ПОИСК
Події

Если в «сокращенном» районе киева милиция поймает убийцу с топором, санкцию на его арест давать будет некому

0:00 10 жовтня 2001
Інф. «ФАКТІВ»
Коллапс судебной системы, который давно предсказывали юристы, в столице, похоже, наступил

Когда затевалась реорганизация районов Киева, жителям столицы пообещали, что они не будут испытывать в связи с этим никаких неудобств. Все, дескать, будет отлажено до автоматизма! Конечно, мало кто в это поверил -- разве что дети до пяти лет, еще не сталкивавшиеся в своей жизни с бумажными проблемами. Но многие все-таки надеялись на то, что неудобства будут минимальными. Ну, там за справкой придется подъехать на автобусе лишнюю остановку или печать дополнительную поставить.

Однако случилось так, что в пылу сокращения-укрупнения районов и соответствующих районных структур совсем забыли о местных судах. Именно этим объяснили ситуацию, сложившуюся в столичном правосудии, в Департаменте администрирования судов Министерства юстиции Украины. В результате парализованной оказалась деятельность нескольких судов, что означает только одно: без решения своих проблем остались сотни киевлян, а без наказания -- десятки преступников. Как это выглядит в «красках», «ФАКТЫ» попросили рассказать заместителя председателя Радянского местного суда Киева (официально этот суд в несуществующем больше районе никто не закрывал. -- Авт. ) Ирину Сапрыкину.

При «сокращении» районов о судах забыли

-- Разделение районов произошло решением Киевсовета, -- рассказала Ирина Валентиновна. -- Судов как единиц это не коснулось никоим образом -- никто нами вообще не занимается. На сегодняшний день мы даже не знаем, насколько легитимны.

-- То есть в этом решении Киевсовета о судах вообще не было сказано?

РЕКЛАМА

-- Ни слова! На каком основании мы должны строить работу -- на принципе территориальности или каком-то другом, -- неизвестно. На сегодняшний день мы продолжаем выносить решения и приговоры как «Радянський мiсцевий суд м. Києва». Но ведь с 1 октября фактически нет района, Радянской райгосадминистрации, Радянской прокуратуры. Остались бывший Радянский суд, бывший Радянский райотдел милиции, бывшая Радянская налоговая. В полном смысле слова -- правовой беспредел! Люди-то идут с гражданскими исками к нам. А может, им надо идти в другой суд? Мы продолжаем их принимать, продолжаем рассматривать эти правоотношения… Никто ничего нам не рассказывает, никто ничего не объясняет. А ведь кто-то должен был бы. Пойдем ли мы по пути Москвы, где при восьми районах существуют 32 суда, которые никто не объединял, или найдем другой выход?..

Предполагается, что в Святошинском суде -- это бывший Ленинградский -- будет 30 судей, сейчас их 18. Кто был в Ленинградском суде, знает эти малюсенькие комнатушки, в которых еле-еле помещается по одному судье. Представьте, что в это помещение добавят еще 12 судей! Ведь сегодня дать суду новые помещения неоткуда, поскольку суд -- это специфическое учреждение. Нам нужны клетки, залы, конвойные. Нам мало дать кабинеты для судей -- должны быть залы для судебного заседания, совещательные комнаты! Ведь если не будет сваренной клетки, решеток на окнах и конвойной, оборудованной по инструкции, конвой подсудимого из СИЗО не привезет. Потому что запрещено привозить в такие условия. Где же будут слушаться дела? Здание какого-то офиса или жэка для суда непригодно!

РЕКЛАМА

-- Но вы продолжаете рассматривать дела?

-- Да, поскольку нам никто не говорил не рассматривать их. Мы продолжаем работать.

РЕКЛАМА

-- И даже уголовные дела, при рассмотрении которых государственное обвинение должен поддерживать представитель прокуратуры?

-- Так как наша райпрокуратура как бы прекратила свое существование, бывший прокурор Николай Ганечко, который с первого числа уже является прокурором Деснянского района Киева, сказал, что на одну неделю он расписал дела на работников бывшей Радянской прокуратуры… Они будут ходить и поддерживать обвинение. Что делать дальше, не знаю. Например, у меня начинается предварительное слушание по уголовному делу, которое я буду слушать 22 октября. Какому прокурорскому работнику давать сообщение, чтобы он принимал участие в государственном обвинении?

-- Разве в городской прокуратуре не могут решить этот вопрос?

-- Я считаю, что это в корне решено неправильно. Надо было провести со всеми нами координационное совещание и решить, что делать в сложившейся ситуации? А если милиция поймает убийцу с топором -- такому ведь немедленно надо давать санкцию на арест. А я не могу дать эту санкцию без прокурора! Кто даст разрешение на обыск? Судья, но без прокурора это тоже нельзя сделать. Кто закроет дело производством? Мы даже предварительных слушаний вести без прокурора не можем. Ужасное положение!

-- И такое положение во всех судах ликвидированных районов?

-- Это касается, конечно, судов Радянского, Харьковского, Старокиевского и Жовтневого районов. И самое главное: подобные ситуации законом не предусмотрены. Когда продумывается административная реорганизация города, должен быть разработан и механизм ее исполнения. Нельзя ведь суду, который обслуживал 200 тысяч населения, дать 500 тысяч, не изменив его состава. Понятно, что он будет увеличиваться. Но куда этих судей девать? Представьте суд, где на пяти квадратных метрах сидят два судьи, представьте прием граждан в таких судах!

В Верховный суд КамАЗами возят дела со всей Украины

-- Получается, что коллапс судебной системы, который предрекали в июне, худо-бедо не случился -- Верховная Рада успела принять минимальный пакет законов. Но сейчас он может случиться в масштабах Киева?

-- Может. Нами некому заниматься. Городскому суду надо посочувствовать -- он завален апелляционными делами. Им на 50 процентов надо увеличивать штат. И судей тоже негде размещать. Ведь по новому законодательству в случае отмены решения они теперь обязаны слушать дело по первой инстанции. Значит, нужны залы. Верховному суду тоже не до нас -- туда сейчас КамАЗами везут дела со всей Украины.

-- Действительно КамАЗами?

-- Да, в полном смысле слова -- грузовиками! Вы представляете? Ведь с 28 июня по 29 сентября можно было подать кассационную жалобу на любое решение, принятое и вступившее в законную силу до 28 июня. Любое! За 70-й год, 83-й, 62-й!

-- Что и делается?

-- Конечно. Наш суд, например, возит дела легковой машиной… Но вот в Министерстве юстиции должны о нас думать. Там не хотят отпускать суды из-под своей юрисдикции. Значит, пусть помогают… Организационно. Суд, прокуратура, милиция делают общее дело. И как же тогда прокуратура взяла и выскочила из общей упряжки и бросила своих соратников по оружию?

Представьте себе еще один аспект распада. Прекратили существование райадминистрации, и наши суды приостановили все дела, по которым те выступают стороной. До того момента, как будут установлены преемники этих администраций… Это и дела о признании права на жилплощадь, и обязание починить квартиру, провести какие-то ремонтные работы, дать жилье, поставить на квартучет… Все замерло. А такая категория дел, как лишение родительских прав, отобрание ребенка, определение места жительства ребенка, усыновление, проходит через опекунский совет. Существует такое понятие, как тайна усыновления. Люди берут ребеночка из детского дома, специально покупают квартиру в другом районе, чтобы «цiкава» бабушка-соседка не рассказала малышу, что его мама никогда его не рожала и беременной не ходила, а сразу в дом привела. Мы это понимаем. И таким людям я сейчас говорю: извините, нет ни прокурора, ни представителя опекунского совета. И дело без них слушать нельзя.

Это все конкретные люди и конкретные дела, которые мы откладываем. Люди плачут у меня в кабинете: «Так когда же я этого ребенка усыновлю?» Я говорю: «Не знаю». Человек от безысходности высказывает мне все, что он думает. Иногда и в нецензурной форме. И крайним опять оказывается суд.

Людей жалко! Они же ни в чем не виноваты -- заплатили госпошлину, подготовили документы. Неужели нельзя разделить районы цивилизованно и организованно? Мы же делаем это не для чиновников, а для народа! По крайней мере, так везде говорится. Так сделайте же так, чтобы народ не страдал…

Руководителям Департамента администрирования судов некогда думать над поиском оптимального решения проблемы?

На прошлой неделе приказом Генпрокурора были назначены десять районных прокуроров: Василий Бородий -- прокурором Оболонского района, Владимир Вишневский -- Днепровского. Николай Ганечко возглавил прокуратуру Деснянского района, Василий Драговоз -- Подольского, Виктор Дичаковский -- Святошинского, Николай Иванец -- Голосеевского района, Валентин Недилько -- Печерского, Михаил Самчук -- Шевченковского, Василий Смитюх -- Соломенского и Анатолий Яковенко -- Дарницкого района.

Но все-таки что же будет с судами столицы, поинтересовались мы у начальника минюстовского Департамента администрирования судов Василия Юрченко. Легитимны ли суды «сокращенных» районов и кто может переводить судей на новое место, если их назначение строго регламентировано законом?

-- Сейчас в местных судах есть три категории судей, -- ответил Василий Юрченко, -- Две, как их можно назвать, постоянных и одна временная, оставшаяся с прежнего законодательства. Это судьи, назначенные на срок до пяти лет Президентом, судьи, избранные Верховной Радой бессрочно, и те, которые избирались областным и городским Киевсоветами на десять лет. Число таких судей значительно, а полномочия у них заканчиваются, в зависимости от срока избрания, в 2002--2003 годах.

Судьи, назначенные Президентом, переводятся указом Президента. А вот с переводом других категорий судей существует проблема. В законе о судоустройстве не выписан механизм перевода судей по горизонтали -- из одного района в другой, например. И если страховать себя с точки зрения буквы закона, то получается, что всех судей, кроме назначенных Президентом, надо пропускать через Верховную Раду, как бы переизбирая их. Но эта процедура слишком длительна. Да и несправедливо такое решение. Получается, что суды, которые работают в Шевченковском, Подольском, Днепровском, других сохраненных районах, продолжают работать как ни в чем не бывало, а те суды, районы которых поменяли название, или те, районы которых вообще ликвидированы, приобрели одни и те же проблемы, -- продолжил г-н Юрченко. -- Сегодня заканчиваем проекты указов Президента и будем давать их на согласование в Верховный суд, в Совет судей Украины. Предлагаем это сделать Президенту своим указом. Потому что хотя прямо эти полномочия к Президенту не отнесены, тем не менее именно к его компетенции относятся вопросы ликвидации, создания и образования судов, вопросы определения их сети. Своим же указом Президент определяет и число судей. И мы считаем, что именно он имеет право решать вопросы о переводе одного судьи из одного района в другой -- по горизонтали.

-- Но есть же опыт Москвы, где оставили окружные суды. Почему нам нельзя пойти тем же путем? Ведь если суды в Киеве укрупнят, возникнут проблемы с помещениями и множество иных. Почему нельзя оставить все, как есть, решив вопрос лишь с прокуратурой? Назвали бы: суд номер один, суд номер два, номер три того же, Шевченковского района… Разве это не проще?

-- Возможно. Но пока мы не можем говорить только о судах. Прокуратура этот вопрос уже решила, потому что все вопросы в ней решает Генеральный прокурор -- вот он и издал приказ… И теперь прокуратура говорит судам: мы обвинение поддерживать не пойдем, потому что я прокурор, скажем, Деснянского района города Киева, а должен идти в суд Ватутинский… Эти проблемы уже возникли.

-- Легче закрепить, наверное, прокуроров за районами…

-- Может, в ваших словах и есть «здоровий глузд». И, возможно, мы над этим подумаем -- на перспективу. А сейчас мы -- в цейтноте…

-- То есть пока решения нет?

-- Нет. Но мы ждем, пока от Городского управления юстиции придут предложения, какие судьи куда должны идти.

-- Вы хотите их все-таки разбрасывать?

-- Да. У нас нет времени думать над тем вопросом, который вы предлагаете. Это надо решить буквально на протяжении недели, потому что дальше уже некуда. Генпрокуратура могла бы по-человечески нас подождать. Сейчас мы готовим проекты указа Президента. А уже чисто техническую работу -- кто куда пойдет и списки судей -- нам должно дать Городское управление юстиции.

Вот так, времени на простое решение, которые смягчило бы остроту проблемы, у нас, как обычно, нет. Зато находится время на составление списков, утрясание всех проблем с пребывающими в стрессе судьями, создание новых проблем с помещениями и так далее… Очень по-нашему и похоже на то, что кто-то пытается использовать ситуацию для сведения счетов с неугодными судьями. По нашей информации, руководители Управления юстиции Киева больше склоняются как раз к московскому варианту. За чем же остановка?

P. S. Пользуясь случаем, редакция «ФАКТОВ» поздравляет всех судей, адвокатов, прокуроров, следователей и юристов других специальностей с их профессиональным праздником. Желаем же на сегодня одного -- чтобы не только они, но и с ними все вели себя профессионально.

 


300

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів