ПОИСК
Події

Спасение россиян и украинцев, «застрявших» на борту судна в антарктических льдах, обойдется в миллионы долларов

0:00 27 червня 2002
По сообщениям капитана, нашего соотечественника Ивана Дикого, продовольствия «пленникам» должно хватить до 15 июля

В минувшую пятницу полярники отметили главный в Антарктиде праздник -- середину зимы. Вряд ли кто из них припомнит случай, чтобы в это «глухое» время, когда стоят полярные ночи, возле шестого континента бывали корабли: навигация в тех местах проходит в январе-марте, когда в Южном полушарии лето. Однако в нынешнем году критические обстоятельства заставили россиян начать морской поход к своим антарктическим станциям на пороге зимы -- в середине апреля. Как уже сообщали «ФАКТЫ», когда судно «Магдалена Олдендорфф» завершило программу и повернуло домой, оказалось, что путь заблокирован непроходимым ледовым полем. Чем завершится эта эпопея, предсказать сейчас никто не берется.

На судне находятся четверо граждан Украины

Российские службы не могли сообщить, сколько на борту «Магдалены Олдендорфф» наших соотечественников. Тогда «ФАКТЫ» обратились с этим вопросом к владельцу судна -- в администрацию компании «Эгон Олдендорфф», расположенной в Любеке (ФРГ). «Из 28 членов экипажа четверо являются гражданами Украины, -- ответила сотрудник технического департамента Виола Эверс-Цилиан. -- Назвать их имена, адреса и телефоны родственников мы не имеем права. Могу сказать, что помощь уже в пути и настроение людей на борту судна хорошее: мы по нескольку раз в день выходим на связь с ними и узнаем обстановку. Чтобы никто не занимал линию, мы не можем позволить вам связаться с «Магдаленой» напрямую. »

-- Мне известно имя только одного из украинцев, капитана судна Ивана Дикого, -- заявил «ФАКТАМ» по телефону руководитель Российской антарктической экспедиции Валерий Лукин. В Инспекции по дипломированию моряков Украины нам сообщили, что такого капитана в национальном списке нет. Вероятно, он проходил аттестацию за рубежом. Так что более подробную информацию о наших «челюскинцах» мы, вероятно, сможем узнать после их возвращения на родину.

Согласно докладу капитана в штаб спасательной операции, расположенный в Кейптауне (ЮАР), продовольствия при введенном режиме экономии должно хватить до 15 июля. Пока закончились только сигареты, кофе, сахар и масло. Топлива тоже хватит еще на пару недель. Оно, пожалуй, поважнее еды, ведь продолжается полярная ночь и стоит 20-25-градусный мороз, который может стать 50-градусным. В такой ситуации уж лучше без еды, чем без тепла.

РЕКЛАМА

Ледовая обстановка в районе хотя и плохая, но стабильная. «Магдалена Олдендорфф» имеет усиленный корпус и предназначена для плавания в полярных льдах, так что дрейф вместе с ледовым полем должна перенести благополучно», -- успокоили в администрации немецкой компании-судовладельца.

-- Судно стоит в бухте Мускег на так называемом ледовом якоре, «пришвартовавшись» к кромке льда, -- сказал «ФАКТАМ» сотрудник санкт-петербургского Института Арктики и Антарктики Сергей Потапов. -- Здесь оно защищено от ураганных ветров и блуждающих айсбергов. Главная двигательная установка заглушена, электроэнергию и тепло на судне вырабатывает малый двигатель. Настроение, судя по докладам и электронным письмам полярников родственникам, пока бодрое: время убивают в спортзале и за просмотром кино, на недоедание никто не жалуется. Вот только у курильщиков и любителей кофе, как говорится, «уши пухнут». На судне есть спиртное, но руководитель экспедиции Вячеслав Мартьямов не дает своим распуститься. Что же касается моряков, то у них работы вдоволь: они несут вахты, ремонтируют оборудование.

РЕКЛАМА

Позаимствовать припасы на соседней полярной станции не удастся

-- Судя из некоторых телеграмм, на «Магдалене» надеются, что в крайнем случае необходимые припасы можно будет взять на полярной станции Саная, принадлежащей ЮАР, -- продолжает Сергей Потапов. -- Она находится в 85 км от корабля. Но взять на ней что-то вряд ли удастся. Грузы на эту станцию доставляют с помощью вертолетов, а высадиться на берег невозможно: там высится 40-метровая стена льда, которая постоянно сползает в море. Подняться по ней смогут разве что альпинисты-экстремалы.

… Вся надежда на помощь с моря. Вчера к ледяным полям, окружающим Антарктиду, подошло южноафриканское научно-исследовательское судно «Агалас». Лавируя между льдами, капитан рассчитывает приблизиться к «Магдалене» примерно на 180 морских миль (около 300 км), затем перебросить припасы с помощью двух вертолетов и, возможно, эвакуировать людей. Но могут помешать непрекращающиеся ураганные ветры и шторм. И чем ближе к Антарктиде, тем хуже будет погода.

РЕКЛАМА

В штабе не исключают, что «Агаласу» придется ждать прихода из Аргентины ледокола «Альмиранте Ирисар». В 2000 году ледокол отличился тем, что сумел пробиться к зажатому льдами круизному теплоходу и вытащить его на буксире на чистую воду. Но это было не зимой… Капитан ледокола Эухенио Фачин заявил журналистам: «Трудно выбрать более неподходящее время для плавания. Мы попытаемся вывести судно в открытое море. Если не получится, доставим продукты и топливо -- все зависит от того, как близко удастся подойти к «Магдалене».

Аргентинский ледокол сможет присоединиться к «Агаласу» только недели через две. За участие в спасоперации военное ведомство Аргентины -- владелец ледокола -- запросило 3,5 млн. долларов. Расходы на вызволение «Магдалены» должен взять на себя немецкий судовладелец. На днях вышел на помощь и шведский ледокол «Оден».

-- Подойти к «Магдалене» без помощи ледокола капитану «Агаласа» помогает наш опытнейший ледовый разведчик Массанов, -- говорит Сергей Потапов. -- Он будет летать с вертолетчиками, выбирая приемлемый маршрут во льдах. Впрочем, зимой в тех местах на один «летный» день приходится семь «нелетных»…

193

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів