Стычки есть стычки, но все народные депутаты -- нормальные люди и смогут договориться
Который день в Верховной Раде длится парламентский кризис. Накал страстей между большинством и оппозиционными фракциями дошел до того, что последние (фракции «Нашей Украины», блока Тимошенко, Коммунистической и Социалистической партий) даже уже после проигранного боя за главу Нацбанка и портфели руководителей комитетов Верховной Рады продолжают размахивать кулаками, блокируя работу парламента. Когда же словесные канонады стихли, из стана победителей, то есть большинства, прозвучало предложение ввести в Верховной Раде институт парламентских милиционеров. Вероятно, многие законодатели уже просто утратили терпение, взывая к разуму, а не эмоциям коллег, и опасаются, что вошедшие во вкус парламентские бойцы без правил просто самостоятельно не смогут остановиться Подтверждение тому -- недавние заявления оппозиционеров, что они не намерены уступать своих позиций и парламентская трибуна еще не раз может быть взята ее представителями.
Александр Волков: «Я не знаю ни одной страны в мире, где в парламенте творится нечто подобное»
Впрочем, что будет, когда по Верховной Раде будут ходить люди в камуфляже и с дубинками на поясе, народные депутаты плохо себе представляют. Тем не менее, охотно поделились своими рассуждениями на тему, нужны ли законодателям в их спорах до хрипоты рефери.
Лидер фракции объединенных социал-демократов Леонид Кравчук говорит скорее «да», чем «нет»: «Я знаю, что парламентские приставы или полицейские в мире -- не новинка, а вполне полезная структура, обеспечивающая нормальную работу законодательного органа. Поэтому предложение о введении подобной практики у нас, думаю, надо тщательно изучить, подготовить проект закона и обговорить его. Лично мне кажется, что на этот шаг можно пойти».
Его коллега народный депутат Борис Андресюк согласен с этим, но следить за порядком в Верховной Раде он предлагает следующим образом: «Избирается влиятельный народный депутат или группа, которой парламент поручает следить за соблюдением правил поведения в Верховной Раде. Парламент должен предоставить коллегам полномочия для урезонивания драчунов, выдворения их из зала без привлечения сотрудников милиции. Насколько я знаю, в большинстве парламентов мира это делается именно так. У нас в Верховной Раде в группу следящих за порядком можно включить так называемых нейтральных депутатов, которые не входят ни в большинство, ни в меньшинство».
Народный депутат Александр Волков занимает еще более категоричную позицию по этому вопросу: «Руководство Верховной Рады необходимо защищать, поскольку то, что происходит в последние дни в сессионном зале, нонсенс. Я не знаю ни одной страны в мире, где в парламенте творится нечто подобное. Оппозиция может блокировать рассмотрение какого-то вопроса, но чтобы не давали спикеру занять свое место и ломали систему подсчета голосов, я такого не слышал».
Напомним, в среду, во время очередной попытки Владимира Литвина призвать народных депутатов к порядку, кто-то из оппозиционных депутатов бросил в него брошюру. Сам Владимир Литвин относится к таким действиям спокойно. Более того, как заявила его пресс-секретарь Лариса Троян, старается воспринимать подобные выходки с некоторой долей юмора (действительно, во время последних пленарных заседаний Владимир Литвин, не раз пытаясь сгладить конфликт, переводил его в шутку).
Михаил Потебенько: «Когда какую-то проблему предлагают решить с помощью кнута, то это я не приветствую»
Тем не менее парламентская оппозиция не согласна с тем, что ее представители, нависая над спикером или вырывая из его рук микрофон, срывают работу парламента. Естественно, избранники, поднаторевшие в искусстве блокирования трибуны и президиума, не видят необходимости в присутствии в сессионном зале людей в камуфляже и с дубинками. Представитель «Нашей Украины» Владимир Филенко считает, что «сейчас нужно повышать политическую культуру депутатов, а не вводить парламентскую полицию». А позицию меньшинства, блокирующего работу парламента, он объяснил анекдотом: «Мама в зоопарке говорит сыну: «Не дразни бегемота», а сын отвечает: «Он же первый начал».
Экс-генпрокурор, а теперь народный депутат Михаил Потебенько тоже не в восторге от идеи о парламентской полиции. «Нам в первую очередь необходимо господство высокого самосознания народных избранников. А когда какую-то проблему предлагают решить с помощью кнута, то это я не приветствую. Поэтому не вижу необходимости в введении этого института и надеюсь, что трезвый подход народных депутатов преобладают над эмоциями». Его поддерживает лидер народных демократов Валерий Пустовойтенко: «Стычки есть стычки, но все народные депутаты -- нормальные люди, поэтому сможем договориться и сами разобраться. А если кто-то захочет нарушить порядок, то ему не поможет и парламентская милиция».
Вот такие противоречивые мнения. Между тем институт парламентских приставов в мире весьма распространен и доказал: успокаивать и усмирять избранников, которые по закону неприкосновенны, всегда и везде было непросто. Так, во Франции после Первой мировой войны на эту должность назначали ветеранов Почетного легиона, поскольку считали, что даже парламентский драчун не захочет поднять руку на ветерана.
В Палате общин в Великобритании на парламентском приставе, кроме прочего, лежит обязанность обеспечения не только порядка, но и безопасности избранников. Парламентский пристав в Палате общин Канады отвечает за поддержание надлежащего порядка во всех помещениях и сохранность имущества, по приказу парламентариев задерживает и освобождает лиц, нарушающих внутренний порядок. Не так давно институт парламентских приставов был введен и в России
Читайте нас у Facebook