ПОИСК
Події

Когда на партийных заседаниях докладчик упоминал имя брежнева, эрих мильке вскакивал и начинал отчаянно аплодировать

0:00 29 травня 2002
Інф. «ФАКТІВ»
Шеф «Штази» Эрих Мильке требовал от своей армии осведомителей «влезть под кожу и заглянуть в сердце каждого». «Мастер страха», руководивший более 30 лет одним из самых крупных репрессивных аппаратов соцлагеря, умер 26 мая 2000 года в берлинской богадельне

Историки не без оснований утверждают, что шефа министерства госбезопасности ГДР боялся даже вождь «немецкого государства рабочих и крестьян» Эрих Хонеккер. Возглавлявший это ведомство с 1957-го по 1989 год Эрих Мильке создал уникальную систему тотальной слежки и эффективную внешнюю разведку. Более 90 тысяч штатных сотрудников и 173 тысячи неофициальных осведомителей «Штази» регулярно вели наблюдение за гражданами социалистической Германии и контролировали практически все сферы их жизни. Такими «успехами» в массовой вербовке агентуры не мог похвастать даже КГБ СССР.

После рассекречения архивов «Штази» оказалось, что многие мужья следили за своими женами, а жены «стучали» на мужей

Благодаря целой армии штатных и внештатных сотрудников, поголовному подслушиванию и массовым обыскам, германская служба безопасности имела репутацию всесильного и вездесущего государственного стража. Силовики эту репутацию сознательно поддерживали, дабы всякое критичное отношение, как говорится, задавить в зародыше. А после воссоединения в октябре 1990 года ГДР и ФРГ рассекреченные архивы МГБ не только шокировали немецкое общество, но и искалечили жизни многих немцев: оказалось, что мужья следили за женами, а жены доносили на мужей.

Один высокопоставленный чиновник узнал, например, что депрессия у него была вызвана наркотиком, который прописал ему личный врач по указанию «Штази». А бывший восточногерманский политзаключенный Вольфганг Вельш (создатель организации, помогавшей жителям ГДР нелегально бежать на Запад), ознакомившись со своим многотомным досье, был потрясен: его трижды пытались ликвидировать, но лишь благодаря счастливым случайностям -- безуспешно. Причем непосредственными исполнителями «приговоров» выступали Петер Хаак со своей подругой Сюзен, которых Вельш считал своими друзьями. Последний раз «друзья» приготовили на пикнике котлеты, не забыв приправить их сильнодействующим ядом -- талием. Лишь чудо и быстрая реакция врачей спасли жизнь Вельшу. Придя в себя в больнице, Вольфганг спросил, все ли в порядке с Хааком и его подругой. А в это время «друзья» получали награды в Восточном Берлине за выполненное задание…

В 90-х Мильке судили за убийство полицейских, совершенное им еще в 1931 году

«Адвокат дьявола», «мастер страха» -- эти прозвища Мильке явно не подходили дряхлому старику, инвалиду в коляске, доживавшему свой век в одном из берлинских домов престарелых. Впрочем, старичок был не таким уж и бедным: накануне объединения Германии, как сообщала газета «Русский Берлин», на личном счету Мильке было 750 тысяч марок ГДР. Правда, бывшему руководителю «Штази» так и не удалось вытребовать через суд разблокирования своего счета в банке. После падения Берлинской стены Мильке арестовали и вместе с генсеком Социалистической единой партии Германии Эрихом Хонеккером он предстал перед судом. Однако по причине преклонного возраста и ухудшающегося здоровья двух товарищей отпустили. Хонеккер уехал в Чили, где вскоре умер от неизлечимой болезни. А Мильке, спустя год, все же осудили на шесть лет.

РЕКЛАМА

Преследование диссидентов, слежка и уничтожение инакомыслящих, доносы и провокации, ликвидация лиц, пытавшихся бежать из «социалистического рая» на Запад, -- все это числится в послужном списке генерала, дважды героя ГДР. Однако осудили его лишь за убийство двух полицейских, которое он совершил еще в 1931 году в Веймарской республике на берлинской площади Бюловплатц. Тогда молодой коммунист бежал от правосудия в Москву, где по достоинству оценили его борьбу с мировым капитализмом, направив в спецшколу Коминтерна учиться военному делу и тайным операциям. В 1949 году, после образования ГДР, полностью сформировавшегося убежденного сталиниста назначили заместителем министра немецкой госбезопасности. Вскоре Мильке стал главным «в конторе» и с 1957 года в течение 32 лет бессменно руководил МГБ ГДР. Когда на партийных заседаниях докладчик упоминал имя Леонида Брежнева, главный германский чекист вскакивал и начинал отчаянно аплодировать.

В архивах госбезопасности сохранился даже план сервировки стола для завтрака шефа «Штази»

В 90-х годах, после почти четырех лет, проведенных в тюрьме, бывший любитель охоты на косуль Эрих Мильке был досрочно освобожден ввиду преклонного возраста и ухудшившегося здоровья. Ему назначили пенсию в 1000 дойчмарок (около 500 долларов США). Но «пенсионер» денег почти не тратил, вел замкнутый образ жизни, а последние месяцы находился в приюте для престарелых, где его сын Франк работал врачом-терапевтом. С обитателями приюта Мильке не общался, предпочитая одиночество. Тем не менее его не забыли. В архивах МГБ сохранились не только магнитофонные записи закрытых выступлений шефа «Штази», но даже план сервировки стола для его завтрака, не говоря уже о схеме захвата Западного Берлина.

РЕКЛАМА

Сегодня по комплексу зданий бывшего МГБ, который расположен в районе Лихтенберг, в Берлине, проводятся экскурсии. Здесь же можно ознакомиться с выставкой, разоблачающей деятельность секретных служб упраздненного государства, а также со схемами и методами наблюдения, прослушивания разговоров граждан ГДР. Так, согласно рапорту одного из сотрудников «Штази», ножку шкафа в гостиной некоего «неблагонадежного» немца заменили на идентичную, но уже с установленным «жучком». Чтобы проникнуть в эту квартиру, эмгэбисты под предлогом поиска так называемого «низкопробного чтива» обыскали во время урока физкультуры раздевалку и похитили ключи одного из учеников 4-го класса, сына «неблагонадежного» немца.

МГБ вербовало молодых людей еще в детско-юношеских спортивных школах

К слову, молодым людям уделялось особое внимание -- как «перспективным кадрам» или «декадентствующим негативистам». Когда в 60-х годах в ГДР появились поклонники «битлов», руководство «Штази» не на шутку занялось столь «серьезной проблемой». Органы госбезопасности начали вербовать несовершеннолетних. На момент роспуска службы госбезопасности в 1989 году МГБ ГДР располагало 17 тысячами неофициальных сотрудников в возрасте до 25 лет, почти 10% из них были моложе 18 лет.

РЕКЛАМА

Особое внимание МГБ уделяло такой категории молодежи, как футбольные фанаты и начинающие спортсмены. Их вербовали еще в детско-юношеских спортивных школах. Мало кто знает, что 11 декабря 1974 года в Дрездене во время игры на кубок УЕФА между дрезденским «Динамо» и «Гамбургом» соотношение на стадионе обычных зрителей и штатных сотрудников МГБ было восемь к одному. Агентов обязали следить за тем, чтобы, не дай Бог, восточно- и западногерманские болельщики не общались. А в 1981 году перед поездкой национальной футбольной сборной ГДР в Аргентину трое ведущих игроков «Динамо» -- Герд Вебер, Петер Котте и Маттиас Мюллер -- были арестованы, поскольку служба госбезопасности якобы располагала данными о том, что они хотят бежать. После недолгой отсидки за футболистами установили наблюдение. МГБ также запретило нападающему Котте выступать в окружной лиге. А когда благодаря его игре команда города Нойштадта «Форшритт» за год пробилась в высшую лигу ГДР, на опубликованных групповых снимках футболистов Петера Котте на всякий случай заретушировали.

Незадолго до падения Берлинской стены Эрих Мильке, приказывавший во время уличных демонстраций 1989 года «бить этих свиней», неожиданно заявил на митинге: «Я всех вас очень люблю». Но толпа освистала главного чекиста страны. Поистине непостижима любовь МГБ к своему народу, как, впрочем, и принципы социалистического гуманизма.

«ФАКТЫ» благодарят за содействие в подготовке материала руководителя представительства Фонда Конрада Аденауэра в Украине доктора Манфреда Ломанна.

984

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів