ПОИСК

Задувая свечи в день своего рождения, 20-летний саша загадал желание, чтобы ему заменили сердце

0:00 11 січня 2002
Інф. «ФАКТІВ»
После гриппа, давшего тяжелое осложнение парню необходима срочная трансплантация

-- 22 декабря мне исполнилось 20 лет, -- улыбается Саша. -- Накануне бабушка, с которой мы живем в Белой Церкви Киевской области, сказала, что привезет торт, шампанское, вино, чтобы отпраздновать юбилей. Но оказалось, что к этому дню готовились и медсестрички: испекли торт, зажгли свечи. Пришли даже те, кто не должен был выходить на работу. Устроили настоящий праздник!

-- А какое желание ты загадал, задувая свечи?

-- Чтобы мне заменили сердце. На донорское или искусственное, -- после этих слов на Сашиных глазах показались слезы. Вытерев их, он признался. -- Последнее время не могу сдерживаться. Еще месяц назад был уверен, что мне смогут помочь. А сейчас уже и не надеюсь. Хотя иногда кажется, что все происходит во сне. Проснуться бы побыстрее…

Только первые два предложения Саша произнес нормальным голосом, затем стал задыхаться -- как будто мы разговаривали, поднимаясь по крутой лестнице. На самом деле во время беседы он… лежал. Врачи запрещают парню вставать -- даже эта, на первый взгляд незначительная, нагрузка может стать роковой для его больного сердца.

РЕКЛАМА

-- Через несколько месяцев после призыва в армию я заболел гриппом, -- рассказывает Саша историю своей болезни. -- Меня положили в изолятор. Через неделю все симптомы исчезли. «Первым звоночком» осложнения было то, что я начал задыхаться во время бега, хотя те же расстояния раньше одолевал легко. Во сне боялся повернуться на бок -- переставал дышать. Затем отекли ноги. Обратился в санчасть. Меня сразу же отвезли в кардиоревматологическое отделение Центрального клинического военного госпиталя в Киев. Поставили диагноз: Вирусный миокардит.

-- Это заболевание развивается чаще всего именно после гриппа, -- говорит заведующий отделом кардиохирургии и трансплантации сердца Института хирургии и трансплантологии АМН Украины Борис Тодуров. -- А согласно мировой статистике, 80% людей, заболевших миокардитом, нуждаются в пересадке сердца, потому что оно перестает перекачивать кровь. Сердечная мышца увеличивается до размеров футбольного мяча. Очень важно в ближайшее время сделать Саше либо пересадку сердца, либо заменить больной орган механическим. Мы надеемся, что сможем помочь молодому парню.

РЕКЛАМА

«Бабушка меня бы вылечила!»

В Сашиной палате одна стена стеклянная. Ни на минуту парня не оставляют без присмотра. За четыре месяца своего пребывания здесь он стал родным для медперсонала. Девушки-медсестры не забыли поздравить Сашу и с Новым годом, и с Рождеством. Они всячески поддерживают его, и по их встревоженным глазам видно, как они переживают за пациента. Бабушка проведывает внука через день, хотя Саша просит ее не ездить так часто: «Сейчас холодно, можно поскользнуться и упасть. Бабушке тяжело добираться».

-- Мой внук ни в школе, ни в училище не прогулял ни одного дня учебы, -- рассказывает бабушка Надежда Антоновна. -- Мне никогда не приходилось за него краснеть перед преподавателями. И по болезни он никогда не пропускал уроков -- не болел. Учительница, узнав о нашей беде, была удивлена. Никто не мог и подумать, что такой крепкий хлопец сляжет!

РЕКЛАМА

-- Честно говоря, мне просто не хотелось прогуливать уроки, -- подтверждает Саша. -- После девятого класса поступил в училище, чтобы получить какую-то профессию. Теперь я газо- и электросварщик. Кроме того, у меня есть права на вождение грузовых и легковых автомобилей.

Саша чувствует биение своего сердца, но не может сказать, как изменился его ритм за последний год. Раньше он просто не прислушивался к своему «мотору».

-- Саше теперь нельзя ходить: кровь не перекачивается по сосудам, как следует, а скапливается в полостях сердца, растягивая его, и организм не получает необходимое количество кислорода, -- объясняет Борис Тодуров. -- Специальный препарат, который мы постоянно вводим Саше, позволяет хоть немного наладить кровообращение. И все из-за миокардита. Чтобы это осложнение не развилось, важно не переносить грипп на ногах, а соблюдать постельный режим и принимать противовирусные препараты.

-- Может ли грипп осложниться другим сердечным заболеванием?

-- Миокардит -- это единственное осложнение гриппа на сердце, но оно приводит еще и к нарушению в иммунной системе человека. Следующее звено этой цепи -- делятационная кардиомиопатия, когда сердце практически перестает работать. Тогда поможет только пересадка органа.

-- Можно ли вылечить миокардит?

-- Кардиологи всего мира признают, что лечение у некоторых пациентов приводит к полному восстановлению сердечной мышцы, а у других -- к ухудшению состояния. Почему так происходит, все еще никто не знает.

… Сашина сестра несколько лет назад вышла замуж и уехала в Россию. Тогда юноша остался в семье за главного.

-- Пока дети учились в школе, я работала на Белоцерковском мясокомбинате, -- вспоминает Надежда Антоновна. -- Хорошо зарабатывала. Ведь так хотелось, чтобы внуки, оставшиеся сиротами при живых родителях, не чувствовали себя обделенными! Тогда на свои болезни внимания не обращала. Теперь оказалось, что у меня и со щитовидкой непорядок, и язва с гипертонией не дают покоя. Саша, окончив училище, даже предложил: «Раньше ты была нашим опекуном, а теперь давай я оформлю опекунство над тобой». Я возмутилась: он совсем молодой, женится, а какой невесте понравится, что муж -- опекун старой бабки? Но надо было послушаться внука. Тогда его бы не призвали в армию как единственного кормильца. Впрочем, когда в военкомате узнали, что у меня, кроме Саши, никого нет, на документах написали: «Далеко от дома не отправлять».

-- Но ведь внук мог заболеть гриппом и оставаясь дома. И осложнение могло развиться точно так же…

-- Я уверен, что бабушка меня бы вылечила, -- ответил Саша.

-- Когда сына и невестку лишили родительских прав и мне отдали внуков, в карточках детей было записано, что они больны хроническим бронхитом, -- говорит Надежда Антоновна. -- Я начала их поить козьим молоком, и через полгода участковый врач признала, что они избавились от болезни. А как эту победить -- не знаю. Хату готова продать, но врачи говорят -- это Сашу не спасет.

Операция отчаяния

… В небольшой реанимационной палате уют создают яркие поздравительные открытки на полке, воздушные шары, прикрепленные к кислородному крану, а на подоконнике стоит банка с еловыми ветками, украшенными дождиком. На тумбочке -- маленький телевизор.

-- Я уже привык к больнице, -- признается Саша. -- Но не знаю, выйду ли отсюда. Ведь несколько пациентов, которые ждали пересадки сердца, умерли. И я понимаю, что мое сердце не станет таким, как прежде. Стараюсь не думать о завтрашнем дне. Как будет, так и будет.

-- Недавно у Саши начался тромбоз -- застой крови, -- говорит Борис Тодуров. -- Это говорит об одном: нужно немедленно что-то делать. Единственный реальный шанс в сложившейся ситуации -- так называемая операция Батисты, при которой убирается лишняя ткань левого желудочка. По мировой статистике, при таком хирургическом вмешательстве погибает каждый второй пациент. Мы еще ни разу не прибегали к этой методике. Но если решимся, ее можно будет назвать операцией отчаяния. Тяжело смотреть, как погибает молодой парень, и беспомощно разводить руками.

-- Донорское сердце ждать бессмысленно, -- объясняет директор Института хирургии и трансплантологии АМН Украины Валерий Саенко. -- Родственники умерших очень редко соглашаются, чтобы мы взяли органы для пересадки. К тому же у Саши редкая группа крови -- вторая с отрицательным резус-фактором. Вероятность, что появится донорское сердце, совместимое с этим показателем, очень мала. Второй вариант -- поставить Саше механическое сердце. Но в Украине они не лицензированы, украинские кардиохирурги не выполняют подобные операции. Чтобы сделать ее, нужно как можно быстрее получить разрешение на применение в нашей стране механического сердца, а операцию должен провести хирург, умеющий с ним работать.

-- Неужели фирма-изготовитель не может предоставить один аппарат?

-- Производители не заинтересованы в единичной продаже механических сердец, -- отвечает Борис Тодуров. -- Первый вопрос, который они мне задали по телефону: «Вы сможете ежегодно закупать у нас более десятка аппаратов?» И узнав, что нужен только один, отказали. Сейчас жду ответа от своих коллег из Германии, где мы не раз проходили стажировку. Они выполняют такие операции, закупая механические сердца для своей клиники, и может, согласятся помочь нашему пациенту. Тогда нам самим не придется делать рискованную операцию.

287

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів