В одном из киевских жилых домов лифт, сорвавшись, пролетел несколько этажей
Каждый год в столице «устаревают» около тысячи лифтов. Почти все они отслужили максимальный -- 25-летний -- срок эксплуатации и требуют замены или серьезной модернизации. Если сейчас не принять решительных мер, то уже лет через 10--15 работающих лифтов в городе почти не останется. Естественно, на практике подобное вряд ли произойдет, хотя в некоторых городах большинство подъемников уже не эксплуатируются.
Сберечь лифт в неприкосновенности можно лишь в охраняемых подъездах
Помимо износа, лифты останавливаются из-за технических неисправностей, устранить которые оперативно не всегда получается. Как отметил начальник главного управления жилищного хозяйства Киева Михаил Харлим, сейчас в жилых домах столицы не работают около 170 лифтов, причем некоторые из них простаивают больше недели.
Много подъемников оправляют «на отдых» охотники за цветными металлами или хулиганы, для которых лифтовой вандализм -- забавное развлечение. Как правило, происходит это в домах, где нет дежурных консьержек. Зачастую злоумышленники лишают подъемники самых дорогостоящих механизмов и агрегатов. На их замену средств у жилищных организаций, как всегда, не хватает. А вредителей, нанесших столь значительный материальный ущерб, найти практически невозможно. Значит, и требовать возмещения убытков не с кого.
Правда, некоторые фирмы, обслуживающие лифты, стараются теперь устанавливать вместо дорогих (и пользующихся «спросом» у воров) алюминиевых запасных частей другие -- из менее ценных металлов.
Однако, как подтверждает опыт, сберечь лифт в неприкосновенности можно лишь в охраняемых подъездах. Поэтому в домах, где чаще всего ломают подъемники, вскоре будут оборудованы помещения для консьержек. И хотя 170 простаивающих лифтов для мегаполиса (где только в жилых домах установлено более 17 тысяч машин) -- показатель не слишком высокий, это вряд ли утешит жителей конкретного дома, которые вынуждены пешком взбираться на восьмой, а то и 16-й этаж. Пенсионеры жалуются, что стали своеобразными заложниками и по нескольку дней не могут выйти на улицу.
Поэтому городские власти обещают принять все необходимые меры, чтобы исправить ситуацию, особенно там, где ремонт лифта затягивается не из-за отсутствия средств, а из-за чиновничьих проволочек.
Правда, многие жилищные и обслуживающие подъемники организации считают, что плата за пользование лифтами слишком низкая, и требуют ее повысить. Однако, по словам первого заместителя главы столичной госадминистрации Станислава Сташевского, такой вопрос в ближайшее время городскими властями даже не будет рассматриваться.
Двое детей, развлекаясь, подожгли кабину подъемника и едва не погибли
Обслуживает лифты в столице около десятка организаций: как крупные фирмы, имеющие большой опыт работы, так и небольшие частные предприятия, появившиеся недавно. В некоторых домах за техническим состоянием подъемников следят сами жильцы.
Но, как оказалось, многие предприятия не имеют собственной производственной базы, достаточного количества специалистов, а иногда у них отсутствуют даже лицензии, разрешающие такую деятельность. Говорить о гарантиях безопасности людей в таких случаях вряд ли приходится. Поэтому городские власти намереваются провести обследование всех подъемников, «закрепленных» такими структурами, и в случае обнаружения недостатков передать лифты на обслуживание крупных специализированных предприятий.
В столице уже был случай, когда кабина лифта, сорвавшись, пролетела несколько этажей. Тогда, к счастью никто не пострадал. Как оказалось, причиной происшествия стал некачественный канат, удерживающий кабину. А установили его за несколько дней до аварии.
Еще одна немаловажная проблема -- большинство старых кабин лифтов деревянные. А это очень опасно. Такая кабина полностью выгорает за 15 минут! Недавно двое детей подожгли лифт и едва не погибли сами. Из горящей кабины их вовремя вытащила аварийная бригада, примчавшаяся по вызову. Поэтому в столице проводят постепенную замену деревянных кабин и дверей на металлические, уже несколько лет устанавливают «противовандальные» (которые ни поломать, ни поджечь невозможно) кнопки, лампочки, эвакуационные люки.
Многие лифты, особенно в ведомственных домах, не оборудованы двухсторонними системами связи с диспетчерскими пунктами, это тоже опасно. Не дай Бог, случится беда, помощи человек может и не дождаться. Оснащение кабин современными переговорными устройствами включено в общий перечень обязательных мероприятий, которые планируют выполнить за два-три года. Заодно продолжится и модернизация оперативно-диспетчерских служб.
Общегородскую программу «Лифт» приняли в апреле прошлого года. Планируется, что ежегодно в столице будут менять от 150 (в нынешнем) до 300 (в 2005 году) лифтов. Однако, учитывая темпы старения подъемников, средства на выполнение программы намерены увеличить вдвое. Самый идеальный вариант -- менять каждый год 300--400 лифтов. Кстати, столичные лифты за целый день «провозят» людей больше, чем весь наземный городской транспорт.
292Читайте нас у Facebook