ПОИСК
Спорт

Одиннадцатый чемпион мира бобби фишер любит хохотушек с большой грудью и говорит, что даже за 10 миллионов долларов уже не вернется к обычным шахматам

0:00 7 березня 2002
Інф. «ФАКТІВ»
На днях самому знаменитому шахматному королю исполнится 59 лет

Из досье «ФАКТОВ»

Роберт Джеймс (Бобби) Фишер родился 9 марта 1943 года в Чикаго. В четырнадцать лет Бобби — международный мастер, чемпион США среди взрослых. Еще через год — международный гроссмейстер. В 1972 году стал одиннадцатым в истории шахмат чемпионом мира, выиграв матч у Бориса Спасского (СССР). После этого прекратил участие в соревнованиях. В 1975 году отказался играть с Анатолием Карповым и был лишен звания чемпиона мира.

Достижения Фишера в шахматах были настолько феноменальны, что, казалось, превзойти их невозможно. Только сорок лет спустя украинскому школьнику Руслану Пономареву из города Краматорска удалось побить рекорды легендарного американца. Правда, трудно сказать, кто сильнее — Фишер или Пономарев. Они ведь принадлежат к разным поколениям.

Последние девять лет Фишер не участвует в соревнованиях, не дает интервью, неизвестно даже его точное местонахождение. Любая информация о его жизни скупа и противоречива, а новые сообщения о Бобби сразу же становятся сенсацией. Карьера чемпиона неоднократно прерывалась периодами затворничества. Став чемпионом мира в 1972 году, Фишер на целых двадцать лет прервал все свои контакты с окружающим миром. И лишь любовь девушки вернула его из небытия.

РЕКЛАМА

Накануне женского праздника 8 Марта и дня рождения одиннадцатого чемпиона мира «ФАКТЫ» решили рассказать об отношении знаменитого шахматиста к прекрасному полу и о необыкновенной истории любви Бобби и его юной поклонницы.

«Женщины — это несерьезно»

В 1991 году восемнадцатилетняя венгерская шахматистка Зита Райчаньи, просматривая книгу избранных партий Фишера, неожиданно для самой себя увлеклась их автором. Написать письмо в Америку девушка решилась не сразу, настолько необычным были сведения об отношениях Бобби к женщинам.

РЕКЛАМА

О Фишере говорили, что он избегает девушек из-за их неумения играть в шахматы. «Они не вникают в суть настолько, насколько этого требует игра, — считал Бобби Фишер.  — Женщины — это несерьезно. Юноши только теряют на них время. Шахматы — вот что приносит удовлетворение и может также приносить деньги».

Только одна представительница слабого пола вызывала в нем восхищение — жена гроссмейстера Бисгайера. Она, по мнению Бобби, обладала бесценным качеством: умела дать мат конем и слоном одинокому королю. А еще известно, что американский чемпион был знаком с Брижит Бардо и поддерживал приятельские отношения с Барброй Стрейзанд. Как-то у него спросили: «Что лучше — приобрести жену или машину?» Фишер ответил: «Лучше машину, потому что ее всегда можно поменять». А в порыве откровенности как-то признался, говоря о своем идеале женщины: «Я люблю хохотушек с большой грудью».

РЕКЛАМА

Когда Бобби стал чемпионом мира, его мать сказала, что она, конечно, рада, что сын достиг в шахматах такого грандиозного успеха, но было бы гораздо лучше, если бы он, наконец, женился. Надо сказать, что отношения его с матерью были непростыми.

- Моя мать была учительницей и воспитательницей в швейцарском интернате. Мы жили в Калифорнии, в Аризоне, позднее — в Нью-Йорке, в районе Бруклина. Она женщина способная и энергичная, владеет шестью языками. У нее неоконченное медицинское образование. Отец бросил семью, когда мне было два года. Я его никогда не видел. Мать только сказала, что его звали Герхардом и что он немецкого происхождения, — рассказывал Фишер.

Играть в шахматы Бобби научила старшая сестра, когда ему было шесть лет. Он сразу же так увлекся, что потерял интерес ко всем остальным играм и развлечениям. К четырнадцати годам Бобби пришел к выводу, что школа ему вряд ли пригодится для шахматной карьеры. Он бросил учебу, и это привело к острому конфликту с матерью. «Она беспрестанно повторяла, что я слишком увлекаюсь шахматами, что мне надо искать друзей вне шахмат, что я должен кончить школу… Мать не давала мне покоя, и нам пришлось расстаться», — вспоминал Фишер.

Бобби пришлось столкнуться с лишениями. Поначалу он даже все партии играл в одном и том же свитере. Позднее Бобби говорил: «Неужели, познав в детстве нужду, я не имею права хоть сейчас жить так, чтобы не заботиться о завтрашнем дне?!» И действительно, став многократным чемпионом США и претендентом на мировое первенство, Фишер имел уже 17 костюмов, два из которых были сшиты у личного портного президента Кеннеди.

«Большинство людей любит меня лишь за славу и деньги»

За пределами шахматной доски мир для Фишера просто перестал существовать. Одержимость игрой позволила ему постичь самые глубокие тайны шахматного искусства. В 1972 году Бобби блестяще победил десятого чемпиона мира — представителя Советского Союза Бориса Спасского — и стал одиннадцатым в истории шахматным королем.

Однако фанатичная увлеченность шахматами привела Фишера к психическому расстройству, к которому добавился маниакальный страх поражения. Почти на двадцать лет чемпион мира удалился в добровольное изгнание. Бобби получал много писем, нередко с брачными предложениями. К моменту получения письма от 18-летней венгерки — любительницы шахмат ему было уже 48 лет.

Письмо Зиты застало его в момент, когда о призовых деньгах и всемирной славе остались одни лишь воспоминания. Теперь Бобби уже не мог, как когда-то, с сожалением сказать: «Большинство людей любит меня лишь за славу и деньги, а не как человека». Искренность юной венгерки тронула одинокое сердце. Полненькая круглолицая черноволосая девушка в очках стала музой гения. Начался шахматный роман двадцатого века…

Многие ночи напролет проводят влюбленные за шахматной доской, разбирая различные варианты. Появляются первые плоды их любви: свое 19-летие Зита отмечает победой в девичьем чемпионате Венгрии. Все чаще она заводит речь о возвращении своего избранника к игре. «Бобби в моем представлении — самый настоящий маг и волшебник. Может, я ошибаюсь, но, кажется, наши разговоры с ним как-то повлияли на его решение снова играть в шахматы», — говорила Зита.

- Мне позвонил Фишер, — рассказывает о событиях 1992 года Борис Спасский, — и предложил сыграть матч. Объяснил подробно — когда и где, какие условия. Речь сразу же шла о Югославии. Он спросил: «Нормально?» Я ответил: «Отлично, Бобби!»

Двадцать пять килограммов стодолларовых банкнот должны были обеспечить Бобби и Зите беззаботную жизнь

К этому времени на Балканах уже вовсю полыхали межнациональные конфликты. При активной поддержке США и западноевропейских стран ООН приняло против Сербии и Черногории военные, политические, экономические и спортивные санкции. Правительство Милошевича лихорадочно искало выход из международной изоляции.

Идея пригласить Фишера была принята на ура. Шахматы пользовались всенародной любовью в этой стране, а участие, несмотря на запрет, популярнейшего американского спортсмена в соревновании на территории Югославии имело бы большой пропагандистский эффект.

За организацию взялся протеже Милошевича мультимиллионер Ездимир Василевич. Василевичу, в одночасье сделавшему состояние на военных поставках, принадлежал крупнейший банк «Югоскандик», танкерная флотилия, телестанция и красивейший остров на Адриатике Свети Стефан. Переговоры о матче длились недолго. Любовникам нужны были деньги, и призовой фонд в пять с половиной миллионов долларов удовлетворил Фишера.

1 сентября 1992 года, по прошествии двадцати лет с момента завоевания Бобби титула чемпиона мира, на Свети Стефане начался матч-реванш Фишер — Спасский.

Ездимир Василевич заявил: «Фишер прорвал блокаду в средствах массовой информации всего мира — от Аляски до Токио и от Пекина до Бонна. Сейчас все пишут о матче, о Югославии, об острове Свети Стефан».

- Когда большой кряжистый человек с бородой и бакенбардами, на которые ушла та часть шевелюры, что исчезла с головы, знакомой походкой подошел к шахматному столику, все вдруг встали и устроили овацию, — вспоминает секундант Спасского Александр Никитин.  — Растроганный американец вышел из-за перегородки «в народ» — этого уж никто не ожидал — и долго, смущенно улыбаясь, отвечал на шумные приветствия.

- Он с удовольствием загорал на пляже и купался в море, совершал прогулки по парку, проводил несколько часов в каком-нибудь прибрежном ресторанчике, слушая чудесную народную музыку, — продолжает Никитин.  — Бобби последовал примеру Спасского и вошел в цепь танцующих народную пляску «коло». Скованный и необычайно серьезный вначале, он где-то через полчаса был уже совершенно своим в кругу веселящихся людей.

Близость военных действий предопределила строгие меры безопасности. Бобби и Зита передвигались по острову на бронированном «Мерседесе» под охраной шести автоматчиков. В воздухе постоянно дежурили милицейские вертолеты, рейд охраняли катера с зенитками на борту.

- Фишер находился под давлением официальных американских властей, поставивших целью не допустить проведения матча на нашей территории, — вспоминал очевидец, известный шахматный организатор Радое Велич.  — На пресс-конференции Бобби зачитал послание Государственного Департамента США, грозившее ему десятилетним тюремным заключением в случае продолжения игры. «Да я плевал на их запреты», — резко парировал Фишер, сопроводив слова действием. Он смачно плюнул на письмо и с пренебрежением бросил его на пол. Назавтра газеты вышли под заголовками «Мат блокаде».

Тридцать матчевых партий подтверждают убедительное превосходство американского чемпиона. Из-за запрета на банковские операции с Югославией оба соперника получил свой гонорар наличными. Фишер — три с половиной миллиона долларов, Спасский — два.

Двадцать пять килограммов стодолларовых банкнот в качестве приданого должны были обеспечить Бобби и Зите беззаботную жизнь. Но…

- Толпы пострадавших владельцев счетов разбили стеклянные двери филиала банка «Югоскандик» в центре Белграда, — сообщает голландский журналист Ян Вестерман.  — Столпотворение у окошек «Югоскандика» стало панической реакцией на известие о бегстве директора банка Ездимира Василевича. Владелец банка, платившего невероятно высокие проценты по вкладам — 15% в месяц в твердой валюте, назвал политическую элиту Сербии и Черногории «бандой вымогателей». Василевич был спонсором нашумевшего матча Фишер — Спасский. Ходят слухи, что чемпион мира 1972 года, живущий ныне в белградском отеле «Интерконтиненталь», все еще держит деньги на счетах в «Югоскандике».

Бобби и Зита переехали в Будапешт. Они счастливы, и все же вскоре расстаются. Навсегда. О причинах разрыва можно только догадываться. Зита отказалась стать женой Бобби, несмотря на то, что он делал ей предложение чуть ли ни каждый день. По всей видимости, девушку утомила роль королевы на запутанной шахматной доске эксцентричного гроссмейстера, и она захотела вернуться к нормальной жизни…

P. S. Зита Райчаньи вышла замуж. В шахматы она больше не играет. Бобби Фишер наконец-то обрел покой в Стране восходящего солнца со своей новой подругой-японкой. Любители древней игры больше не тешат себя надеждой увидеть его за доской, а соседи и не подозревают, что седой чудак-американец, живущий рядом с ними, — последняя шахматная легенда ушедшего века. Между тем Бобби изобрел новую игру — «Фишерэндом» — и говорит, что даже за 10 миллионов долларов не вернется к обычным шахматам…

945

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів