Первый заместитель генпрокурора сергей винокуров: во время планируемых осенних акций их организаторам необходимо помнить об ответственности за здоровье и безопасность каждого участника
Политическая осень, как и новый учебный год в Украине, открылась второго сентября. На следующий день народные депутаты собрались в сессионном зале после каникул. А благодаря прямой трансляции заседания парламента, каждый мог оценить взгляды политиков и их подходы к путям и методам преодоления проблем нашего общества. В этот же день с парламентской трибуны было объявлено о намерениях оппозиции начать 16 сентября акцию гражданского протеста. Кстати, не только с трибуны, но и в кулуарах парламента из уст инициаторов этого мероприятия приходилось слышать, что власть, мол, обязательно предпримет попытку дискредитировать акцию. В связи с этим «ФАКТЫ» попросили первого заместителя Генерального прокурора, государственного советника юстиции 1 класса Сергея Винокурова заранее рассказать о перспективах, ожидающих участников акции, естественно, с точки зрения юриста. Прежде всего, законна ли сама акция?
«О намерениях провести митинг его организаторы обязаны заранее сообщить местным властям»
-- Вполне, если подобные мероприятия проводятся в соответствии с требованиями Конституции, -- говорит Сергей Винокуров. -- А она, как известно, закрепляя широкие демократические права партий и граждан, обязует каждого неуклонно придерживаться Основного Закона и других нормативно-правовых актов. В первую очередь, не посягать на права и свободы, честь и достоинство других людей. Без этого обеспечение правопорядка и реализация права на мирные собрания невозможны.
-- Что это означает на практике?
-- В соответствии со статьей 39 Конституции Украины, граждане имеют право на мирные собрания (без оружия), митинги, походы и демонстрации. Это положение Основного Закона отвечает статье 11 Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод человека. Мирный характер акций предполагает, что в поведении и выступлениях их участников не присутствуют агрессивность и публичные призывы к насильственным действиям, такие мероприятия не сопровождаются погромами, поджогами, уничтожением имущества, захватом зданий и не становятся причиной нарушения работы транспорта. Их участники должны быть толерантны в общении как с работниками правоохранительных органов, которые будут обеспечивать надлежащие условия для реализации права граждан на мирные собрания и соблюдения общественного порядка в местах их проведения, так и с теми, кто не разделяет их взгляды.
-- Существуют ли какие-то нормы закона, обязательные для соблюдения участниками акции?
-- О намерениях провести мирное собрание организаторы обязаны заранее сообщить органам исполнительной власти или органам местного самоуправления. Это требование -- обязательно. Проведение же акций без такого оповещения будет грубым нарушением Конституции.
Кстати, вопрос о своевременном оповещении о мирных собраниях был предметом рассмотрения в Конституционном суде в апреле 2001 года. Тогда было принято решение, что сроки предварительного оповещения должны находиться в рамках разумного и не ограничивать права граждан на проведение митингов, демонстраций. До даты проведения акций органы исполнительной власти должны осуществить ряд подготовительных мероприятий, в частности, для обеспечения беспрепятственного проведения гражданами мирных акций и для поддержания общественного порядка, охраны прав и свобод других людей. В случае необходимости органы исполнительной власти или местного самоуправления могут согласовывать с организаторами массовых собраний дату, время и место маршрута, условия, продолжительность их проведения.
Срок предварительного оповещения должен быть достаточным для того, чтобы органы исполнительной власти и самоуправления могли определить, насколько проведение таких собраний соответствует требованиям закона, и, если возникнет необходимость, обратиться в суд для решения спорных вопросов. Я все детализирую для того, чтобы привлечь внимание и организаторов мирных собраний, и представителей власти, в том числе и к решению Конституционного суда о том, что определение сроков предварительного оповещения, форм мирных собраний, массовости, места и времени проведения является предметом законодательного урегулирования.
Но такого закона, к сожалению, у нас пока нет. До принятия новой Конституции в действующем на то время законодательстве, которое регулировало порядок организации и проведения собраний, митингов, демонстраций, предусматривалось, чтобы заявка в органы власти подавалась не позднее чем за десять дней до намеченной даты проведения мероприятия. Такой срок является оптимальным. И с учетом подходов Конституционного суда к решению этого вопроса, организаторам нынешних осенних акций следовало бы на него ориентироваться.
«В недалеком прошлом подобные акции заканчивались неоправданным, агрессивным противостоянием митингующих и власти»
-- Может ли кто-нибудь лишить граждан их права на проведение акций протеста? Существуют ли здесь какие-то ограничения?
-- Конституцией установлен порядок ограничений, касающихся права на мирные собрания. В соответствии с законом они могут устанавливаться только судом и только в интересах национальной безопасности и общественного порядка -- чтобы предотвратить беспорядки или преступления, защитить здоровье населения или права и свободы других людей. Но суд, учтя все обстоятельства и особенности массовых собраний, может ограничить реализацию этого права, а не лишить его. Статья 294 Уголовного кодекса Украины предусматривает ответственность за организацию массовых беспорядков, сопровождающихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества, захватом строений или зданий, сопротивлением представителям власти с применением оружия или других предметов, которые использовались как оружие, а также ответственность за активное участие в массовых беспорядках.
Безусловно, для принятия судебного решения об ограничении права на мирные собрания должны быть предоставлены убедительные и достоверные доказательства.
-- А какие обязанности накладывает в таких случаях закон на представителей власти?
-- Органы власти обязаны ответственно отнестись к созданию надлежащих условий для реализации гражданами своего права на мирные собрания. Все мы должны учитывать уроки молодой украинской демократии. Ведь в недалеком прошлом некоторые подобные акции заканчивались неоправданным, агрессивным противостоянием митингующих и власти. И от этого никто не выиграл.
Особая ответственность лежит на органах внутренних дел, их руководителях, каждом сотруднике милиции. Мировое сообщество, принимая во внимание высокую ответственность государства перед гражданами, еще в 1979 году на заседании Генеральной Ассамблеи ООН приняло Кодекс поведения должностных лиц по поддержке правопорядка. В статье 5 этого документа предусмотрено, что лица, ответственные за поддержание общественного порядка, могут применить силу только в случаях крайней необходимости и в той мере, которая потребуется для выполнения служебных обязанностей. Наши законодательные акты, которыми регулируется деятельность милиции, ведомственные акты, в частности, Устав патрульно-постовой службы милиции Украины, соответствуют духу этого международного акта. От сотрудников милиции при обеспечении общественного порядка и общественной безопасности во время собраний, митингов, демонстраций требуется проявление исключительной предусмотрительности и выдержки, спокойные и уверенные действия. Во взаимоотношениях с гражданами им следует проявлять высокую культуру и такт, проявлять спокойствие, рассудительность и не отвечать на грубость грубостью. Во всяком случае слова и действия правоохранителей не должны приводить к осложнению обстановки.
Постановлением правительства утверждены Правила применения специальных мер при охране общественного порядка, в которых четко указаны случаи их применения. Ответственность за организацию работы по обеспечению законности применения специальных мер во время охраны общественного порядка возложена на министра внутренних дел. Но даже если избежать применения специальных мер невозможно, сотрудники милиции должны действовать в рамках, необходимых для исполнения возложенных на милицию обязанностей, и свести к минимуму вероятность нанесения ущерба здоровью как правонарушителей, так и других граждан. Таким образом, база для действий милиции при поддержании правопорядка есть. Необходимо лишь четко следовать ее положениям, ни в коем случае не допуская превышения полномочий.
«Для общественного спокойствия лучше придерживаться Конституции и законов и в их рамках искать пути решения наболевших проблем»
-- Какую ответственность предусматривает закон для нарушителей порядка?
-- Организаторы осенних митингов должны уяснить свою ответственность за здоровье и безопасность каждого участника акции. Ведь демократические принципы не исключают и уголовной ответственности за нарушения в ходе акций. Хочу подчеркнуть другое -- мы строим правовое, демократическое государство. И каждый год, прожитый народом независимой Украины, делает наших людей мудрее и толерантнее, они все больше ценят закон, правопорядок. Становится ясно, что для общественного спокойствия выгоднее придерживаться Конституции и законов Украины и в их рамках искать пути решения наболевших проблем.
Прокуратура Украины по своему конституционному статусу наделена полномочиями осуществлять прокурорский надзор за выполнением и правильным применением законов Кабинетом министров Украины, другими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, а также гражданами. Учитывая провозглашенную масштабность осенних акций, я хотел бы всех предупредить об осторожности в своих действиях и необходимости придерживаться требований закона.
Если же он будет нарушаться (то ли партийными деятелями, то ли рядовыми гражданами), то прокуратура будет непредубежденно и непредвзято требовать привлечения виновных к предусмотренной законом ответственности.
171Читайте нас у Facebook