Когда астрид линдгрен впервые приехала в советский союз, генсек брежнев расцеловал ее и заявил, что хорошо знает карлсона
Одной сказкой стало меньше. Сказкой, которая заставляла улыбаться даже самых угрюмых взрослых. Сказкой, которая завораживала детей независимо от их характера, цвета кожи или национальности. И, наконец, сказкой, которая давала понять, что даже в наш век триллеров и покемонов есть место Карлсону, летающему при помощи пропеллера, и одинокому приемышу Мио, в одночасье обретающему отца-короля и борющемуся против мирового зла. 27 января скончалась «мама» этих персонажей -- всемирно известная шведская писательница Астрид Линдгрен. Скончалась ночью, в ту пору суток, когда, по ее собственному выражению, одни сказки уходят, а другие остаются навсегда. Уходя, фру Линдгрен оставила нам сотни добрых сказок, герои которых, безусловно, будут жить вечно.
Даже в 94 года Астрид Линдгрен оставалась наивной и ранимой девочкой с забавной стрижкой и непослушной челкой. Возможно, благодаря тому, что все трудности фру Линдгрен вопринимала легко, ей еще при жизни удалось войти в число лучших сказочников ХХ века наряду с «отцом» Винни-Пуха английским писателем Аланом Милном.
Когда в кармане у Астрид Эрикссон осталась одна крона, ее неожиданно взяли на работу
Астрид Анна Эмилия Эрикссон родилась 14 ноября 1907 года в крестьянской семье. Родители старались ничем не ограничивать свободу своих четверых детей, и Астрид вместе с братом и двумя сестрами носилась по лугам, катались на лошадях, ходила в лес за грибами Отец очень любил мать, и в семье всегда царило взаимопонимание. Астрид вспоминала, как папа Самуэль в каждой молитве благодарил Бога за то, что он послал ему такую жену, как мама Ханна, и таких хороших детишек. Казалось, этому счастью не будет конца. Но однажды 15-летняя Астрид поняла, что выросла из детских забав, и привычное «ничегонеделание» начинает ее тяготить. Едва закончив школу, юная Астрид Эрикссон уехала в соседний городок Виммерсбю, где сначала поступила на курсы секретарей, а затем получила работу корректора в местной газете. Связь с родителями она не потеряла -- раз в два дня подводы с хутора привозили девушке домашние соления и копчености. Но Астрид хотела самостоятельности в полном смысле этого слова.
В 18 лет фрекен Эрикссон забеременела. В тогдашней Швеции это было поистине катастрофой -- о незамужней Астрид пошли слухи и кривотолки. Дабы избежать скандала, она уехала в Стокгольм. Однако, не имея достаточного образования, фрекен Эрикссон не могла найти работу. Особенно тяжело пришлось Астрид после рождения сына. Вскоре молодая мать отправила маленького Ларса в Копенгаген, к некой фру Стевенс, профессиональной воспитательнице. Добрая старушка сделала для фрекен Эрикссон значительную скидку и с радостью согласилась временно взять Ларса на воспитание. Самой же Астрид пришлось вернуться в Стокгольм.
С утра и до позднего вечера фрекен Эрикссон бродила по улицам столицы в поисках работы, ее сбережения таяли И вот, словно в сказке, когда в ее кармане осталась лишь монетка в одну крону, на которую можно было купить пирожок, Астрид вошла в кабинет главы Королевского общества автомобилистов, где ей предложили солидное жалование и бесплатное жилье. «Это было удивительное зрелище, -- вспоминал потом один из секретарей общества, -- коротко стриженая девушка в кургузом, явно не по сезону, пальтишке робко попросила шефа дать ей надежду на работу. Шеф был настолько удивлен, что просто сказал: «Вы приняты».
Через полгода после знакомства с Астрид глава Королевского общества автомобилистов предложил ей руку и сердце
В Обществе автомобилистов Астрид занималась канцелярской работой. Тихая и добрая, она сразу завоевала расположение сотрудников и внимание шефа -- Стуре Линдгрена. Спустя полгода Стуре предложил фрекен Эрикссон руку и сердце, но зарегистрировали свой брак они только через пять лет. Тогда Астрид забрала Ларса к себе. В 1937 году у супругов Линдгрен родилась дочь Карин. Чтобы развлечь малютку, Астрид стала сочинять истории о забавном человечке Карлсоне, который прилетает к скучающим детям, об озорной девчонке Пеппи, мечтающей отправиться в далекие странствия и о многих других забавных героях.
Биографы писательницы утверждают, что ее жизнь со Стуре была довольно счастливой, несмотря на то, что господин Линдгрен не уставал жаловаться на инфантильность своей жены: она то бегала наперегонки с дворовыми собаками, то в поисках любимого кота взбиралась на крышу, то подолгу беседовала со старым конем Калле, возившим тележку с пивом. Но больше всего Астрид любила кататься с детьми на санках. Ларс и Карин вспоминали, как однажды они с матерью взобрались на самую высокую горку и с воплями скатились вниз. По пути Астрид зацепилась за какую-то проволоку полами новенького пальто и разорвала его сверху донизу. Потом бедная Линдгрен шла домой через весь Стокгольм, прячась за долговязого Ларса
Однажды в гололед фру Линдгрен поскользнулась и сломала ногу. Чтобы не лежать без дела, она в считанные дни записала историю Пеппи Длинныйчулок и прочитала ее маленькой Карин. Дочь была в восторге. Именно она потом заставила мать отправить рукопись в редакцию одного из стокгольмских журналов. Сначала сказка никому не известного автора издателям не понравилась, и рукопись положили в ящик стола. Однако через некоторое время о ней вспомнили, и «Пеппи Длинныйчулок» увидела свет.
Вдохновленная успехом, Астрид написала детскую повесть «Бретт-Мари изливает душу» и отправила ее на национальный литературный конкурс. Неожиданно даже для автора произведение заняло первое место! И вот подающая надежды сказочница стала дневать и ночевать за письменным столом, записывая историю о грустном Малыше и его друге весельчаке Карлсоне, который живет где-то на крыше. Литературные критики были поражены: впервые со времен Андерсена героями сказок стали не чудовища, а добряки. «Успех Карлсона, -- писал один из шведских журналов, -- в том, что приключения веселого героя заключаются не в войне с дикими тварями, а в развлечениях. Помимо того, все действие происходит в реальном времени -- Карлсон летает над городом, где ездят машины, а люди спешат на работу. Возможно, взрослым просто некогда взглянуть вверх, где движимый пропеллером озорник летает взад и вперед».
Астрид Линдгрен так и не научилась готовить сложные блюда и питалась в основном жареной картошкой
В 1957 году умер Стуре Линдгрен, и 50-летняя вдова Астрид поклялась, что больше никогда не выйдет замуж. Ее сын Ларс, серьезно увлекавшийся фотографией, в то время уже сотрудничал с целым рядом шведских и датских газет, а дочь Карин изучала архитектуру в Cтокгольмском университете. В 1964-м молодой архитектор Линдгрен наконец уговорила мать построить виллу в Бюллербю -- неподалеку от того хутора, где родилась Астрид. Фру Линдгрен никак не могла взять в толк, зачем человеку множество комнат в загородном доме, когда практически все лето можно жить на открытом воздухе. Пока для Астрид строили дом, она развлекала рабочих своими новыми сказками. «Мы сдали объект на три недели позже оговоренного срока, -- вспоминал один из строителей. -- И все потому, что все хотели узнать, чем закончится ее очередной рассказ!»
Зато готовить сложные блюда Линдгрен так и не научилась. Неприхотливая в еде, она питалась в основном жареной картошкой и сырными палочками. «У меня всегда много работы, -- оправдывалась Астрид, -- и совершенно нет времени поесть». По выходным одна из соседок помогала фру Линдгрен по дому, да и дети навещали ее каждую неделю. «Я счастливая мама, -- говорила писательница. -- Кроме своих двоих детей, у меня есть мальчишки и девчонки со всего мира. Так что вниманием я не обделена».
Самой большой трагедией в жизни Астрид Линдгрен была смерть ее сына. Ларс скончался от рака в возрасте 66 лет «Я всегда гордилась тем, что у меня добрый и отзывчивый сын, который безгранично меня любил, -- говорила Линдгрен. -- Даже не знаю, как бы я перенесла его потерю, если бы не дочь и внуки. Наверное, я выжила только благодаря им »
Четыре внука и девять правнуков ее обожали. «С бабушкой весело, она катается на санках так, как не умеет кататься мама», -- утверждал Боссе, один из правнуков великой писательницы. Раз в год Астрид собирала всю свою семью, чтобы отправиться в путешествие. Финляндия, Великобритания, США, Германия, СССР -- где только они не побывали. Советском Союзе Астрид была несколько раз. Впервые -- в середине семидесятых. Позже писательница вспоминала, как Брежнев «горячо целовал ее и клялся, что хорошо знает Карлсона». А в 1989-м Горбачев написал Астрид трогательное письмо, где «от имени всех читателей поблагодарил за все, что она сделала».
Лучшим Карлсоном Линдгрен считала Спартака Мишулина
Феномен Карлсона о сих пор изучают многие литературоведы в странах бывшего СССР. Этот «движимый пропеллером озорник» настолько полюбился читающей публике -- как детям, так и взрослым, что только в 1974 году в СССР было продано более десяти миллионов экземпляров «Малыша и Карлсона», а в 1975-м Москва присудила Линдгрен премию «За лучшую сказку». Впрочем, любимыми становились все ее книги -- «Роня, дочь разбойника», «Мы все из Бюллербю», «Эмиль из Леннеберги», «Мио, мой Мио»
По мотивам произведений Линдгрен были сняты и мультфильмы, и художественные фильмы, поставлены сотни спектаклей. Кстати, одним из лучших Карлсонов в мире писательница считала российского актера Спартака Мишулина. Спартак Васильевич сыграл Карлсона 1875 раз.
Астрид была лауреатом множества премий. Среди ее наград есть премия Льюиса Кэррола, награды ЮНЕСКО и даже «малая Нобелевская» -- премия Ганса Христиана Андерсена. К сожалению, «большую» Нобелевскую премию ей так и не присудили. Кандидатуру Линдгрен несколько раз отклоняли из-за того, что ее произведения «слишком легкомысленны». А Шведская академия наук долгое время отказывалась присвоить Астрид ученую степень, поскольку профессора считали творчество Линдгрен самым обычным.
В последние годы фру Линдгрен редко появлялась на людях. В нечастых беседах с журналистами она говорила, что ей хочется снова и снова писать о любимых героях, встречи с которыми она ждет каждый день. Астрид хорошо писалось лишь в одиночестве
Даже в девяносто четыре она сохраняла трезвость ума. Разве что видеть стала хуже, да некоторые биографические подробности потихоньку размывались в ее сознании. Совсем недавно в интервью одному из российских изданий Астрид пожаловалась, что уже не может, как прежде, лазить по деревьям. «Проживи я хоть 120 лет, все равно буду чувствовать себя ребенком», -- утверждала фру Линдгрен. Это были слова не пожилой женщины, а маленькой девочки, подарившей Сказку миллионам детей во всем мире. Сказку, которая будет жить вечно.
Читайте нас у Facebook