии, «ястребы» и «голуби», (то есть силы, стоящие на позиции обострения ситуации, и, напротив, желающие искать выход из кризиса), так же подобные «пернатые» найдутся и в условном большинстве. Лидер фракции (из составивших большинство) «Регионы Украины» Раиса Богатырева, например, по-прежнему подчеркивает, что большинства без «Нашей Украины» она не видит. Меж тем раздаются голоса, что необходимо немедленно приступить к перераспределению постов руководителей комитетов среди большинства, оставив меньшинству главенствование в трех.

РЕКЛАМА

Перераспределение портфелей глав парламентских комитетов может существенно затормозить законотворческий процесс

Естественно, так же, как во время первой после избрания нынешнего состава парламента, плановой «портфелиады», бюджетный комитет кажется парламентариям наиболее лакомым. В контексте сроков утверждения бюджета -- основного финансового закона страны на год, это приобретает особый, не лучший, оттенок. То есть -- пока существующий ныне комитет готовится к обсуждению проекта бюджета в первом чтении, его «шкуру» напряженно делят. Рабочая обстановочка?

Не в лучшем, кстати, положении находится вторая сторона процесса утверждения бюджета -- Кабинет министров. Правительство Анатолия Кинаха, как в лице главы, так и отдельных министров, не может не чувствовать, так сказать, горячего дыхания в затылок. Поскольку о создании коалиционного правительства говорить как-то сложно, ведь нет ни закона об оном, ни правовых правил влияния большинства на его формирование, да и коалиция, на 95 процентов состоящая из фракций, образовавшихся на базе избирательного блока «За единую Украину», как-то не очень похожа на коалицию -- в обиходе появился новый, невиданный термин: «обновленное» правительство.

РЕКЛАМА

Видно, постсоветскому пространству на роду написано -- порождать новые понятия, ставящие страницы учебников дыбом (вроде -- «демократизация» вместо «демократия», «гласность» вместо «свобода слова» и т. п. , вплоть до параллели из анекдота -- «канализация» вместо «канала»). А если оставить терминологические исследования, то как бы не называлась кадровая перетасовка, она все равно тревожит заинтересованных лиц, и вряд ли способствует их плановой, вдумчивой деятельности.

Интересно и то, что, повторимся, никаких законов о правах и обязанностях большинства, оппозиции, и связанных с этим коллизиях -- по-прежнему не существует. Все это можно, конечно, ввести волевым, одноразовым решением. Но тогда -- это не улучшение законодательной системы молодого независимого государства, а «времянка», могущая подвернуться перепланировке или уничтожению после следующих плановых выборов.

РЕКЛАМА

Впрочем, что касается опасности повторной «портфелиады» -- на днях у спикера парламента напряженно совещались представители всех без исключения фракций. В результате пришли к выводу, что, по словам Владимира Литвина, не время, наверное, сейчас заниматься новой дележкой комитетов -- куда важнее разблокировать работу парламента, сделать голосования результативными. То есть -- ничего из должностей не будут «отнимать и делить», если условная оппозиция, в свою очередь, прекратит своеобразную забастовку, и будет нормально участвовать в работе Верховной Рады. Остается чуть подождать: договорятся или продолжат «матч года»?..

 


166

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів