ПОИСК
Події

Увидев свою воспитательницу на больничной койке, спасенный валентиной четырехлетний андрюша заплакал и спросил: «вам больно? »

0:00 11 липня 2002
Специалисты утверждают: если бы не грамотные действия сотрудников детского садика, последствия отравления случайно вырвавшимся из старого баллона хлором могли быть куда страшнее

В детском саду «Золотая рыбка» города Красноармейска Донецкой области произошло массовое отравление хлором. Пострадали двенадцать детей и четверо сотрудников детсада. Двое ребятишек и взрослые до сих пор находятся в больнице. Причиной ЧП стал непонятно зачем хранившийся 18 лет в детсадовском гараже баллон с остатками ядовитого газа…

«Отправляясь в больницу на машинах «скорой помощи», мы успокаивали детей: мол, едем на экскурсию по родному городу»

Утро 26 июня в детском саду «Золотая рыбка» начиналось как обычно: детки завтракали и выходили на прогулку. Денек обещал быть погожим, и Валентина Ивановна, воспитательница санаторной разновозрастной группы для 3--5 летних малышей, подверженных частым заболеваниям верхних дыхательных путей, немного почитав детям, вместе со старшими ребятами вышла на площадку, чтобы немного убрать территорию. Самые маленькие еще переодевались в павильоне. Валентина Ивановна, подняв с земли несколько тополиных веточек, приготовилась что-то сказать малышне по поводу уборки, а вместо этого у нее вырвалось: «Быстро все в группу!».

-- Я вдруг услышала какой-то странный негромкий звук, похожий на свист, -- рассказывает Валентина Первий. -- Потом увидела опускающиеся на песочницу зеленовато-белое облако. Оно низко стелилось над землей. На все это ушли считанные секунды, но мне они показались вечностью -- как в замедленном кино. Я поняла, что оставаться здесь опасно…

Ей казалось, что она кричит, но дети из группы говорят, что команду уйти с площадки воспитательница произнесла обычным голосом. Тем не менее все 12 ребятишек беспрекословно последовали к входу. Никакой паники не было, хотя все происходило очень быстро. Валентина Ивановна и дети даже не успели увидеть, как трава на участке в мгновение ока пожелтела, будто ее подожгли.

РЕКЛАМА

Только забежав в помещение за последним своим подопечным, Валентина поняла, что «свистел» газ, вырывавшийся из баллона: женщина почувствовала резкий запах хлорки, ощутила жжение в глазах и в носу. В горле першило, нечем было дышать, мучил сухой кашель… С детьми происходило то же самое, и они все расплакались.

Валентина точно не помнит, что она сказала своей помощнице, выглянувшей на улицу как раз в момент появления облака, но через несколько минут медсестра «Золотой рыбки» Валентина Русаневич уже давала Валентине Первий, ее коллегам и детворе молоко и активированный уголь.

РЕКЛАМА

-- Чтобы как-то отвлечь и успокоить деток, мы, когда нас везли в каретах «скорой помощи», говорили, что просто едем на экскурсию по родному городу, — вспоминает Валентина. -- Пытались что-то показывать им и рассказывать. Хотя самих нас шатало, у меня сильно болела голова. Только в больнице я осознала, что ситуация приняла еще, можно сказать, благополучный оборот.

К счастью, в баллоне были только остатки газа

Комментируя «ФАКТАМ» происшедшее, главный специалист Красноармейского городского отделения по вопросам чрезвычайных ситуаций и защите гражданского населения Алексей Панченко сообщил, что парами хлора была поражена примерно шестая часть территории детсада «Золотая рыбка». Баллон с остатками хлора, у которого отлетел вентиль, хранился вместе с двумя другими (пустыми, без вентилей и без маркировки) в гараже детсада, неподалеку от площадки, на которой гуляли дети.

РЕКЛАМА

-- В 1983 году в садике построили плавательный бассейн и запустили установку для хлорирования воды, — говорит Алексей Федорович. -- Но использовать ее почему-то не стали, перешли на ручное хлорирование бассейна (сухой хлоркой). Вот баллон и остался в гараже еще с тех времен. Детсадовский плотник, получивший в тот день наряд на ремонт детского дивана, пошел в гараж за инструментами и, открывая металлические двери гаража, нечаянно задел баллоны. Те упали, и с емкости с хлором от падения сорвался вентиль. К счастью, в баллоне были только остатки ядовитого газа…

Как пояснила начальник химической службы Управления по вопросам чрезвычайных ситуаций и защиты населения Донецкой облгосадминистрации Любовь Левченко, если бы баллон был полон (когда давление в емкости 100 атмосфер) и к тому же дул сильный ветер, то отравленной оказалась бы гораздо большая территория. И пострадавших могло быть намного больше, а последствия для них -- куда тяжелее.

-- Все зависит от концентрации яда, который вдохнул человек, и длительности пребывания пострадавшего в опасной зоне, — сказала Любовь Левченко. -- То есть, если бы персонал садика допустил малейшее промедление, у детей, находившихся в зоне поражения, мог бы развиться токсический отек легких и даже отек головного мозга, а также ожоги дыхательных путей. Такие отравления излечиваются долго и не проходят бесследно: в будущем они могут аукнуться катарами верхних дыхательных путей, хроническим бронхитом, болезнями легких и даже активизацией туберкулеза легких.

Кстати, выкачать весь хлор из использованного баллона невозможно -- это совсем нелишне было бы знать собирателям металлолома, нередко пытающимся разобрать «бесхозные» емкости с маркировкой «Clor».

Уже через семь минут малыши оказались в безопасном месте

Как рассказал Алексей Панченко, всего на территории «Золотой рыбки» -- с разных сторон здания -- в то злополучное утро находилось 62 ребенка, в помещении -- еще около 80-ти. Оказавшуюся в самом опасном месте санаторную группу, по подсчетам А. Панченко, успели эвакуировать в течение семи минут! Вся остальная малышня была отведены на безопасное расстояние и затем помещены в другой детсад (»Аленький цветочек») примерно за 20 минут. Когда на место ЧП прибыли специалисты областной санэпидстанции, «Укрводчермета», пожарные, представители районного штаба Гражданской обороны, горисполкома и шахты «Красноармейская-Западная», на балансе которой находится детсад, а также четыре бригады «скорой помощи», в опасной зоне уже никого не было. «Можно сказать, что «стихийный» экзамен по гражданской обороне персонал садика сдал на «отлично», -- резюмирует Алексей Панченко. -- Воспитатели спасли своих воспитанников».

Именно благодаря оперативным действиям сотрудников садика только двое деток из санаторной группы (у Ромы и Насти была одышка, сухой кашель) провели почти неделю в реанимационном отделении детской областной больницы в Донецке (на этой неделе, во вторник, их перевели в детское отделение Красноармейской центральной районной больницы). Пятерых детей из группы после осмотра, проведенного местными медиками и прибывшей из Донецка бригадой санавиации, в тот же день отпустили домой: эти малыши (и их родители) отделались, можно сказать, легким испугом. После трехдневного лечения в стационаре были выписаны и пятеро других ребятишек, у которых наблюдались незначительные симптомы отравления. Этих деток еще в течение примерно недели ежедневно наблюдали врачи городской больницы.

Плотника детсада Виктора Шовкового (у него, как предполагали врачи, развилась токсическая пневмония) бригада санавиации доставила в Донецкую больницу. Воспитательница Валентина Первий, ее помощница Нина Мартынова и оператор прачечной Мария Виговская были госпитализированы в терапевтическое отделение Красноармейской центральной районной лечебницы. В настоящее время все пострадавшие сотрудники детсада находятся в Донецкой областной больнице профзаболеваний.

Заместитель директора по социальным вопросам шахты «Красноармейская-Западная» Игорь Паникара сообщил, что расследованием ЧП в «подшефном» садике занимается комиссия. До оглашения результатов ее работы заведующая «Золотой рыбкой» временно отстранена от исполнения своих обязанностей, а садик с с понедельника, 8 июля, вновь начал работать.

Любительница книжных приключений Валентина Первий надеется, что подобных ЧП в ее жизни и жизни «ее» ребят больше не будет

Валентина Ивановна рассказала мне, что детки, которые ежедневно приходили с родителями в местную больницу (поскольку находились под наблюдением врачей), обязательно заглядывали в палату, где она лежала вместе со своими пострадавшими коллегами. Взрослые сочувствовали им, благодарили за спасение своих ребятишек, а немногословные пока еще ребятишки выражали свои чувства несколько иначе. Четырехлетний Андрюша, увидев свою воспитательницу на больничной койке, захныкал. «Чего ж ты плачешь?» -- спросила Валентина Ивановна. И услышала: «Вам больно?»

Из 35 лет своей жизни 14 Валя проработала в этом садике. Больше всего на свете она любит общаться с детьми и выращивать цветы. «Не помню, чтобы погибло хоть одно растение, которое я посадила», -- говорит она.

И вот что удивительно: на фоне пожухлой от хлора травы на клумбе в детсаду ярко «светятся» оранжевые лилии, которые весной посадила Валентина! На прощание моя собеседница сказала, что любит читать приключенческие романы, но очень надеется, что с ней и ее воспитанниками никогда больше не случится такого «приключения».

 


350

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів