Случайно увидев фотографию пропавшего глухонемого ребенка в передаче «жди меня», женщина узнала любимца марганецкого приюта для несовершеннолетних мишу паршина
12 сентября 2001 года оперуполномоченный Марганецкой криминальной милиции по делам несовершеннолетних Сергей Дятлов заметил в электричке, следовавшей по маршруту Никополь--Марганец, чумазого мальчишку в грязной одежонке и поношенных кедах. Глухонемой паренек, который не мог вразумительно объяснить, куда он направляется, явно находился «в бегах», и милиционер решил доставить его в детский приют. Когда найденыша, отмыв и накормив, принялись расспрашивать, где он живет, тот нарисовал на листе бумаги дом и написал адрес: Телеграфная, 29. Названия города он вспомнить не мог. Ни карты, принесенные воспитателями на работу, ни справочник с перечислением городов не помогли. Слава Богу, мальчишка указал свое имя: Миша Паршин. Однако ребенок с такой фамилией в розыске не значился, заявление о его пропаже в милицию в последнее время не поступало
Миша оказался большим аккуратистом и ценителем женской красоты
Администрация приюта направила запросы во все города Днепропетровской области, где может быть улица Телеграфная. Однако этот путь результатов не дал. Переулок Телеграфный был в Никополе, но семья с такой фамилией там не проживала. Возможно, мальчик сбежал из соседнего с Марганцем Запорожья? Но из Запорожья пришел ответ, что на улице Телеграфной нет дома N29, а в школе-интернате для глухих детей N9 ребенок с такой фамилией не учился. Пытались отыскать эту улицу в Донецкой области. Но и там никаких следов пребывания семьи Паршиных не нашли. И все же администрация приюта не прекращала поиски родителей мальчика, который по всем признакам воспитывался в семье.
-- Ребенок приучен к гигиене, к порядку, это сразу было видно, -- рассказывает медсестра Марганецкого приюта для несовершеннолетних Марина Колесник. -- Он следил за собой, соблюдал идеальный порядок, Из его «рассказов» и рисунков мы поняли, что Миша воспитывался в большой многодетной семье. Он нарисовал на листе бумаги своих сестер и показывал, что это сестра Нина, а вот Оля, а вот это Аня. В семье было пятеро детей: Миша, три его сестры и брат Саша, тоже глухонемой.
-- Мальчик явно скучал по родным, -- вспоминает воспитатель Надежда Сафонова. -- Он нам показывал, что папа с ним ездил косить траву, что у них есть корова, которую мама доит. Миша изображал жестами, как мама пекла красивый торт. Очевидно, в этой семье родители растили детей добрыми и трудолюбивыми. Стоило только посмотреть, как Миша учит ребятишек правильно подметать! Увидев, что они метут как попало, он отбирал веник и показывал, что нужно подметать во всех уголках, движения при этом у него были ловкие, быстрые, четкие. Миша не терпел, когда старшие обижали младших, заступался за них, грозил пальцем обидчикам: «Что ты делаешь?» А уж если замечал кого-то из подростков на улице с сигаретой, то бежал следом, издавал громкие звуки, показывая, что курить нельзя, умрешь! И давил ногами окурки, которые мальчики пытались поднять.
-- Миша оказался не только аккуратистом, но и большим ценителем женской красоты, -- улыбается директор приюта Валентина Ивахненко. -- Мальчик любил всех целовать, обнимать, всем уделял внимание, делал комплименты. Если какая-то из сотрудниц надевала новое платье, приходила с красивой прической, маникюром, он обязательно это отмечал и тут же показывал жестами свое восхищение, пытался при этом поцеловать руку. Однако не только хвалил, но и делал замечания. Увидев стоящих рядом двух женщин или воспитанниц приюта, он обязательно их сравнивал и показывал: у тебя губы накрашены, а у тебя нет. У одной маникюр красивый, а у другой нет, мол, нужно сделать. Хоть Миша немного отставал от своих сверстников (в 16 лет у него было развитие 13-летнего ребенка), но он умел так красиво ухаживать за женщинами, что этому у него мог поучиться и взрослый. Конечно, наши сотрудницы его обожали, баловали, носили мятные конфеты, которые ему нравились.
Несмотря на то, что подросток был окружен всеобщим вниманием и заботой, время от времени он впадал в депрессию. Иногда, надолго задумавшись, парнишка нервно стучал игрушкой или барабанил пальцами по столу. Наверное, в эти минуты он вспоминал о доме. Показывал воспитателю жестами: «Мама ждет, мне надо домой. Если я уйду, вы будете плакать?». «Я очень буду плакать», -- горестно качала головой воспитательница, надеясь, что ласковый послушный мальчик не сбежит, побоявшись ее расстроить. Так и получалось. Миша бросался к ней на шею и обещал никуда не уходить.
Время шло. Воспитанник находился в приюте уже два с половиной месяца, однако за это время так и не удалось найти его родителей. Неизвестно, как сложилась бы судьба мальчика, если бы одна из сотрудниц приюта Наталья Грибанова случайно не увидела по телевизору его фотографию. По дороге на работу Наталья зашла к знакомым. Хозяева как раз смотрели телевизор, шла передача «Жди меня». Ведущая программы Маша Шукшина показывала фотографии детей, которые числились в розыске. Наталья Анатольевна думала в этот момент о другом, но услышав, что потерялся глухонемой мальчик, она пристальнее взглянула на экран и увидела лицо ребенка, очень похожего на Мишу. Фамилию ребенка она не расслышала, однако интуиция подсказала ей, что разыскивается именно их Миша. Наталья Анатольевна немедленно связалась с директором приюта Валентиной Ивахненко.
Когда Мише сказали, что скоро он встретится с мамой, мальчик радовался, плакал, всех обнимал
Звонить в службу поиска передачи «Жди меня» было уже поздно, и сотрудники приюта решили подождать до утра. На следующее утро, боясь услышать от организаторов передачи ответ, что показывали фотографию совершенно другого ребенка, директор приюта позвонила в Москву. Однако на другом конце провода подтвердили, что Миша Паршин действительно находится в розыске уже год и семь месяцев. Но не в Украине, а в России. «Как мне убедиться в том, что это все-таки он?» -- спросила директор приюта, желая избавиться от последних сомнений. В ответ ей передали по факсу фотографию пропавшего ребенка, которая была расклеена во всех российских городах с призывом «Помогите найти!» Приняв факс, Валентина Яковлевна с облегчением вздохнула. Эти печальные глаза Мишеньки, смотрящие с портрета, она узнала бы среди тысяч других детских глаз.
Мальчика вместе с директором приюта пригласили на передачу «Жди меня». Когда парнишке сообщили, что скоро он встретится с мамой, Миша чуть не сошел с ума от счастья. Ребенок прыгал, радовался, рисовал дом и маму в платочке, всех обнимал.
Все воспитанники и сотрудники приюта вышли провожать счастливчика, у которого нашлась мама. И дети, и взрослые плакали, не мог удержаться от слез и Миша. Он никак не мог расстаться с друзьями и сесть в автобус. Но в последний момент собрался с духом, перекрестил приют, перекрестился сам, поклонился в пояс всем провожающим, помахал им рукой и зашел в автобус
-- Когда мы ехали в поезде, Миша целую ночь не спал, -- рассказывает директор приюта Валентина Ивахненко. -- Он был очень возбужден, хохотал, угощал попутчиков своим любимыми мятными конфетами. За окном было темно, но ребенок метался от окна к окну, надеясь разглядеть Москву, где его ждет мама. Бедняжка промаялся так всю ночь, только утром залез на полку и уснул. В Москву мы приехали к вечеру. Переночевали в гостинице, а на следующий день нас забрали на съемки передачи.
Миша сбежал из дому в июне 2000 года
Очередной выпуск передачи «Жди меня» начали с сюжета о Мише. На мониторе показали фотографию пропавшего ребенка, ведущий Игорь Кваша объявил, что в студии находится мама мальчика, и предоставил ей слово. Ольга Лукьяновна Паршина рассказала, что сын пропал в июне 2000 года. В тот день они с мужем перекрывали крышу своего дома, а Миша гулял во дворе. Потом попросился смотреть мультфильмы, зашел в дом и больше они его не видели. Очевидно, живого любознательного мальчишку потянуло на приключения, и он сбежал на железнодорожный вокзал, который находится недалеко от их дома. Люди, увидевшие, как мальчик вскочил на подножку поезда, пытались снять его, но мальчишка так вцепился в поручни, что они не могли его оторвать.
Для супругов Паршиных побег сына был ударом. Миша, третий ребенок в многодетной семье, дался им очень тяжело. Малыш родился глухонемым, болел детским церебральным параличом, первые годы его жизни прошли в больницах. Врачи пытались поставить ребенка на ноги. В четыре года Миша начал ходить, однако болезнь сказалась на его развитии: мальчик отставал от своих сверстников. Мише уже было почти 15 лет, но в душе он оставался наивным доверчивым ребенком, который не подозревал о жестокости окружающего его мира. Наверное, поэтому он бесстрашно отправился познавать этот мир, не понимая, в какую беду может попасть.
Беззащитностью и наивностью больного ребенка мог воспользоваться любой встречный, но все же родители Михаила надеялись, что ничего страшного с сыном не произойдет. «Если Мишу обнаружит милиция, он сумеет назвать свой адрес», -- думали папа с мамой. Однако беглец забыл название родного города -- Шахты Ростовской области. Это надолго затянуло его возвращение домой. В поисках сына родители объездили всю Ростовскую область, но Мишу никто не видел. Кто-то вспомнил, что видел мальчишку, который сел в поезд, следовавший в сторону Сум. Родные поехали в Сумы, обошли детские приюты, больницы, интернаты, даже морги. Мишу объявили в розыск. Предполагаемой территорией поиска почему-то значился Ростов-на-Дону, где парня якобы видели. Но сына так и не нашли. Потеряв последнюю надежду, Паршины обратились на передачу «Жди меня». Тогда-то фото Михаила и увидела сотрудница Марганецкого приюта
-- Встреча сына с матерью была незабываемой, -- вспоминает Валентина Ивахненко. -- Когда Мишу пригласили в студию, он, увидев маму, расплакался, бросился к ней, складывал ручки, умоляя его простить. Мама его успокаивала: «Сынок, я рада, что ты здесь, что я тебя вижу!» А он кланялся ей и показывал жестами, что больше никуда не уедет.
-- Как же Миша попал в Марганец?
-- Оказывается, сбежав из дому, мальчик на перекладных добрался до Украины и путешествовал в свое удовольствие, пока запорожская милиция не доставила его в запорожский приемник-распределитель, где мальчик прожил год. Затем Мишу с другими приютскими детьми отправили оздоравливаться на Азовское море, но ему там почему-то не понравилось, и мальчик через четыре дня ушел. Катался на поездах, пока его не сняли с электрички в Марганце. Если бы он вспомнил название своего родного города, попал бы домой гораздо раньше.
В семью Миша Паршин вернулся в декабре 2001 года. Новый год мальчик праздновал уже с родными. За год и семь месяцев, пока он отсутствовал, многое переменилось. Миша, оказывается, уже стал дядей -- одна из его старших сестер родила. Родители успели выстроить по соседству добротный дом для старшего 24-летнего сына Саши, тоже глухонемого, и младшего Миши. Все это время родные ни на секунду не сомневались, что рано или поздно ребенок найдется. Правда решили, что 16-летний Михаил пока поживет с родителями. Ведь мальчик так истосковался по отчему дому.
Читайте нас у Facebook