ПОИСК
Політика

Газ, который российские спецслужбы могли использовать во время операции по освобождению заложников, в сша запретили 30 лет назад

0:00 29 жовтня 2002
Возможно, поэтому официальные власти России не хотят назвать примененные в ходе штурма спецсредства?

Освобождая пленников в Москве, российские спецслужбы применили некий газ, который должен был обезвредить террористов, но, по заключению врачей, стал причиной смерти 118 заложников. Их количество продолжает расти. Власти и правоохранительные органы России пока не называют, какое же все-таки вещество было использовано в ходе штурма театрального центра на Дубровке. В официальных заявлениях оно фигурирует как «спецсредство». В эти дни определить название и состав газа пытаются ведущие специалисты по химическому оружию всего мира. Задача очень сложная, поскольку выводы им приходится делать лишь на основе репортажей из Москвы.

Американские эксперты Кристофер Холстедж и Джозеф Верренджиа склоняются к мысли, что это мог быть либо аэрозольный валиум, либо галлюциногенный газ BZ. Оба вещества вызывают временные психические расстройства у здоровых людей. При небольшой концентрации наблюдается сонливость и медлительность. Теряется контакт с реальным миром, оценка происходящего смешивается с галлюцинациями. BZ был получен в 1955 году американскими учеными, а в 1961-м они же установили его психоактивность. Пятью годами позже испытания на людях по определению боевой эффективности газа завершились.

Холстедж считает, что россияне могли применить BZ высокой концентрации, тогда факт о гибели стольких заложников совершенно объясним. С ним согласен профессор Пенсильванского университета Рон Мадрид, который подчеркивает, что в США этот газ запрещен более 30 лет назад. Однако россияне вполне могли продолжать его производство и изучение.

Джонатан Такер, работающий в Институте мира в Вашингтоне, отмечает, что применение BZ или аналогичных веществ является нарушением Международной конвенции по химическому оружию, к которой Россия присоединилась в 1997 году. Поэтому Кремль и не хочет называть газ, примененный в ходе штурма.

РЕКЛАМА

Его поддерживает британский эксперт Мартин Наваис из Центра оборонных исследований в Лондоне, который заявил в интервью телерадиокомпании Би-би-си: «Скрытность российских властей объясняется тем, что применение подобных веществ вступает в противоречие с конвенцией по химическому оружию. Даже если использованный газ и не был смертельным, его повышенная концентрация в замкнутом помещении вполне могла привести к летальному исходу».

Доктор химических наук, глава ассоциации «За химическую безопасность» Лев Федоров придерживается мнения о ненарушении Россией конвенции и полагает, что был использован один из так называемых инкапаситантов -- газов нелетального действия для борьбы с войсками противника, стоящих на вооружении российской (и других) армий. Проблема заключается в том, что оружие это до сих пор испытывалось только в боевых или приближенных к ним условиях. «В данном случае в зале сидели не 20-летние парни, а представители всего среза общества, в том числе из нескольких групп риска -- беременные женщины, дети, «печеночники», «почечники», «сердечники». Против таких категорий людей инкапаситанты никогда не применялись прежде… » -- подчеркивает Федоров. Кроме того, доза вещества могла быть сознательно завышена. Российскому ученому не нравится другое. Он не понимает, почему для оказания помощи пострадавшим не были привлечены военные токсикологи, ведь гражданским врачам, не зная конкретного источника отравления, было очень трудно ставить диагноз, а значит, и подбирать эффективные методы лечения.

РЕКЛАМА

Объясняет Федоров и другую загадку -- почему газ воздействовал столь сильно на заложников, а террористы в большинстве своем остались в сознании? Как любой препарат, инкапаситант действует на каждого человека индивидуально. Пленники более двух суток находились без пищи и воды в стрессовой ситуации, да еще и почти без движения. У страдающих хроническими заболеваниями началось обострение. А террористы, вопреки их рассказам, все это время питались нормально, даже алкогольными напитками «баловались» (одного из боевиков спецназовцы застрелили с початой бутылкой коньяка в руке). К тому же у боевиков были респираторы, которыми, правда, не все успели воспользоваться…

РЕКЛАМА

334

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів