Когда московский «спартак» играет в российском ростове, милиция луганской области украины переходит на усиленный режим несения службы
Скоро десять лет, как Беловежское соглашение сделало достоянием истории «единый и неделимый Советский Союз» и заставило правительства стран новосозданного СНГ вспомнить о границах.
Как вы думаете, имеет ли смысл отправляться за кордон, чтобы приобрести там спички или бутылку водки и тут же вернуться обратно? Бывает, так поступают жители российского Чертково, «забегая» на территорию Мелового Луганской области, где живут более пяти тысяч людей.
Корреспондент «ФАКТОВ» то и дело нарушал границу, переходя на знаменитой улице с одной стороны на другую
В конце XIX века возле станции Чертково несколько казачьих семей основали хутор Меловое -- по имени протекающей тут небольшой речки. На месте поселения быстро вырос целый поселок, который вскоре слился с городом Чертково. Когда при большевиках начали разделять Украину с Россией, поселок Меловое отошел к украинцам, а Чертково остался у россиян, хотя фактически они вполне могли бы образовать один солидный провинциальный город.
Но в едином Союзе такое разделение не очень волновало местных жителей. А вот когда Россия и Украина объявили о своей независимости, тут-то первые трудности и появились. Государственная граница протянулась на четыре километра вдоль российской железной дороги возле станции Чертково и прошла фактически по одной улице, которая носит весьма символическое название «Дружба народов», разделив населенные пункты на две практически равные части.
В нынешних реалиях было бы весьма неразумно нарушать уже сложившийся за десятки лет уклад жизни местных жителей. Да никто и не пытался это сделать. Кордон между государствами вовсе никому не мешает. Украинцы ходят отовариваться на российский рынок -- там промтовары дешевле, а россияне к нам за продуктами и водкой -- украинская-то получше и подешевле российской выходит.
Многие жители Мелового работают на чертковских предприятиях, а школьники, которые хотят получить образование в России, специально поступают в средние учебные заведения «за границей». Ведь в соседнем с Меловым украинском поселке Зориновка есть только начальная школа, а старшеклассников приходилось возить в село Морозовка аж за несколько десятков километров. Потом у украинцев для таких поездок не нашлось бензина. Наши мальчишки и девчонки ходят теперь в российскую школу в соседнюю Тарасовку, до которой и пешком дойти можно.
А как же быть силовым структурам? Ну там в смысле защиты государственной границы, таможенного контроля, законности и правопорядка? Ведь под личиной местного жителя здесь могут пройти и злонамеренные «нарушители»! Корреспондент «ФАКТОВ», например, спокойно гулял по знаменитой улице, то и дело переходя с одной стороны на другую, что запросто можно было посчитать нарушением госграницы -- как с украинской, так и с российской стороны.
«Судмедэксперт у нас один на две страны. И ничего, справляется!»
-- Мы людей знаем, да и местные жители строго следят за спокойствием своих границ, -- говорит начальник милиции Меловского района Олег Дмитриенко. -- Вот вы только приехали, а уже и мне, и в районную администрацию позвонили и сообщили: тут «якiсь незнайомi приїхали. Ходять, щось виглядують, мабуть, iз перевiркою». С одной стороны, такая бдительность -- это хорошо. С другой, чрезмерное внимание к чужакам иногда осложняет нашу работу.
Как-то в ходе одной операции для усиления наших сил были привлечены оперативники из соседней правоохранительной структуры. Форму, разумеется, они не надели, а кое-кто для пущей конспирации даже не побрился. И что вы думаете? Стоило им только появиться на автовокзале, как в дежурную часть милиции уже позвонила бдительная старушка и таинственным голосом сообщила: «Тут на луганському автобусi якiсь бандити або менти прибули». Какая уж тут секретная операция! Так что у нас население, милиция, таможенники, пограничники -- все работают одной командой. Причем правоохранители действуют совместно и на межгосударственном уровне. К примеру, судмедэксперт у нас один на две страны. И ничего, справляется!
На улице Дружбы народов осевая линия -- как нейтральная полоса. Если, не дай Бог, здесь кого убьют и труп будет лежать прямо на ней, мы уже будем вынуждены замерять, на чьей стороне больше тела -- чтобы определить, какому государству придется заниматься расследованием. А если серьезно, то живем мы с россиянами дружно. На днях в Чертково было совершено убийство с грабежом. Подозреваемый жил на украинской территории. Здесь же были изъяты вещдоки, а задержали его буквально через сутки уже в Чертково. В ответ россияне задержали двух преступников, на которых был объявлен розыск, мы им тоже нашли двух разыскиваемых и двух без вести пропавших. Такая у нас выходит взаимопомощь
Только уж больно в разных условиях работают наши и российские милиционеры. Организация у россиян и побогаче, и пооснащенней нашей будет, опять же зарплата у них в четыре-пять раз поболе, и льгот их депутаты не лишали. Зато наших «ментов» никто воевать не посылает. В этом россиянам не позавидуешь: практически все сто процентов личного состава Чертковского РОВД прошло Чечню, почти половина из них -- дважды.
«Мы делаем свое дело -- помогаем людям, когда к ним приходит беда»
Чувство соседства со страной, которая воюет, пришлось испытать и корреспонденту «ФАКТОВ». Бронепоезд у нас ассоциируется разве что с фильмами о гражданской войне. Но вот ночью вдоль знаменитой Дружбы народов сверкающий металлом бронированный состав без остановок промчался мимо станции Чертково в южном -- кавказском -- направлении.
-- Это туда они идут блестящие и новые, а обратно все в окалинах от попаданий в них снарядов, искореженные взрывами, -- отметил стоявший недалеко российский милиционер. Заметив у меня в руках фотоаппарат, тут же предупредил: «Ты это, парень, брось! Состав охраняют военные, некоторые из них на этой войне вообще потеряли реальность мирной жизни. Сдуру и пальнуть могут!»
Вообще-то после границы, проходящей по городской улице, железная дорога -- вторая здесь достопримечательность. На местной станции пересекаются идущая с севера Юго-Восточная железная дорога Российской Федерации с протянувшейся далее на юг от Черткова Северокавказской. Наверное, это единственное в Украине место, где милиция проводит на железной дороге операцию с необычным названием «Фанат».
-- Как только я занял эту должность, мой предшественник сразу же задал на первый взгляд неожиданный вопрос: как я отношусь к футболу? -- улыбается Олег Дмитриенко. -- Я признался, что вообще-то не любитель этого вида спорта. Однако мне объяснили, что здесь придется им стать. Мало того, надо будет покупать российские газеты и внимательно следить за чемпионатом по футболу этой страны.
А дело в том, что в поездах тут ездят футбольные фанаты. К примеру, на чертковском вокзале мы с россиянами сняли с поезда за беспорядки 15 болельщиков «Ростсельмаша», которые ехали в Воронеж на игру своей команды. Самые опасные фанаты -- это, конечно же, спартаковские. Когда в Ростове играет московский «Спартак», мы вместе с россиянами переходим на усиленный режим работы.
Приходится и просто помогать людям. Как-то в дежурную часть зашел мужчина, укутанный одеялом, которое обычно выдают в поездах. На первый взгляд, он был похож на какого-то беженца. Оказалось -- наш соотечественник, который ехал в отпуск в Москву из Тюмени, где уже давно живет, а пока спал, его в купе ухитрились обобрать до нитки. Вышел на станции с правой стороны от железной дороги, в отделении российской милиции написал заявление о краже, а за помощью пошел к украинцам. Ребята-милиционеры согрели его, накормили, нашли куртку, позвонили родным. Растроганный таким участием, мужчина сказал на прощание: «Огромное вам спасибо! ребята. Я этого никогда не забуду».
Мы делаем свое дело -- помогаем людям, когда к ним приходит беда.
«Водоснабжение -- отдельная проблема, мучаются из-за нее оба государства»
-- Но дружба -- дружбой, а табачок, как говорится, у нас врозь, -- продолжил Олег Дмитренко. -- Россияне при первой же возможности отключили Меловое от электро- и газоснабжения. Водоснабжение -- это вообще отдельная проблема, мучаются с ним из-за головотяпства в прошлом два государства. Дело в том, что строили водопровод тут кустарным способом: от хозяйства к хозяйству, причем трубы укладывали не по прямой, а как удобнее и проще каждому. Когда спохватились, было уже поздно: схемы водных коммуникаций вроде есть, а с реальной жизнью они никак не стыкуются. Пришлось искать тех дедов, которые когда-то копали здесь траншеи, и они чуть ли не с лозой ходили, выясняли, где лучше прокладывать трубы.
Еще эта территория уникальна тем, что в украинском Меловом родное телевидение не смотрят. И вовсе не потому, что люди предвзято относятся к нашим телеканалам. Меловчане и рады бы смотреть, только поймать их они не в состоянии. Дело в том, что еще при СССР тут был построен мощный телевизионный ретранслятор, стоит он буквально в нескольких метрах от улицы Дружбы народов. Благодаря ему на украинской территории прекрасно принимаются все центральные российские каналы, мало того, их сигнал настолько мощный, что глушит программы нашего телевидения.
В этом году на День Победы торжества всей Луганщины проходили в Меловском районе. Так районные власти вынуждены были просить российских коллег уменьшить хотя бы на этот день мощность их передатчиков, чтобы меловчане смогли посмотреть свой же праздник по областному каналу.
Так что проблем у нас предостаточно. Недавно побывавшие здесь представители межгосударственной украинско-российской комиссии по делимитации границы признали, что эти несколько километров для них самые тяжелые. На карте или по земле линию можно провести как угодно -- важно, чтобы в жизни эта линия не разделяла людей.
515Читайте нас у Facebook