Целую неделю в реанимацию к маме носили ее новорожденную дочь, надеясь, что женщина почувствует тепло малышки и выйдет из комы
Роды -- огромный стресс для женщины
Несколько дней назад на Киевскую городскую станцию скорой помощи поступил необычный вызов: «Из окна третьего этажа выпал трехмесячный мальчик». На месте выяснилось: его выбросила мама, находившаяся в состоянии послеродового психоза. Младенца отвезли в столичный Институт нейрохирургии. Там его и увидели корреспонденты «ФАКТОВ»: он умилительно улыбался и с интересом рассматривал окружающий мир.
-- Компьютерные исследования головного мозга и грудной клетки показали у ребенка перелом височной кости, не требующий хирургического вмешательства, а также сотрясение и ушиб легкого, что может привести к развитию пневмонии или дыхательной недостаточности, -- рассказал «ФАКТАМ» заведующий отделением интенсивной терапии Института нейрохирургии АМН Украины заслуженный врач Украины Ростислав Яроцкий. -- Так что пока малыш будет находиться под наблюдением врачей.
-- Первые месяцы после того, как дочка родила, я жила с ее семьей в Киеве, помогала. У нее же есть еще один ребенок -- трехлетняя девочка, -- рассказывает бабушка пострадавшего младенца, приехавшая в столицу из Херсонской области. -- Уезжая, даже предположить не могла, что Лена такое сделает. Хотя Когда дочь была беременна, умерла ее подруга. И после родов Лена начала видеть сны, будто умершая зовет к себе, иногда она слышала ее голос днем. Я посоветовала дочери не думать о плохом, а в следующий раз ответить подруге: «Я к тебе не пойду» -- и все отступит. Но вышло иначе. Я видела дочь после случившегося, и она мне рассказала: днем, когда муж был на работе, а старший ребенок в детском саду, она снова услышала голос и, взяв на руки малыша, вышла на балкон. Лена бросила ребенка, а сама не смогла перебраться через высокие перила
На первый взгляд, словосочетание «послеродовой психоз» может показаться нелепой выдумкой. Ну как такое может быть? Ведь рождение ребенка -- это счастье в первую очередь для матери, а также для ее близких. Но нужно помнить: роды -- это огромный стресс для женского организма и психики, порой проявляющийся раздражительностью, плаксивостью, неуверенностью в себе, неадекватностью поведения. И это подтверждают специалисты.
-- Согласно статистике, послеродовой психоз -- явление редкое. Например, в Киеве ежегодно бывает всего 3--4 таких случая, -- рассказал заместитель директора Украинского НИИ социальной и судебной психиатрии и наркологии Минздрава Украины Михаил Игнатов. -- У некоторых женщин психоз может стать началом психического заболевания, особенно если проявился через несколько месяцев после родов. Но если это состояние возникает сразу после появления ребенка на свет -- вследствие большой кровопотери или инфекционного осложнения, -- то быстро проходит и больше никогда не повторяется. Женщина может впасть в депрессию из-за недосыпания, стрессов, связанных с большими нагрузками. Из этого состояния ей помогут выйти родные, взяв на себя часть забот.
-- Наказывают ли женщин, страдающих послеродовым психозом, за то, что они пытались убить или убили своего ребенка?
-- По факту случившегося обязательно заводится уголовное дело. Если женщина находилась в состоянии послеродового психоза, что подтверждает экспертиза, суд направляет ее на принудительное лечение.
О рождении собственной дочери Евгения узнала через неделю
Никто не в силах предсказать, как роды отразятся на здоровье женщины. Часто бывает так: после тяжелых родов женщина физически не может заниматься своим ребенком. И собственная слабость, вынужденная разлука с дитем приводят ее к депрессии. Именно это случилось с Евгенией Н.
-- Моя невестка три месяца не виделась со своей новорожденной дочерью, -- рассказывает Тамара Арсеньевна. -- Пока она восстанавливалась после родов, малышкой занималась я. Каждая встреча с дочкой расстраивала Женю до слез: невестка с трудом ходила, у нее были слабыми руки, из-за чего она не могла даже подержать дочку, прижать ее к себе. Но, слава Богу, вот уже два месяца моя внучка находится дома рядом с папой и мамой, ее с удовольствием развлекают старшие сестричка и брат.
Евгения родила здоровую доношенную девочку 26 октября прошлого года, но узнала об этом только через неделю: все это время родильница находилась в коме. После операции кесарева сечения у нее отказали почки, на пятый день произошла остановка сердца, однако врачам удалось его запустить. Затем началось сильное кровотечение.
-- После операции врач сказала нам с сыном: «Мы сделали все, что могли. Остается одно: молиться», -- продолжает Тамара Арсеньевна. -- Я тогда страшно испугалась за детей, которые могли остаться без мамы. Но, видимо, наши молитвы были услышаны: Женя пришла в себя.
-- Еще не открыв глаза, я услышала: «Эта женщина находится в коме семь дней. Но родила здоровую девочку», -- говорит Евгения. -- Я удивилась: о ком это? И поспешила открыть глаза, чтобы не услышать чего-нибудь плохого о себе.
Убедившись, что женщина вышла из комы, врачи показали ей малышку. «Какая же она родная и красивая», -- подумала Евгения. Ей очень хотелось прижать к себе дочку, покормить ее. Но врачи запретили это делать. Да и сил у мамы не было.
-- Находясь в реанимации, я впала в жуткую депрессию, -- вспоминает Евгения. -- Чувствовала себя очень слабой, угнетающе действовал специфический запах лекарств. Думала: «А что если бы я умерла во время родов? Мои трое детей остались бы сиротами » Почти каждый день я вспоминала, как меня «готовила» гинеколог: «У вас очень высокое давление. При таких показателях можно умереть во время родов. Да и на ребенке это может отразиться самым негативным образом. Подумайте: а если ваш малыш родится уродом или инвалидом?» Но УЗИ показало, что ребенок развивается нормально. И это меня успокоило. Я ведь сына Петю шесть лет назад рожала тоже с высоким давлением -- и ничего. Правда, тогда врачи сказали, что детей у меня больше не будет. Поэтому беременность для меня самой стала неожиданностью. И в голове была одна мысль: если мне предстоит перенести кровопотерю, операции, даже умереть, я все равно не откажусь от своей малышки. Хотя я была уверена, что не умру. Разве я могла оставить троих детей?
-- Вы помните тот момент, когда точно поняли, что любите свою дочурку?
-- Когда я была беременна, у меня к дочке было скорее дружеское чувство. Она забавно толкалась в животе, это было приятно. Но когда мне показали малышку в первый раз в реанимации, я поняла: люблю ее несказанно! И поэтому меня очень расстраивало то, что я не могу быть рядом с дочкой. Мне пришлось заново учиться ходить. Сначала делала несколько шагов до инвалидного кресла, в котором меня возили на перевязки. Затем до умывальника, который находился в углу палаты. Доходила до него мокрая от пота. И чтобы обтереться, заставляла себя открыть кран. Вы не представляете, как это было трудно!
«Я не смогла взять дочку на руки и разревелась»
Спустя полтора месяца после родов Евгения все еще не могла долго ходить, у нее плохо работала левая рука. Но женщина потребовала отпустить ее из роддома домой: «Везите меня к дочери, к Таиске». На четвертый этаж, в квартиру, Евгению несли на руках.
-- Дочка спала в своей кроватке, -- говорит Евгения. -- Я наклонилась к ней, очень хотелось взять ее на руки, но я не смогла этого сделать и разревелась. Родственники деликатно вышли из комнаты, дали мне наплакаться. А потом мы лежали с дочкой на диване и смотрели друг на друга. Мне кажется, она сразу поняла, что я ее мама.
-- Нам разрешили забрать девочку домой, когда Женя вышла из комы, -- вспоминает Тамара Арсеньевна. -- Всю неделю малышку приносили к маме в реанимацию, надеясь, что, почувствовав дочку рядом, она «проснется». На семейном совете мы решили: девочка побудет у меня. Согласно святцам, мы назвали ее Таисией. Женина мама занималась старшими внуками. Так я стала «кормящей» бабушкой на три месяца. Пришлось вспоминать, как обращаться с новорожденными. Многое изменилось: когда рос мой сын, в квартире повсюду сушились пеленки и подгузники, а теперь появились памперсы. Сына я кормила грудью, а внучке пришлось готовить молочную смесь. Но я вооружилась книгой «Мать и дитя» и всему научилась. Единственное, что иногда пугало: Таиска спит тихо-тихо, и чтобы проверить, дышит ли она, я по ночам вставала несколько раз. А самой большой трудностью оказалось «выбить» себе больничный, чтобы я могла остаться дома с малышкой (я ведь работаю). Ну никак не хотели мне оформить документы по уходу за ребенком! Всех удивляло, что за новорожденным ребенком ухаживает не мама. Но ведь в жизни бывает всякое. Больничный мне все же предоставили -- неоплачиваемый. Хорошо, в сложный для нас период нашлись добрые люди, сдававшие кровь для невестки, помогавшие и памперсы покупать, и питание.
Во время нашего разговора все трое детей находились рядом. Катя и Петя, старшие, сидели возле малышки Таисии, время от времени трогая ее маленькие пальчики, прикасаясь к пухленьким щечкам. Девочке это явно нравилась. Она в ответ нежно агукала.
-- Раньше Петька был младшим, -- объясняет 9-летняя Катя, -- а теперь стал средним.
-- А тебе нравится быть старшей?
-- Да. Это весело. А когда Таиска жила у бабушки, мы постоянно спрашивали маму: «Когда она приедет к нам?» Мы ее очень ждали. Она такая замечательная!
Читайте нас у Facebook