Башни-близнецы всемирного торгового центра в нью-йорке должны были выдержать не только землетрясение и штормовой ветер, но и Удар крупного авиалайнера
В среду исполняется год со дня самого масштабного и страшного террористического акта в истории человечества -- разрушения небоскребов-близнецов Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, под развалинами которого погибли тысячи людей.
Спасательные работы на месте трагедии продолжались до тех пор, пока была хоть малейшая надежда найти под развалинами живых пострадавших. Затем, огромные силы были брошены на то, чтобы расчистить место трагедии -- груды камней, покореженных стальных балок и остатков бетона на месте рухнувших зданий вполне хватило бы, чтобы покрыть шесть футбольных полей десятиметровым слоем. Это было деликатнейшей задачей -- место, где находилась одна из самых больших достопримечательностей Нью-Йорка, превратилось в огромное кладбище Специалисты планировали, что на расчистку уйдет больше года. Строителям удалось совершить почти невозможное, закончив работы на много месяцев раньше.
Сегодня инженеры ведут споры: почему рухнули здания, рассчитанные на то, чтобы выдержать землетрясения, штормовые ветры и даже удар самолета?
Спасатели откапывали людей, а небольшая группа искала под развалинами небоскребов две тысячи килограммов героина
Всемирный торговый центр занимал площадь в 64 тысячи квадратных метров. Кроме небоскребов-близнецов, террористы разрушили пять других зданий плюс подземные магазины и парковку.
-- Полностью рухнули башни, отель «Мариотт» и здание Всемирного торгового центра, -- рассказывает инженер-строитель Ричард Томасетти, компания которого играла основную роль в расчистке. -- Частично разрушены еще три здания. Повреждения их были столь велики, что устоявшие части зданий все равно пришлось разбирать -- они были на грани обрушения и представляли огромную опасность для спасателей. Когда я впервые оказался среди развалин, у меня было такое чувство, будто я покинул свое тело. Это было, как в кино или во сне. Хотелось, чтобы это поскорее закончилось
Разрушение были такими, что даже местные спасатели плохо ориентировались в развалинах -- невозможно было определить, где первое здание, где второе. Поэтому пришлось сделать снимки места трагедии с вертолета, чтобы уточнить, где стояли здания, и сообщить об этом спасательным группам.
Главной задачей был, конечно же, поиск выживших. Но одна небольшая группа искала примерно две тысячи килограммов героина, а также находившиеся в таможне и стоившие миллионы долларов партии золота и серебра из банка «Нова Скотия». Все это со временем нашли.
Инженер Ричард Гарлок был в группе, первой пробравшейся ниже уровня улиц и оказавшейся на самом нижнем подземном уровне, на станции метро, где стоял поезд, так и не дождавшийся пассажиров.
-- Мы пробрались через так называемый «северный вход», -- рассказывал Ричард, -- вентиляционную шахту с лестницей. Под землей, на платформе «Б» мы обнаружили газетный киоск, полностью покрытый пылью -- так, что невозможно было разобрать никаких надписей. Внутри лежали газеты от 11 сентября Время там словно замерло.
Когда наконец были расчищены окрестные улицы, к развалинам стянули около 260 единиц тяжелой техники. Городские власти решили, что обломки будут вывезены на Стэйтен Айленд, где их затем изучат, дабы восстановить картину преступления.
Но даже спустя месяцы после нападения террористов место трагедии по-прежнему оставалось адом, источавшим жар и дым. Даже продолжительное время спустя температура стальных балок внутри развалин продолжала держаться на уровне 200-400 градусов. Прежде чем извлечь стальные конструкции, их приходилось поливать водой, после чего ввысь поднималось огромное количество пара.
«Я ни на секунду не забывал, что в грудах мусора находится то, что было людьми »
К 14 сентября 2001 года с места трагедии вывезли 1500 грузовиков обломков. А еще оставалось около полутора миллионов тонн, и чтобы убрать их, требовалось 75 тысяч грузовых автомобилей -- слишком много для переполненных транспортом улиц Нью-Йорка. И городские власти приняли решение задействовать флотилию барж -- тем более, что одна баржа вмещает груз, на перевозку которого требуется от 50 до 150 грузовиков.
-- Мы приступили к операции по углублению дна возле причалов, ближайших к месту трагедии, -- вспоминает директор транспортной компании «Викс Марин» Джордж Витич. -- С 13 сентября 2001 года баржи курсировали 24 часа в сутки.
Щебень и бетон отправляли на Стэйтен Айленд, стальные конструкции шли в Нью Джерси -- 8--10 барж ежедневно, и на каждой по три тысячи тонн.
-- Смотришь на каждую груженую баржу и понимаешь, что там чьи-то останки, неважно в какой форме -- пепел или еще что-то, -- рассказывал шкипер Брюс Хорнер. -- Это не обычная работа, когда перевозишь землю или камни Я ни на секунду не забывал, что в грудах мусора находится то, что было людьми
Большинство барж разгружалось в месте, названном, по мрачному совпадению, Fresh Kills -- Новые Убийства. Этот крупнейший мусорный полигон в мире (9 квадратных километров!) был долгое время закрыт, а 11 сентября его открыли вновь. Содержимое барж разгружалось краном, потом грузовики привозили его к месту сортировки. На месте кранами выбиралась вся сталь, Оставшиеся материалы, вроде щебня, либо осматривали вручную, либо пропускали через специальные аппараты. Но все материалы, даже самые мелкие, проходили сортировку на вибрирующем конвейере, где агенты полиции и ФБР могли их рассмотреть и выявить какие-то улики.
-- Если сортировщики видели что-то вроде личных вещей или улик, они могли остановить транспортер и забрать, -- рассказывал полковник Джон О'Дауд, военный инженер. -- Затем все это снова раскладывали на земле, и сотрудники полиции и Федерального бюро расследований вновь осматривали обломки, разыскивая личные вещи и предметы, которые могли относиться к самолетам. Это была тяжелая и страшная работа. Нашли тысячи вещей, рассказавших о своих погибших владельцах -- наручные часы, украшения, документы.
Кроме трагических историй, всплывали и курьезные. Так, Питеру Ринальди, одному из специалистов, руководящих работами на расчистке, сотрудники ФБР вернули его собственный пропуск во Всемирный торговый центр, забытый им в рабочем столе своего офиса на 72-м этаже одного из рухнувших небоскребов. К счастью для Питера, в момент трагедии его в здании не было
Операция по расчистке места катастрофы уже набрала обороты, когда возникла серьезная проблема. Еще во время строительства комплекса вдоль всего периметра фундамента была возведена бетонная стена, которая обеспечивала стабильность комплекса и защищала фундамент от подземных вод реки Гудзон. Стена поддерживалась горизонтальными бетонными плитами, на которых расположилась подземная парковка. Когда здания рухнули, эти плиты развалились. Обломки достали, и вместо них было решено установить специальные распорки из металлических плит и арматуры, которые придали бы конструкции прочность -- а иначе фундамент мог бы быть затоплен водами Гудзона.
Но с распорками едва не опоздали. Как-то воскресным утром рабочий заметил трещину, сквозь которую сочилась вода. Стена, окружавшая фундамент подвинулась примерно на 20 сантиметров, но рабочие все же успели остановить ее и укрепить распорками.
Тем временем стальные балки, извлеченные из котлована, отделяли от камней и щебня и на баржах перевозили в Нью Джерси. Каждая такая баржа вмещала 400--500 тонн стального лома, а всего искореженных стальных балок на месте теракта найдено столько, сколько производит за день вся стальная промышленность США!
Куски стальной арматуры разрезали ацетиленовыми резаками на части весом примерно в тонну. Сейчас этот лом продается на сталеплавильные предприятия Турции, Южной Кореи, Китая и Малайзии, где его переплавят на арматуру, решетки и прокат. Но перед продажей все части разрушенных небоскребов тщательно изучаются -- ведь эти искореженные останки могут ответить на главный вопрос, мучающий сегодня инженеров-строителей -- почему башни не смогли выдержать удара самолетов-террористов?
Стальные опоры башен размягчились в пламени пожара, как спагетти в кипящей воде
Строительная компания Джона Тишмана строила эти здания, применяя революционную систему каркасов. Нижний уровень небоскребов состоял из прочных стальных конструкций, напоминающих арфы. Внешняя часть -- из сварных плит. Перекрытия были из специальных стропильных ферм, на которые укладывались плиты, разделенные пролетами.
Внутри здания устанавливались колонны, делавшие его устойчивым. Они удерживали на себе примерно 60 процентов веса небоскребов. Остальные 40 процентов удерживались внешними колоннами, помогавшими также сооружению противостоять шквальному ветру. По словам специалистов, конструкция небоскребов была уникальной -- неуязвимой для ветра, землетрясений и прочих природных катаклизмов.
Когда в 1993 году террористы взорвали в Всемирном торговом центре машину, погибли шесть и были ранены более тысячи человек. Однако бомба почти не причинила вреда строению. Конструкция должна была выдержать удар большого авиалайнера. Но никто не думал об огромных запасах горючего, который находился в самолетах, захваченных террористами.
В двух самолетах было около 75 тысяч литров авиационного топлива. После ударов самолетов у каждого здания еще оставался небольшой запас прочности. Но башня-2 (атакованная через 20 минут после башни-1) рухнула первой, через 54 минуты после удара. Возможно, что было разрушено большее количество ее внутренних колонн, а, может быть, еще и потому, что удар пришелся примерно на 30 этажей ниже крыши здания (и на 15 этажей ниже, чем в башне-1).
Как бы то ни было, пожар разгорелся в обоих зданиях. Жар пламени был настолько сильным, что огнеупорный материал, покрывавший стальные конструкции четырехсантиметровым слоем, расправился и сгорел, превратившись в тонкий стеклообразный налет. Стальные балки размягчились в пламени, как спагетти в кипящей воде. Перекрытия прогнулись, и верхняя часть башен рухнула на нижнюю -- подобно тому, как если бы 20-этажное здание бросили на 90-этажное.
Многие проектировщики были поражены, когда здания рухнули. Споры о том, что послужило окончательной причиной падения башен, будут продолжаться еще долго.
Арендатор комплекса Всемирного торгового центра продолжает платить за аренду этой территории 130 миллионов долларов в год и надеется отстроить небоскребы
Строительство Всемирного торгового центра, начатое еще в 60-х годах XX века, стало одним из самых заметных событий в истории Нью-Йорка и обошлось в 1 миллиард 100 миллионов долларов. Как водится, жители города сначала невзлюбили небоскребы-близнецы, однако позже их история в чем-то повторила судьбу парижской Эйфелевой башни -- горожане не просто полюбили «архитектурных уродцев» но даже стали считать их своеобразным символом города. Построенные в 1972 году, они на то время были высочайшими зданиями в мире.
Между прочим, «отец» Всемирного торгового центра архитектор Минору Ямасаки панически боялся высоты. Поэтому он предложил поместить снаружи зданий полые стальные трубы, заслонявшие вид из окон, чтобы люди выглядывая, не чувствовали головокружения. Ямасаки писал, что Всемирный торговый центр стал символом его стремления к миру во всем мире.
Сегодня в Нью-Йорке разгорается спор: что должно быть построено вместо рухнувших небоскребов, дабы увековечить трагедию города? Необходимость в создании мемориала очевидна. Но нельзя забывать, что это место -- центр делового района мирового масштаба.
Ларри Силверстейн заплатил три миллиарда долларов за 99-летнюю аренду зданий всего за шесть недель до катастрофы:
-- Поскольку я должен платить за аренду земли Портовому управлению Нью-Джерси около 130 миллионов в год и аренда обязывает меня заново построить торговый центр (этот пункт заложен в договоре!), я очень надеюсь найти семь миллиардов долларов, на которые небоскребы будут отстроены заново. Возможно, торговый центр уже не будет в виде двух башен. Но оптимальной его формой я считаю все же башни -- пусть они будут не такие высокие -- всего в 50--70 этажей.
Возможно, в какой-то степени господин Силверстейн и прав -- деловой Нью-Йорк очень пострадал от потери миллионов квадратных метров офисной площади. Но нельзя не принимать во внимание пожелания семей погибших.
Рэй Гестил возглавляет инициативную группу, которая рассматривает различные проекты мемориала жертвам теракта 11 сентября 2001 года:
-- Некоторые считают, что на этом месте нельзя ничего больше строить -- нужно разбить сад, а там, где стояли башни, вырыть пруды. Другие все же предлагают выстроить башню -- невероятно высокую, которая стала бы символом восстановления города. Но башня, по мнению авторов этого проекта, должна быть мемориалом, а не сдаваться под офисы.
Есть и еще одно любопытное предложение -- построить на месте рухнувших небоскребов громадные светящиеся скульптуры, повторяющие форму зданий, которые станут ослепительным памятником утраченному силуэту города. (Макет этого мемориала поражает такой сияющей и трагической красотой, что дух захватывает!)
Что бы ни решили нью-йоркцы, страшный урок 11 сентября заставит инженеров-строителей пересмотреть свои взгляды на конструкции высотных зданий. Строить небоскребы по-прежнему очень выгодно, но сегодня эксперты считают, что оптимальная высота этих зданий должна быть не более 50--60 этажей. Главное, чтобы в них можно было спасти людей в случае нападения террористов.
По материалам телеканала «Дискавери» подготовила Людмила ЗАГЛАДА
1885Читайте нас у Facebook