Киевским хирургам удалось спасти от ампутации ног женщину, которая более 20 лет страдает сахарным диабетом
-- В 10 лет я заболела гриппом, -- вспоминает 33-летняя Оксана. -- Состояние было ужасное. Я чувствовала, что вот-вот потеряю сознание. Мама вызвала «скорую». Как только врачи переступили порог квартиры, сразу по резкому запаху ацетона, который обычно появляется во время обострения сахарного диабета, заподозрили у меня этот недуг. Я впала в кому и пришла в себя только через две недели в реанимации.
Когда Оксана пошла на поправку, медсестры стали учить ее делать себе уколы, так как организм девочки уже нуждался в ежедневном введении инсулина. Мама так и не смогла перебороть в себе страх перед этой манипуляцией. Сначала Оксана тренировалась на обычной подушке, а за неделю до выписки под руководством медсестры уже делала себе уколы сама.
-- Помню, когда я заканчивала школу, врачи осторожно говорили, что из-за сахарного диабета у меня могут развиться другие болезни, советовали не затягивать с замужеством и рождением ребенка, -- продолжает Оксана. -- В 17 лет я влюбилась и вышла замуж, через год родила сына. Муж тоже научился делать мне уколы. За последние несколько лет мое состояние резко ухудшилось: упало зрение, стали болеть ноги, на одной ноге даже ампутировали два пальца.
-- Два года назад мы делали Оксане операцию на стопе, два пальца сохранить не удалось. К сожалению, тогда мы еще не владели новой методикой, позволяющей предотвратить осложнения сахарного диабета, -- говорит доцент кафедры хирургических болезней Киевского медицинского института УАНМ на базе Киевского городского хирургическо-диабетологического центра Станислав Хмельницкий. -- Сейчас мы научились изменять путь гормонов поджелудочной железы, которые, минуя печень, попадают сразу в общий кровоток и находятся там в гармоничном соотношении. Это позволяет в несколько раз снизить больным сахарным диабетом дозы инсулина, перевести течение болезни в более легкую степень.
-- После операции я ввожу в три раза меньше инсулина, уже через две недели смогла подняться пешком на девятый этаж, при этом не ощутив даже усталости в ногах, -- говорит Оксана. -- Я еще не проверяла зрение, но судя по тому, что изображение в телевизоре стало четким, думаю, оно улучшилось.
Врачи десятки раз выводили Оксану из комы
Инсулинзависимый диабет первого типа чаще становится бедой молодых людей в возрасте 15--25 лет. Спровоцировать недуг может любое вирусное инфекционное заболевание.
Оксане, в то время десятилетней девочке, сразу поставили диагноз: тяжелая форма сахарного диабета первого типа. Это значит, что в поджелудочной железе почти не вырабатывается инсулин. После выписки из больницы каждый день для Оксаны начинался с того, что она вводила себе инсулин. В течение первого года ей нельзя было есть сладости, белый хлеб, жареное. Потом врачи разрешили эти продукты, но в небольших количествах. Диабетикам показано пятиразовое питание, поэтому в школе учителя позволяли Оксане перекусить на уроке.
-- Я пользовалась этим преимуществом на контрольных работах, -- смеется Оксана. -- Доставая бутерброд, могла что-то подсмотреть в учебнике. Училась я не очень хорошо, потому что много времени проводила в больнице. Только в течение первого года попадала в реанимацию четыре раза. До того, как заболела, была равнодушна к сладостям, но как только их запретили, стала сладкоежкой. Однажды тайком от родителей съела кусок торта, а на следующий день потеряла сознание и угодила в больницу.
-- Больные сахарным диабетом первого типа постоянно под угрозой впасть в коматозное состояние, -- говорит заведующий центром Сергей Бондарь. -- Кома может быть следствием резкого повышения или снижения уровня сахара в крови. Возникает она, если больной, к примеру, забыл вовремя сделать укол или же ввел слишком большую дозу инсулина. Очередная кома для организма -- стресс, после которого болезнь усугубляется.
За годы болезни Оксана десятки раз перенесла кому, хотя уже в 17 лет считала себя опытным диабетиком и пыталась определять сама, нужно ли увеличить или уменьшить дозу инсулина.
-- Хорошо, что я заболела в то время, когда еще не решила, чем хочу заниматься в жизни, и недуг не разрушил мои мечты, -- говорит Оксана. -- До 25 лет я чувствовала себя нормально. Без осложнений родила сына Павла. У малыша был высокий риск заболеть сахарным диабетом, поэтому ему каждый месяц в поликлинике проверяют уровень сахара в крови. Пока все в норме.
Оксана воспитывала сына и училась в техникуме, затем устроилась на работу. Но после того, как четыре года назад она перенесла менингит, врачи перевели ее на четырехразовое введение инсулина.
-- Теперь ношу шприц и инсулин с собой повсюду. Ведь если не введу лекарство вовремя, вскоре у меня ухудшается состояние: пересыхает во рту, начинается головокружение, теряю сознание. Тогда мне могут помочь только медики. Несколько лет назад у меня потемнел палец на ноге, но я не обратилась к врачу сразу, сама «назначила» себе примочки из трав, противовоспалительные мази, -- признается Оксана. -- Самолечение закончилось тем, что нога отекла, поднялась температура, спасти два пальца уже было невозможно.
После операции у больного более 15 лет не будет осложнений
-- У больных сахарным диабетом первого типа в поджелудочной железе почти не вырабатывается инсулин, а концентрация другого гормона -- глюкогона остается прежней. Из-за этого нарушаются обменные процессы в печени, что со временем приводит к поражению нервов, сосудов глаз, почек, нижних конечностей и других органов, -- говорит Станислав Хмельницкий. -- Прогноз неутешителен: могут развиться гангрена, почечная недостаточность, слепота. Предотвратить осложнения можно, сбалансировав действие гормонов. Эту цель и преследует метаболическая операция, которую в Киеве впервые сделали в нашем центре.
Суть операции заключается в том, чтобы гормоны, влияющие на уровень сахара в организме, из поджелудочной железы попадали сразу в общий кровоток. В норме они сначала проходят через печень, где происходит частичный гормональный обмен. Однако при подкожном введении инсулин не попадает в печень, а следовательно, гормоны не взаимодействуют. Мы сделали соустье вены, по которой кровь течет от поджелудочной сразу в общий кровоток. Благодаря такой хитрости глюкогон и инсулин находятся в организме в гармоничном соотношении. У пациента улучшается периферическое кровообращение, восстанавливается зрение, налаживается работа почек, и диабет переходит в более легкую степень.
Если бы Оксане сделали метаболическую операцию пять лет назад, ей бы удалось сохранить пальцы на стопе. Такое хирургическое лечение показано больным диабетом первого типа, у которых еще не возникли необратимые изменения в организме. К сожалению, в центр чаще обращаются больные с запущенным недугом, когда к нему присоединяются другие серьезные заболевания. В России же такие операции делают детям спустя несколько лет после постановки диагноза.
Коллектив центра готовился к операции, которая проходила под руководством профессора Владимира Скибы, три года. Этот метод двадцать лет назад впервые применил российский хирург. И вот уже десять лет его используют в ведущих клиниках США и Европы. В Украине такие операции уже делали в Запорожье. Благодаря финансовой поддержке Киевской городской клинической больницы N 1 мы провели усовершенствованную операцию, при которой не потребовалась остановка кровоснабжения почки. По сравнению с другими хирургическими методами, направленными на облегчение течения сахарного диабета, метаболическая операция наиболее эффективна и доступна. Трансплантация донорских клеток поджелудочной железы облегчает состояние на полгода. А вот после метаболической операции больной нормально себя чувствует более 15 лет. Трансплантация поджелудочной железы применяется в единичных случаях, так как после нее больному нужно постоянно проходить лечение, подавляющее иммунитет.
401Читайте нас у Facebook