Вдова бывшего председателя кгб ссср антонина семичастная: «мой муж утюжить свой костюм не доверял никому»
Об эпизодах своей работы на посту председателя КГБ СССР в 1961--1967 годах Владимир Семичастный рассказал корреспонденту «ФАКТОВ» накануне 2001 года. Продолжение воспоминаний о переводе руководителя союзного КГБ на работу в Совет министров УССР готовилось к публикации 15 января прошлого года -- в день его 77-летия. Но за три дня до своего дня рождения Владимир Ефимович умер от инсульта
Спустя год в домашнем кабинете Семичастных мы с Антониной Валерьевной поминаем ее супруга. На письменном столе, с которого предварительно убраны стопки книг, -- те же хрустальные рюмки и житомирский сервиз Но теперь мы чаевничаем без Владимира Ефимовича. И даже любимец семьи -- колли по кличке Сэр, не так весело, как раньше, виляет хвостом. Долгое время он не мог привыкнуть к отсутствию хозяина. Ложился и ждал его или у письменного стола, или у входной двери.
«За полгода до своей смерти муж съездил на могилы родителей и пятерых братьев»
Перед поворотом с Садового кольца на улицу Малую Бронную, где проживает семья Семичастных, не может не привлечь внимание добротный пятиэтажный дом с кованными воротами, преграждающими въезд во двор. По обе стороны этого подъезда красуются две медные таблички «В этом доме в 1921--1924 годах жил Михаил Афанасьевич Булгаков». Только на одной из них надпись длиннее: «Здесь развивалось действие его романа «Мастер и Маргарита». Вычурные балконы, массивные двери в парадные, ажурные навесы над крылечками Я спешу к назначенному времени. Но уже в начале интервью обнаруживается, что три (!) пары новых аккумуляторных батареек отказываются работать. Пришлось одалживать у хозяйки дома элементы питания из телевизионного пульта.
-- Ничто не предвещало беды, -- вспоминает Антонина Валерьевна. -- Все произошло очень быстро. Днем 9 января Владимир Ефимович вместе с иностранным журналистом вычитывал подготовленную статью. Чтобы лучше видеть мелкий шрифт, мужу, у которого была катаракта, пришлось часа три работать с лупой. И, видимо, перенапрягся Вечером на наше приглашение к ужину ответил: «Сейчас иду!» Прошло пять минут -- его нет. Подождав еще немного, дочка пошла за отцом Он лежал без сознания возле стола «Скорая» отвезла Владимира Ефимовича в ЦКБ, где через три дня, так и не приходя в сознание, он скончался. Кровоизлияние в мозг
А ведь от инсульта же в январе 1950 года в Киеве умер его отец. В это время Владимир Ефимович, тогда первый секретарь ЦК ЛКСМ Украины, находился в составе спецгруппы, расследующей убийство Ярослава Галана во Львове, и из-за нелетной погоды не успел на похороны.
За полгода до своей смерти супруг съездил на могилки своих родителей и пятерых родных братьев. Навел там порядок. Как будто чувствовал что-то
-- Как же вы встретились со своим будущим супругом?
-- Сама себе судьбу нашла -- как знала. Я коренная сибирячка, родом из Новокузнецка Кемеровской области. После школы училась в Сибирском металлургическом институте. В войну к нам эвакуировали Донецкий индустриальный институт, который в 44-м возвратился в освобожденную столицу Донбасса. И я, переведясь из металлургического в индустриальный, уехала на Украину.
На одной из встреч с молодежью, организованных Донецким обкомом комсомола, я и познакомилась с его первым секретарем 20-летним Владимиром Семичастным. Видимо, ему понравилось, как я пел военные песни «Огонек», «Жили два товарища на свете» и романсы «Ночь» Рубинштейна, «Не обмани» на слова Гейне, старинные «Звезды на небе», «Я ехала домой». Да и у супруга был хороший голос, но он, в основном, пел украинские песни.
Пришли мы вечером в студенческое общежитие, а одна девчонка говорит: «Ой, какой у нас секретарь обкома красивый Я влюбилась » А секретарь тот начал ко мне в институт приходить, ждать у общежития И через три месяца мы с ним расписались. Чуть позже к нам из Сибири приехала моя мама. Мы вместе готовили любимые Володины борщ и котлеты, а также наши сибирские пельмени. В 47-м, уже в Киеве, где супруг работал первым секретарем ЦК ЛКСМУ, у нас родился Олег, а в 51-м в Москве -- Лена. Тогда Владимир Ефимович уже занимал должность секретаря ЦК ВЛКСМ.
-- В 1961 году первый секретарь ЦК ВЛКСМ 37-летний Владимир Семичастный стал председателем КГБ СССР Советовался ли он с вами по поводу такого продвижения по службе?
-- Я никогда ни во что не вмешивалась. У супруга было достаточно ума, чтобы справляться со своими делами безо всяких советов. Только по выражению его лица замечала, что у него какие-то проблемы. В такие моменты старалась не обострять отношений и сглаживать острые углы.
«Хрущев однажды сказал молодому председателю КГБ: «Мы уйдем, а вы останетесь»
-- Неужели и о готовящейся отставке Хрущева в 1964 году, в которой ваш муж сыграл не последнюю роль, не знали?
-- Узнала об этом, как и весь народ, из сообщений по радио и из газет. Как раз накануне супруг несколько суток провел на работе Никиту Сергеевича не собирались убирать, но, видимо, так сложились обстоятельства
Хрущев очень хорошо относился к нашей семье, а Владимира Ефимовича просто любил. Помню, на одном из приемов в Кремле глава СССР, выходя из-за стола, сказал мужу: «Мы уйдем, а вы останетесь».
Потом к власти пришел очень общительный Брежнев -- на приемах обязательно обежит всех дам с поцелуями. Поначалу генсек тоже нормально относился к Владимиру Ефимовичу, а со временем стал воспринимать его, молодого, умного, энергичного, красивого, как опасного соперника. Тем более Брежнев опасался, что муж, зная технологию отставки Хрущева, мог бы повторить тот же вариант. Но уже с ним.
-- И вот уже через три года после прихода к власти Брежнева опасного Семичастного переводят в Украину. Сначала первым (третьим по счету) заместителем председателя Совета министров, а после ликвидации этой, специально созданной под него должности, Владимир Ефимович 14 лет проработал рядовым зампредом, живя все это время в Киеве без семьи
-- Весна 67-го молниеносно изменила жизнь нашей семьи. Муж в спешном порядке уехал на Украину. А тут у дочки на носу выпускные экзамены в школе, у сына -- вступительные в МВТУ имени Баумана. У меня, преподавателя металловедения Московского станкостроительного института, в разгаре учебный год Поэтому тронуться с места мы не смогли. Вместе с мужем в Киев переехала моя мама, которая вела там домашнее хозяйство. Мы регулярно перезванивались, а Владимир Ефимович часто нам писал. Все праздники, летние и зимние каникулы мы с детьми проводили в Киеве.
-- Неужели не ревновали такого видного мужчину?
-- Я была выше этого. Со своей мужской специальностью -- инженер- металлург по пласто-термической обработке металлов -- и званием кандидата технических наук трудилась в мужском коллективе. Написала много научных статей. Сейчас выходит в свет мой (в соавторстве) справочник по конструкционным материалам для студентов машиностроительных специальностей. Так что я вся отдавалась работе. Благо, что раньше, когда дети были маленькие, не составляло труда найти нянечку. Да и мама постоянно помогала, не забывая повторять: «Какие бы должности ни занимал муж, жена должна сама расти и не зависеть от него». Позже у нас по хозяйству были помощницы.
Так как муж был очень увлечен ответственной работой, я, чтобы не скучать одной, серьезно занялась пением. Через два года после рождения дочки, в 1953 году, я поступила в Московскую консерваторию на вечернее отделение, но послушав мужа (»Ну зачем? У тебя же надежная инженерная специальность»), бросила. А поскольку все равно приходилось петь и в своем институте, и в Доме ученых, то мне хотелось делать это не на самодеятельном уровне, а профессионально. И я закончила народную певческую школу, которая сначала работала при Большом театре, а позже перешла под патронат ЦДРИ (Центральный дом работников искусств), получила специальность певицы сольного пения. Являюсь председателем бюро вокально-оперной студии Дома ученых, художественными руководителями которого были народные артисты СССР Сергей Лемешев, Павел Лисициан, а в настоящее время -- известный бас Большого театра Иван Петров. Услышав мое пение, Лисициан сказал: «Настоящее меццо-сопрано. Без дураков».
«На нашей даче в Конче-Заспе Николай Гнатюк пел «Я встретил вас»
-- Кроме того, я закончила школу кройки и шитья при Доме ученых. Большинство моих сценических костюмов сшиты собственными руками. Так что свободного времени для досужих домыслов у меня не оставалось. Да и Владимир Ефимович, воспитанный в простой семье, был не из тех, за кого следовало переживать. Одна известная киевская дама (фамилии не называю) поговаривала о нем: «Красавец мужчина, жена -- в Москве, а он ни на кого не смотрит »
Самые добрые воспоминания у меня остались от супругов Щербицких: доброжелательная, культурная, красивая пара. На праздничных приемах в столице Украины я всегда ими любовалась. А иногда могла под настроение встать и исполнить свои любимые романсы. Однажды находившийся у нас в гостях на даче в Конче-Заспе Николай Гнатюк исполнил «Я встретил вас », а я в ответ -- его «Черемшину». Заслужив аплодисменты, а я тихонько спросила мужа: «Я правильно произносила украинские слова?» -- «Все было отлично», -- успокоил он меня.
Но все-таки переживания по поводу перевода в Киев не прошли для Владимира Ефимовича бесследно: он перенес инфаркт, резко поседел, на нервной почве заболел язвенной болезнью. Хорошо хоть за три отпуска в Железноводске его вылечили.
-- Чем же Владимир Ефимович занимался на пенсии?
-- Помогал мне вести хозяйство. А свои костюмы он и раньше не доверял никому гладить -- только сам. Любил сходить за покупками в магазин, по дороге общаясь с друзьями, соседями -- это была его стихия. В любой компании Владимир Ефимович умел найти общий язык с людьми, слыл хорошим рассказчиком.
Когда мы отдыхали в крымском санатории «Ореанда», муж мог в шахматы или в карты партию сыграть. Если собиралась компания в волейбол, он играл лучше всех. Да и вечерами, когда мужчины предлагали выпить пива или чего покрепче, Владимир Ефимович поддерживал компанию. Он не был выпивохой, но считал, что это не по-компанейски -- сидеть и не пить, когда все пьют.
В выходные мы вместе с мужем обязательно выезжали за город. Раньше на госдачу на Николиной Горе, а позже мне от работы выделили участок в шесть соток в Рогачево, что в 30 километрах от Дмитрова по Савеловской трассе. Наше садовое товарищество наняло строителей, и за лето украинская бригада выстроила на его территории около ста дач. Владимир Ефимович гвозди не забивал, а вот за растениями умел и любил ухаживать Сейчас я вас угощу домашним вином из смородины, за кустами которой раньше ухаживал муж.
После его смерти я не могу ни заснуть, ни проснуться без ноющей сердечной боли. Валокардин и валидол постоянно под рукой. Полгода не могла выступать в концертах. Этим летом было особенно грустно, что Владимира Ефимовича нет. И сейчас, все ближе к годовщине, ощущаю, что в доме не хватает хозяина -- ведь мы прожили вместе почти 55 лет. Правда, отметить эту дату не успели.
Читайте нас у Facebook