ПОИСК
Політика

«доверенное лицо» александра кузьмука василий швец: «надлежащие выводы из броварской трагедии сделаны не были, но это не значит, что больше никто не должен продвигаться по службе»

0:00 2 листопада 2001
Інф. «ФАКТІВ»
Военная палата Верховного суда не сняла с бывшего командующего Ракетными войсками Владимира Терещенко, отправленного после тех учений в отставку, обвинение в гибели людей

Генерал Терещенко был «назначен виновным» еще до выводов следствия и суда

На днях Военная палата Верховного суда Украины оставила без удовлетворения кассационную жалобу генерал-лейтенанта Владимира Терещенко, который в июне прошлого года «в связи с гибелью людей» был отстранен от должности заместителя командующего Сухопутными войсками, командующего Ракетными войсками ВС Украины. Напомним, 20 апреля 2000 года ракета, пущенная с установки «Точка-У» во время учений на Гончаровском полигоне, попала в жилой дом в Броварах, что повлекло гибель троих и ранение пяти человек. Кроме того, несколько семей, проживавших в прошитом ракетой подъезде, остались без крыши над головой.

Владимир Терещенко не оспаривал свое отстранение от должности как таковое, он считает, что «министр действовал в пределах своих полномочий». Но генералу показалась несправедливой формулировка причины увольнения. «Фактически Александр Кузьмук назначил меня виновным еще до выводов следствия и суда, которых, кстати, нет до сих пор, -- говорит бывший командующий Ракетными войсками. -- Во время учений на Гончаровском полигоне я был в Грузии, хотя, конечно, принимал участие в их планировании. Утверждались планы учений министром обороны и начальником Генштаба. Конечно, я чувствую моральную ответственность за эту трагедию. В день, когда она произошла, я летел в Киев и уже в самолете из полученной мной информации понял, что дом разрушен из-за попадания нашей ракеты, хотя должностные лица Министерства обороны и заявляли о непричастности военных. Я пришел тогда в Министерство обороны и заявил, что мы причастны, а вечером в программе «Эпицентр» повторил это на всю Украину и извинился. После программы Кузьмук упрекал меня: «Вы не защищали интересы ведомства». Меня исключили из состава следственной группы (хотя я уже даже успел получить задание), а потом и отстранили от должности с известной формулировкой. К слову, остальные причастные к тем учениям люди вскоре пошли на повышение». По мнению генерала, беда произошла по вине частей, обслуживающих ракеты, т. е. подразделений Управления вооружения Минобороны.

Судьи, видимо, опасаются, что после второго «меткого» попадания нашей ракеты их решение в пользу генерала никто бы не понял

Подавая иск в суд, Владимир Терещенко опирался на Конституцию Украины как на закон прямого действия, 32-я статья которого гарантирует каждому «судебную защиту права опровергать недостоверную информацию о себе и членах своей семьи». Но пятеро генералов -- судей Военной палаты Верховного суда Украины -- ему в этой защите отказали. На вопрос моего коллеги-тележурналиста «почему?» председательствующий ответил коротко: «Погибли люди».

РЕКЛАМА

Решение военных судей представляется скорее политическим, чем правовым. Сейчас, сразу после второго «меткого» попадания нашей (даже если она российского производства, но все равно наша) ракеты по российскому самолету, судьям, удовлетвори они его жалобу, пришлось бы очень долго всем объяснять, почему уже отданного им в руки генерала, имевшего-таки определенное отношение к броварской трагедии, отпустили с миром. А с вынесенным решением жить, конечно, легче -- и кто там будет разбираться в таких тонких и часто излишних для жизни категориях, как «права человека», «недоказанная причинно-следственная связь» и т. д. ? Разве что в Европе. Поэтому адвокаты Владимира Терещенко собираются обжаловать решение Военной палаты в Европейском суде по правам человека.

А ведь подобные «недоделки», невнимание к нюансам, как и следственные действия без выводов, приводят к тому, что трагедии повторяются. Правда, после последней, с Ту-154, в отставку были отправлены уже несколько военачальников. Но представитель Александра Кузьмука (уже экс-министра обороны) в суде Василий Швец заявил на судебном заседании: «На сегодня мы уже видим, что надлежащие выводы (из броварской трагедии. -- Авт. ) сделаны не были. Но ведь это не значит, что больше никто не должен продвигаться по службе» (!). Хотя никто и не сомневался в жизненной правде поговорки «Война войной, а обед -- по расписанию».

РЕКЛАМА

Гибель мирного населения во время учений не исключается и в будущем

Во время судебного заседания из ответов Владимира Терещенко на вопросы председательствующего (в прошлом, кстати, ракетчика) выяснилась одна тревожная деталь: несмотря на то, что Гончаровский полигон -- самый большой в Украине, это не может служить 100-процентной гарантией безопасности проводящихся на нем учений. Что уж тут говорить об остальных! А это означает одно: и в будущем гибель мирного населения во время учений не исключается. На всей территории СНГ только полигон «Эмба» в Казахстане гарантирует стопроцентную безопасность учений. Впрочем, генерал Терещенко утверждает: если запускать ракеты, не исчерпавшие свой ресурс, да еще и загружать в них не тонну топлива (как это традиционно делалось в Советском Союзе и принято сейчас в Украине), а, предположим, килограмм, то проведение учений даже в густонаселенной Украине не будет грозить никакой опасностью. В то же время учебные задачи будут выполнены.

А вообще, считает генерал, отсутствие безлюдных территорий вовсе не является препятствием для проведения учений ракетчиков и ПВО. Запущенные в свое время подразделениями Хмельницкой ракетной дивизии ракеты, например, пролетев через весь Советский Союз и Китай, падали в Тихом океане. Территории, над которыми пролетали ракеты, малонаселенными никак не назовешь, но военные полагались на изначально заложенную способность наших ракет самоликвидироваться в случае отклонения от заданной траектории.

РЕКЛАМА

К сожалению, их надежды не всегда оправдываются. Как Владимир Терещенко рассказал «ФАКТАМ», учения на Гончаровском полигоне и мысе Опук -- отнюдь не единственные, во время которых ракеты «терялись» или попадали мимо заданной цели. Навскидку генерал вспомнил несколько случаев. В 80-е годы на одном из полигонов ракета упала в буквально 100 метрах от места запуска, а другая (в те же годы) «приземлилась» прямо на территории учебного центра «Десна». Да и после броварских событий во время одних из учений бесследно исчезла ракета из ручного переносного комплекса «Стрела». Что поделаешь, случалось…

Очевидно, не только надо делать выводы и извлекать уроки, но и стоит задуматься о том, нужны ли нам ПВО и Ракетные войска в нынешнем их виде? Генерал Терещенко считает, что нет. Задачи, которые ставятся перед ними, в большинстве своем не актуальны. Мир, знаете ли, меняется слишком быстро.

424

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів