ПОИСК
Спорт

Чемпионка европы по тяжелой атлетике наталья скакун: «ежедневно на тренировке я поднимаю до 16 тонн «железа»

0:00 18 травня 2002
Інф. «ФАКТІВ»
На днях 20-летняя черниговчанка стала первой в истории отечественной женской тяжелой атлетики двукратной рекордсменкой мира

На недавно завершившемся в Турции чемпионате Европы по тяжелой атлетике талантливая украинская спортсменка Наталья Скакун завоевала две золотые и одну серебряную награды, побив мировой и европейский рекорды в толчке и сумме двоеборья. На нынешнем европейском первенстве никому, кроме украинской атлетки, не удалось установить мировой рекорд — ни среди мужчин, ни среди женщин. Наталья Сакун была названа лучшей спортсменкой чемпионата Европы-2002.

Впервые она установила новый мировой рекорд в толчке год назад, на юниорском чемпионате мира. На Олимпийских играх в Сиднее наша спортсменка была самой молодой среди всех участниц олимпийского турнира по женской тяжелой атлетике. Тогда 18-летняя подопечная заслуженного тренера СССР и Украины Александра Рыкова вошла в десятку сильнейших девушек планеты (Скакун заняла седьмое место).

«Украина — единственная страна в мире, где за мировой рекорд в тяжелой атлетике не платят ни копейки»

Первые ассоциации, которые вызывает у непосвященных сочетание «женская штанга» еще до знакомства с этим видом спорта, как правило, не имеют ничего общего с женственностью и красотой. «Грохот тяжеленных блинов, бьющий по барабанным перепонкам, крики человека, сражающегося с грудой металла — разве это женский вид спорта?» — так думают многие, заочно считая всех штангисток прямо какими-то монстрами. Между тем вторжение женщин в тяжелую атлетику произошло почти два десятка лет назад. Да и из всего многообразия олимпийского и неолимпийского спорта женщины «не охватили» только греко-римскую борьбу. На Олимпиаде-2000 впервые была представлена женская тяжелая атлетика.

Этот вид спорта становится все более популярным. Чемпионаты Европы и мира по тяжелой атлетике собирают все больше участниц. Успехи украинских спортсменок на международной арене становятся заметнее. Вот и на 15-м чемпионате Европы среди женщин в Анталии выступление украинок произвело настоящий фурор. Елена Зиновьева из Запорожья сделала золотой хет-трик, Наталья Скакун стала двукратной мировой рекордсменкой…

РЕКЛАМА

Чтобы узнать подробнее о жизни Натальи Скакун, и не только, между прочим, спортивной, я отправилась в Чернигов. Именно там последние пять лет живет наша чемпионка. В отлично оборудованном, уютном зале детско-юношеской спортшколы «Атлет», расположенной на территории черниговского стадиона имени Гагарина, я застала Александра Рыкова. Он следил за тренировкой чемпионки Европы-2000 Виты Руденок. Вскоре подошла и Наталья Скакун. Кстати, внешне штангистки ничем не отличаются от представительниц любого другого вида спорта, будь то плавание или легкая атлетика.

- Десять лет назад мне и в голову не могло прийти, что придется работать с девушками, — говорит Александр Рыков.  — Я очень сдержанно относился к женской штанге, считал, что не женское это дело. Но так судьба распорядилась, что теперь тренирую и девушек. Я-то уже всего насмотрелся, за 33 года воспитал немало учеников, 10 лет работал тренером сборной Советского Союза. Но не могу уйти на пенсию: девушки хотят заниматься тяжелой атлетикой, а моя задача — им помочь.

РЕКЛАМА

Когда впервые столкнулся с женской тяжелой атлетикой, посмотрел, подумал: «Ну а почему бы и нет?» Красивые, сильные спортсменки. У меня мировоззрение изменилось. Каких-то отрицательных эмоций к женщинам, занимающихся штангой, я не испытывал никогда. Но когда Наташа Скакун, эта 60-килограммовая девочка, лезет под штангу, которая ее придавливает, сплющивает, и просто НЕИМОВЕРНЫМИ усилиями толкает ее 135 кг, мне так хочется подставить свое плечо, помочь ей! А в душе что творится, не передать… Конечно, жалко девчонок.

А с другой стороны, штанга — не самое плохое занятие для женщин. Это профессия, работа, которую они в любой момент вправе бросить. А женское ли это дело? Асфальт укладывать — женское дело?

РЕКЛАМА

Александр Рыков уже четыре с половиной года тренирует Наталью Скакун. Как признался наставник чемпионки, он даже не сомневался в том, что его ученица побьет в Турции мировой рекорд. А ведь Наталья Скакун в сентябре прошлого года серьезно травмировала руку и почти полгода не тренировалась вообще.

- Я еще накануне чемпионата всем сказал, что будет мировой рекорд: шлите, мол, телеграммы, — продолжает Александр Рыков.  — Правда, мы до последнего момента не знали, поедем ли на первенство Европы. «Денег нет, билетов нет. 99 процентов, что вы не поедете», — так нам говорило начальство. Только вечером, накануне соревнований, нам сообщили, что таки «нашлись» деньги на билет для Наташи. Вы подумайте только!.. Спортсменка была готова на все 200 процентов, а ее терроризируют: «поедешь — не поедешь»…

Много вы назовете украинских спортсменов — мировых рекордсменов? Да хватит пальцев на одной руке! За всю историю считанным единицам украинцев удалось установить мировое достижение. И вот парадокс — Украина единственная страна в мире, в которой за мировой рекорд в тяжелой атлетике не платят ни копейки. В России, Белоруссии, Казахстане, да в любой стране СНГ, поощряется мировое достижение. Они ж так тяжело даются! Наш спорткомитет выделит Наташе какие-то деньги, но выдадут их в лучшем случае через год. Это ведь просто унизительно! В Белоруссии восьмерке олимпийских финалистов выплачивают 600 долларов зарплаты. А Наталья получает 600 гривен. Не хочется, конечно, говорить о материальной стороне, но что делать? Дайте хотя бы те крохи, что причитаются, но вовремя!

- На чемпионате Европы ко мне подходили представители Азербайджанской делегации и интересовались, сколько я получу за мировой рекорд, за чемпионский титул, — вступает в разговор двукратная мировая рекордсменка Наталья Скакун.  — Оказывается, в Азербайджане только за чемпионство спортсменам платят 25 тысяч долларов. А рекорды оплачиваются вдвойне. В Турции то же самое. Я беседовала с трехкратным олимпийским чемпионом Сулейманом Оглы (он хорошо говорит по-русски). «За звание чемпиона дают 22 тысячи», — сказал мне турецкий атлет.

«После победы на юниорском чемпионате мира меня кто-то сглазил»

- Из-за травмы руки мне пришлось пропустить ноябрьский чемпионат мира, — вспоминает Наталья Скакун.  — Накануне первенства мира Александр Владимирович первый раз отпустил меня на тренировочный сбор в Коктебель одну. На тренировке я брала на грудь 110 кг, чувствовала, что тяжеловато. Мы все время советовались с тренером по телефону, и он мне сказал: «Попробуй 120». Но попытка обернулась травмой  — штанга упала на руку… Три месяца мы с тренером ездили по больницам, на консультации к профессорам. И никто ничего не мог толком сказать. Одни говорили, что у меня трещина, другие  — никакой трещины нет. А рука все время сильно болела, опухла, посинела и раздулась как боксерская перчатка. Я не могла нормально тренироваться. Так обидно было!.. Я не суеверная, но у меня в голове все время крутилось:»Елки-палки, это ж точно, меня сглазил кто-то!»

- Действительно, у нас пошла какая-то черная полоса, — соглашается Александр Рыков.  — У Виты травмы, у Наташи тоже… Пришлось даже призвать на помощь священника. Рассказали ему о наших бедах. Батюшка пришел в зал, где собрались все спортсмены. Всех освятил, молитвы почитал за здравие — все, как положено. И дела пошли на лад, дай Бог и дальше так.

- Посвятили, доктора хорошего нашли, вылечили руку, поехали на чемпионат Европы и выиграли, — подтвердила Наташа.

- После длительных и безуспешных консультаций у наших спортивных светил мы обратились к обыкновенному сельскому врачу. Он-то и обнаружил у Наташи компрессионный перелом — от сжатия. Оказывается, косточка в запястье была раздавлена…

- Бывает, наверное, что штангистки плачут на пьедестале почета?

- Когда я впервые побила рекорд мира на прошлогоднем юниорском чемпионате мира, стою, помнится, на пьедестале, хочу заплакать, ком в горле, а слез нету: куда они подевались, черт его знает! — отвечает Наталья.  — Когда в Анталии толкнула 135 килограммов, сразу выбежала из зала. Сначала Василий Григорьевич меня обнял. (Василий Кулак — главный тренер национальной сборной Украины.  — Авт. ) А потом прижалась я к своему тренеру, и у меня слезы как польются… На душе так хорошо стало!

Когда уже взошла на пьедестал почета, увидела стоящую за флагами Лену Зиновьеву. Звучит гимн, такой торжественный момент, а мы смотрим друг на друга и смеемся… Кстати, я два дня не знала, стала ли рекордсменкой мира или нет. Дело в том, что наши тренеры сказали мне, что на чемпионате Европы мировой рекорд не засчитывают. Вот те раз, думаю, чего ж тогда психовала так! А меня все подходят и поздравляют с новым достижением. В конце концов выяснилось, что мой рекорд все-таки засчитан.

«Когда подхожу к помосту, стараюсь первый шаг к штанге сделать левой ногой»

Тренировки отнимают у Натальи почти все время. В единственный свободный от тренировок день — воскресенье — она отсыпается. Даже на Пасху не сходила в церковь посвятить пасхальный кулич, за что ее сурово отчитал тренер:

- Говорил тебе, сходи в церковь!

- Ну чего я пойду ночью в церковь? — оправдывалась Наташа.  — Я сама из села, а у нас на Пасху в четыре часа утра все идут святить. Откуда мне было знать, что можно было утром пойти?

- Наташа, ты ж ведь городская, а все — «село, село… », — укоризненно заметил Александр Владимирович.

- Это точно, в селе Лебедин я жила до 1998 года. А теперь я называюсь черниговчанка, — утвердительно кивает девушка.  — А родилась я, кстати, не на Киевщине, а в Алтайском крае. Мама у меня сибирячка. Отец служил в тех краях, там они и познакомились. Потом забрал ее на свою родину, в село. Отец очень хотел сына, а родились три дочки, я средняя.

Росла непоседой, в детства никогда с девочками не играла, только с пацанами. В пекаря, в хоккей, футбол… Как-то, когда мне было пять лет, поехала на лето к бабушке. У нее жила во дворе кавказская овчарка. Мне захотелось поиграть с ней, прижала к себе, а собака испугалась, что я ее придушу, и укусила меня за щеку…

- Как же ты попала в тяжелую атлетику?

- У нас в селе был огромный спорткомплекс. В наш спортзал съезжались ребята со всех сел. Мой первый тренер Николай Ратушняк набирал мальчиков и девочек в секцию тяжелой атлетики. Прочитала я объявление и первой записалась, хотя не знала толком, что это вообще такое — тяжелая атлетика, штанга. Мне тогда было 11 лет, весила я 22 килограмма и была самой маленькой в классе. Эх, знала бы, что штанга такая тяжелая, не пошла бы! — смеется Наташа.  — После меня в секцию тяжелой атлетики записалось человек 40. Поначалу мы, конечно, не занимались серьезно. Играли в разные игры, может, поэтому я и осталась в секции. Еще успевала в драмкружке заниматься, потому что говорю много и могу в роль войти. Постепенно среди всех увлечений осталась одна штанга. Уже через несколько лет занятий начала выступать на соревнованиях. Весь 11 класс провела на сборах, жила в селе и сходила в школу от силы раза три. В 15 лет впервые приняла участие в кадетском чемпионате мира в Болгарии и «взяла» там три серебряные медали. Через год на чемпионате мира выиграла два «серебра» и «золото».

- Страшно было выходить на помост перед сотнями зрителей? Или ты не робкого десятка?

- Ой, первые годы у меня был такой страх перед соревнованиями, просто жуть! Прямо какая-то волна ужаса захлестывала — а вдруг не подниму штангу? Не спала ночами, все представляла себя на помосте. Это сейчас я спокойно засыпаю перед турниром…

- В приметы веришь?

- Когда подхожу к помосту, стараюсь обязательно первый шаг к штанге сделать левой ногой. Перед этим пытаюсь найти перед собой определенную точку, чтобы сосредоточиться. Помню, первый раз выступала в Турции, зашла в зал и прямо перед собой увидела здоровенный плакат на всю стену с мужиком каким-то турецким. Да еще так смотрит сурово. Я от неожиданности так растерялась!.. Потом уже разглядела какую-то палку над плакатом, так на нее уже и смотрела.

Александр Рыков души не чает в своей ученице. Чувствовалось, что у тренера и спортсменки — полное доверие друг к другу.

- Каких Наташа слов заслуживает? Она умная, красивая, способная, талантливая, — говорит Александр Рыков.  — Уже многого добилась в большом спорте. Надеюсь, что сделает еще больше. В ней заложены большие потенциальные возможности. Она очень организованный человек. И что важно — управляемая. Я не из тех тренеров, которые будут носить сумки и гладить по головке. Иному спортсмену можно миллион раз говорить об одной и той же ошибке, а он не реагирует. Наташа не такая. С режимом никаких проблем. Никаких шагов «влево», идем только прямо по выбранному пути.

- Наташа, а сколько ты «железа» поднимаешь за день тренировок?

- Во время напряженного тренировочного дня — 16 тонн. В подготовительный период, когда потихоньку вхожу в форму, набегает 3--4 тонны — это так, зарядка…

 


1032

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів