«советник премьера» реализует схему обворовывания бюджета украины?
В 1947 году профессор Лондонского государственного колледжа Деннис Габор изобрел голограмму. Спустя двадцать лет, в конце 60-х годов прошлого века, профессор Денисюк из Ленинграда получил принципиально новую голографическую картинку, позволяющую воспроизводить объемные изображения в обычном, белом свете. Наконец, в 1969 году американец Стивен Бентон создал голограмму, переливающуюся всеми цветами радуги. Открытие Бентона позволило начать массовое производство недорогих голограмм путем штамповки. Голограммы именно такого типа применяются сегодня для защиты от подделок документов, банковских карточек и т. п. Благодаря Бентону голография обрела популярность в широких слоях общества. С тех пор и по сегодняшний день человечество не придумало лучшего способа защиты товаров и документов от подделок и фальсификаций.
Голограмма предельно ограничивает возможности бизнесменов-»теневиков», которые контролируют рынок фальсификата
В первые годы независимости Украины чрезвычайно серьезной проблемой сохранения здоровья нации на государственном уровне не занимался практически никто. Не до того было государственным мужам: кто в политику ударился, перед иными открылись предпринимательские перспективы. Однако со временем сама жизнь вынудила государство вплотную заняться противостоянием лавине фальсификата, буквально захлестнувшей прилавки. Данные о количестве граждан Украины, отравившихся «левыми» водкой, медикаментами и проч. , стали напоминать фронтовые сводки. Наконец, в ноябре 2000 года Президент Леонид Кучма подписал указ о внедрении в Украине голографических защитных элементов (ГЗЭ) для защиты документов и товаров. Несколько раньше, в июне 1999 года, Кабинет министров поручил Национальной академии наук создать отечественное производство ГЗЭ. И в декабре 2000-го было запущено в эксплуатацию оборудованное, соответствующее лучшим мировым стандартам, на предприятии «Голография». Обеспечивающая полный производственный цикл «Голография» получила соответствующую лицензию Службы безопасности Украины. Научное обеспечение деятельности предприятия взял на себя Международный центр «Институт прикладной оптики» НАНУ, физики которого — одни из лучших в мире.
Так что до поры — до времени благое дело защиты отечественных товаров и документов от подделок, на первый взгляд, находило всеобщую поддержку и одобрение. После выхода упомянутого указа главы государства Кабинет министров должен был на протяжении месяца разработать и утвердить перечень документов и товаров, которые подлежат защите ГЗЭ. Однако прошло уже гораздо больше времени, чем было отведено для выполнения положений документа, под которым стоит подпись Леонида Кучмы, а широкого внедрения голограмм, по сути, как не было, так и нет. Почему? Кто заинтересован в создании искусственных препятствий благому делу защиты потребительского рынка? Вопрос не только из области теории. Ответ же на него «засвечивает» не одну группу предпринимателей, которые в решении своих бизнес-интересов зачастую мастерски обходят установленные государством правила игры.
Судите сами: создано высокотехнологичное производство, наработана достаточная законодательная база, присутствует авторитетный координирующий орган в лице СБУ — а перипетиям вокруг отечественного голографирования конца-края не видно. Может, противники данной идеи до такой степени могущественны, а их влияние в коридорах власти настолько велико, что под давлением их аргументов некоторые чиновники забывают о государственных интересах? Как бы то ни было, по мнению независимых экспертов, существуют две основные группы противников массового введения голографической защиты. Первая — бизнесмены-»теневики», которые контролируют рынок фальсификата: поддельных (и потому крайне опасных) алкоголя и табака, медицинских препаратов, пиратской аудио- и видеопродукции, фальшивых документов. Голограмма предельно ограничивает возможности этого рода, надо сказать, весьма своеоборазного бизнеса, ежегодные прибыли которого, по оценкам спецслужб, превышают сегодня 3 млрд. грн. Впрочем, деятельность теневого сектора экономики заслуживает отдельного разговора.
В данном же случае нас больше интересует другая, не менее могущественная группа: чиновники и тесно подружившиеся с ними предприиматели, интерес которых изначально состоял в неконтролируемом импорте в Украину ГЗЭ зарубежного производства. Сейчас же, когда обстоятельства изменились (об этом чуть ниже), «бизнесмены» стремятся развернуть в Украине выпуск голограмм на ввезенном ими же при весьма любопытных обстоятельствах оборудовании. Впрочем, обо всем по порядку.
Проблема, касающаяся импорта ГЗЭ, заключается в том, что, по оценкам специалистов-оптиков, материалы зарубежных производителей голограмм, поставляемые украинскими посредниками, хуже отечественных по качеству, однако стоят дороже. «В большинстве стран мира подобные материалы используются для декоративных целей и вместо оберточной бумаги для упаковки товаров», — предупреждает авторитетный ученый, директор Международного центра «Институт прикладной оптики» НАНУ С. Анохов. «Использование этих материалов в качестве защитных голограмм приведет к их несанкционированному распространению и незаконному использованию», — убежден г-н Анохов. Фактически окажется выхолощенной сама суть нововведения: надежная защита товаров от «умелых рук доморощенных умельцев с какой-нибудь Малой Арнаутской».
Отсутствие законодательного урегулирования конкретного вопроса -- идеальная почва для махинаций и обмана государства
Однако с точкой зрения ученых предприимчивые люди считаться не привыкли. По словам сотрудников правоохранительных органов, до недавних пор суть голографического бизнеса сводилась к простой схеме: купить за границей дешевые по причине своей второсортности голограммы и продать их в Украине бюджетной или коммерческой структуре по вполне осязаемой цене. К тому же, еще какой-то год назад ГЗЭ попросту отсутствовали в таможенных классификаторах как товар, облагаемый пошлиной при ввозе в Украину. Можно было, попросту говоря, завезти в страну рулон голограмм и торговать ими, как душе угодно.
Почему нет? Ведь отсутствие законодательного урегулирования конкретного вопроса всегда было идеальной почвой для всяческих махинаций и обмана государства. Вот и получилось, что до недавних пор для Национального банка Украины не было друга лучше, нежели британская фирма De La Rue, занимающаяся изготовлением денежных купюр и защищенных документов. О находящемся же под Киевом заводе, который ничуть не хуже предприятий именитых англичан, напрочь забыли и правительство Виктора Ющенко, и нынешний Кабмин. Так и возили бы в Украину английские голограммы, да вот незадача: часть британской фирмы, которая занималась производством голограмм, обанкротилась. И De La Rue отпала сама по себе, природным, так сказать, путем. Казалось бы, отечественный производитель, наконец, победил. Однако время бросать в воздух чепчики еще не пришло. События продолжают развиваться, причем в виде причудливой спирали.
С 2001 года массовый ввоз ГЗЭ становится невозможным: начали действовать нормативные акты, которые более строго регламентировали предпринимательскую деятельность в области распространения и производства защитных голограмм. Не желая оставаться в стороне, образно говоря, от финансовых потоков, «бизнесмены» решили, что завозить чужие ГЗЭ хорошо, а выпускать свои — спокойнее. С энтузиазмом взялись за дело. Постойте, а как же быть с уже существующим предприятием «Голография», которое производит голограммы на экспорт, но никак не может начать работать на полную мощность для нужд родного государства? Предприниматели, видимо, решили, что не они завод строили, а посему не у них должна болеть голова о перспективах этого производства.
А тем временем сразу несколько предприятий получили право и соответствующие лицензии на выпуск ГЗЭ. Среди них -- общество с ограниченной ответственностью «Научно-технологический центр «Оптроникс», владельцами которого являются несостоявшийся народный депутат Сергей Кияниченко, бизнесмен Сергей Полетаев и ученый, плодотворно трудящийся на благо отечественной науки в Киевском университете, Владимир Гирнык.
Начиная с 1999 года, Сергей Полетаев, используя доступ к оффшорным структурам, завозил в Украину голографические защитные элементы. При этом на таможне импортные ГЗЭ проходили в качестве типографской фольги. Как правило, данная продукция была изготовлена английской компанией Appled Optical Technologies, коммерческим агентом которой значится бизнесмен. После того, как ужесточились правила по ввозу ГЗЭ, господин Полетаев оказался в сложном положении: на складах за рубежом накопились значительные запасы ожидающих своего часа английских голограмм. Тогда предприниматель обращается за помощью к экс-депутату (правда, в то время Кияниченко еще не был обладателем приставки «экс»), с которым его связывают узы делового партнерства. Вероятно, целью компаньонов было как можно больше оттянуть срок принятия в Украине законов в области голографической защиты, в то же время попытавшись создать условия для деятельности на отечественном рынке английской компании.
На каком-то этапе «деловые партнеры» обратились к Владимиру Гирныку. Этот господин, считавшийся специалистом в области прикладной оптики и имевший нереализованные предпринимательские амбиции, числился владельцем частного предприятия, по странному стечению обстоятельств, также имеющего название «Оптроникс».
Чтобы не платить таможенные пошлины, оборудование для производства голограмм было оформлено как полиграфическое
А вскоре к троим компаньонам примкнул директор киевского завода «Сатурн» Владимир Чмиль. Его функции сводились к предоставлению для создаваемой структуры производственных площадей и дорогостоящего, принадлежащего государству оборудования. Так завершился организационный этап формирования группы, роли в которой были распределены по принципу «от каждого — по возможностям». Бывший депутат взвалил на себя ношу лидера, и, вероятно, не без помощи свого влиятельного знакомого, сотрудника аппарата Кабмина Алексея Мирошниченко, пытался всячески затягивать принятие правительственных решений, касающихся ГЗЭ.
Кстати, интересен тот факт, что сам Сергей Кияниченко публично утверждает, будто является советником по экономическим вопросам премьер-министра Анатолия Кинаха. Однако есть веские основания сомневаться в истинности таких заявлений Для осуществления же операций с голограммами экс-депутат предоставил свои бизнес-структуры. Таможенный терминал одной из таких структур, Украинской индустриальной корпорации, начинает принимать все грузы, проходящие по разработанной схеме. Кроме того, контролируемое Кияниченко и бизнесменом Полетаевым ЗАО «Голограмма» (не путать с работающим абсолютно прозрачно предприятием «Голография») становится учредителем ООО «Оптроникс».
Сергей Полетаев стал идейным вдохновителем этого «предприятия», своего рода генератором идей. Например, чтобы не платить НДС и таможенные пошлины, обязательные при ввозе английской техники и материалов для производства защитных голограмм, при пересечении государственной границы Украины это оборудование было оформлено как полиграфическое, платежи по которому значительно меньше. К тому же, в таможенных документах была указана заниженная стоимость оборудования.
Наконец, ученый Владимир Гирнык. Используя потенциал и авторитетное имя Киевского Национального университета им. Шевченко, на самом деле он неплохо заработал. Правда, за счет зарегистрированной на домашний адрес ученого частной фирмой «Оптроникс».
Известно, что реальная стоимость переданного британской Applied Optical Technologies оборудования для выпуска ГЗЭ составляет порядка $14 млн. Эти машины были изготовлены за рубежом и отгружены в адрес украинской компании «Укримпекс», владельцем которой числится Сергей Кияниченко. Параллельно господин Полетаев подменяет настоящие инвойсы (таможенные документы) новыми, в которых указано иное название оборудования, совершенно другие таможенные коды и значительно заниженная стоимость. В результате этой нехитрой процедуры комплект оборудования весом более чем в восемь тонн стоит «Укримпексу» всего $20 тыс. , а не 14 млн. долларов. По мнению экспертов, если бы в Украину завозили обычные металлические слитки сопоставимого веса, стоимость такого груза составила бы около $17 тыс. А здесь ведь речь идет не о банальном ломе, а о тонком оборудовании
Чтобы получить лицензию Службы безопасности Украины для выполнения работ по производству ГЗЭ, «Оптроникс» заключает договор аренды машин, печатающих голограммы, с получившим британское оборудование «Укримпексом». Но здесь предприимчивых бизнесменов постигла неудача: получив (по таможенным документам) полиграфическое оборудование, «Укримпекс» передает в аренду «Оптрониксу» уже оснащение для выпуска голограмм. Кроме того, последней компании будет сложно доказать заинтересованным структурам, что не знали о возможности использовать купленное якобы полиграфическое оборудование для печати ГЗЭ: параллельно британцы поставили «Укримпексу» два основных компонента для производства голограмм — фольгу и клей.
Вероятно, нанесенный государству подобными действиями экономический ущерб достаточен для того, чтобы в тонкости подобных финансовых операций пожелали вникнуть правоохранители. Не настолько богато наше государство, чтобы разбрасываться такими деньгами, недопоступившими в госбюджет. Еще бы, ведь речь идет о неуплате таможенной пошлины с суммы в $14 млн. , уклонении от уплаты НДС с этой же суммы и подделке документов. А кто оценит ущерб стратегическим интересам Украины вследствие передачи в чужие руки производства голографических защитных элементов, которые, среди прочего, должны присутствовать на документах строгой отчетности? Несложно понять всю серьезность последствий искусственного моделирования ситуации, при которой важнейшее, государственного значения дело — защита потребительского рынка — попадает в монопольную зависимость от зарубежных поставщиков ГЗЭ и группы отечественных «талантливых бизнесменов».
Впрочем, «четверка» не сидит, сложа руки. 18 июня текущего года Владимир Гирнык отправляет письмо на имя премьер-министра Украины. Минуя канцелярию, документ удивительным для непосвященных образом оказался прямо в первой приемной главы правительства. Апеллируя к тому, что ООО «Оптроникс» основано якобы «учеными Киевского национального университета», автор послания просит государственной поддержки для развития его бизнеса! Возможно, вера «бизнесменов» в собственную безнаказанность основывается на их прочных связях во властных кабинетах?
Помещение Украинской индустриальной корпорации, куда из-за рубежа поставляли оборудование для выпуска голограмм, стоимостью не менее 14 миллионов долларов
Читайте нас у Facebook