Иван марчук: «на моих глазах горели, как две гигантские свечи, небоскребы всемирного торгового центра »
У картин, как и у людей, есть своя биография. Полотна Ивана Марчука, представленные на выставке в киевском музее Ивана Кавалеридзе на Андреевском спуске, -- пережили немало. Сначала ими восторгались американцы: в сентябре 2001 года свыше двух тысяч жителей Нью-Йорка пришли на выставку украинского художника, открывшуюся в Центре искусств накануне теракта.
Картины стали молчаливыми свидетелями трагедии 11 сентября и «жили» в США еще два месяца. А потом, когда их с превеликими трудностями отправили в Украину, едва не потерялись в дороге И вот, наконец-то, картины-путешественницы «прописались» на родине. Да и сам художник Иван Степанович Марчук сейчас ни на миг не хочет расставаться с Украиной.
«Ни один фильм ужасов не сравнится с увиденным 11 сентября»
А прежде Иван Степанович называл себя «вечным странником, прикованным к мольберту». Домой прилетал на время -- отдохнуть душой, а работал в своей мастерской в самом центре Нью-Йорка -- на Манхеттене, рядышком со зданием Всемирного торгового центра.
Утро 11 сентября Иван Марчук помнит во всех деталях.
-- Проснулся от страшного воя сирен, -- говорит художник. -- Телевизор почему-то включить не догадался. Думаю, выйду на улицу, куплю что-нибудь на завтрак, а заодно разузнаю, что случилось. Прошел метров 600--700, и увидел все, как на ладони. Небоскребы-»близнецы» пылают, как две гигантские свечи! Огонь охватывает этаж за этажом. И вдруг антенна наклоняется, и в ту же секунду небоскреб падает, как подкошенный! В толпе крик, плач, паника. Все бросились бежать куда глаза глядят, и я тоже. А потом вернулся. И в одиночестве смотрел на это светопреставление. Ни один фильм ужасов не передаст того зрелища!
Вернувшись в мастерскую (по дороге купив в магазине бутылку водки и немного еды), художник включил телевизор. На всех каналах звучало одно: «Теракт!»
-- Иван Степанович, у нас в случае несчастья люди запасаются солью и спичками. А как вели себя американцы?
-- Моя соседка, бывшая москвичка, прибежала с новостью: «Иван, пить воду из крана запрещено. Бежим быстрее в магазин -- за цистернами с водой, а то их разберут » Но, оказалось, паниковала она зря: никто в очереди за водой не стоял. Прежде всего американцы запасались противогазами.
-- Теперь говорят, что фильмы ужасов «предвидели», а то и «смоделировали» трагедию 11 сентября
-- Анализировать причины трагедии -- дело специалистов. Но один факт непреложен: это совершили собственноручно граждане Америки. Не имеет значения, какой они национальности: ведь США приютили массу людей из разных стран И сейчас люди-»невидимки» ведут необъявленную войну против Америки. «Засечь» их практически невозможно! Эта категория людей знает только одну функцию -- убивать. Жизнь, красота для них -- ничто.
-- Выходит, красота пока не может спасти мир?
-- Увы
«Мы живем в раю »
После теракта над Америкой несколько дней не летали самолеты. У Ивана Марчука был заранее заказан билет домой, на 18 сентября -- он хотел застать в Киеве свою любимую осеннюю пору.
-- Вот когда я испытал пожалуй самый большой страх в жизни, -- признается Иван Степанович. Даже сказал себе: «Прощай, зелен сад, не повернемось назад » Я знаю аэропорт Кеннеди. И, будучи по соседству -- на пляже, видел, как буквально каждую минуту туда залетали на посадку самолеты. Кто-то подсчитал, что за день в небе над Америкой находилось до 40 тысяч самолетов! А тут -- ни одного
В детстве будущий художник больше всего боялся, что на их подворье нагрянут энкаведисты из района и найдут хоть одну березовую щепочку -- отец Ивана стругал березовые кресты на могилы погибших воинов УПА А позже, когда «всевидящее око» советских органов взяло художника под пристальное наблюдение, страх стал постоянным спутником его жизни на целых 25 лет
-- И все-таки в Америке я испытал самое большое потрясение, -- говорит Иван Степанович. -- Думалось: неужели уже не увижу Украину? 17 сентября разрешили полеты в Европу. Я примчался в аэропорт на несколько часов раньше. Полно людей. И все молчат -- как в последней сцене «Ревизора» Когда наш самолет после всех встрясок (попали в воздушную яму) наконец-то приземлился в Лейпциге, я готов был пешком идти домой
Пока никуда ехать не собираюсь. Так изголодался по Украине, что никак не могу ею насытиться. Мы ведь живем в раю, где фантастические пшеничные поля и неземной красоты женщины. Другое дело, что сами же превращаем рай в пекло
По натуре аскет, «человек без быта», Иван Степанович Марчук хочет одного: «стяжать» свои картины в галерею, где бы их могли увидеть люди. Сколько уже разговоров велось об этой галерее на самом высоком уровне -- и все без толку. «Обiцянка-цяцянка, а дурнику радiсть», -- горько шутит художник. Пока его картины можно увидеть только от случая к случаю.
Сегодня, к счастью, выпала такая возможность. Те, кто придут на выставку работ художника, увидят, среди прочего, и его загадочный автопортрет «Найдите меня». И «Еву» с золотистым яблоком в руках. «Ева» вернулась из американского «ада» в украинский «рай»
353Читайте нас у Facebook