ПОИСК
Події

Ежегодно «теневики» зарабатывают более 4 миллиардов долларов на «левой» алкогольной продукции

0:00 13 жовтня 2001
Інф. «ФАКТІВ»
А чиновники все никак не удосужатся реализовать указ Президента о защите отечественных товаров голографическими знаками

Если бы свершилось чудо и на вопрос -- «Как вам работается, никто ли не мешает, не оказывает давления?» -- руководители предприятий различных рангов ответили искренне, то, боюсь, услышанное оригинальностью и многообразием вариантов не отличалось бы. Главы фирм, более-менее твердо стоящих на ногах или же имеющих перспективы развития среди прочих проблем откровенно упомянули бы о том, что, случалось, в их кабинетах раздавался звонок от какого-нибудь родственника райадминистрации, или соседа губернатора, или помощника народного депутата, или советника помощника министра и т. д. -- с «предложением» поделиться с серьезными людьми долей в компании. Естественно, не самой маленькой. Что может последовать в случае отказа, можно не детализировать, обозначив это одним словом -- проблемы.

Интересы государства не всегда совпадают с интересами состоящих у него на службе…

Приблизительно такой сценарий был недавно реализован на столичном специализированном предприятии «Голография». Причем его руководителям не повезло вдвойне. Звонивший был одновременно и депутатом Киевского городского совета, и помощником высокопоставленного правительственного чиновника, и просто хорошим знакомым нескольких сотрудников Кабмина. Но ему отказали. Менеджеры фирмы, созданной во исполнение годичной давности Указа Президента «О защите документов и товаров голографическими защитными элементами», оказались несговорчивы. Поэтому, видимо, и не удивились проблемам, враз свалившимся на их головы.

Собственно, к сложностям в своей работе отечественным специалистам по голографической защите не привыкать. Многие моменты, связанные с распоряжением Президента Кучмы обеспечить должную защиту украинской продукции и повернуть финансовый поток от ее реализации в госбюджет, а не в сейфы некоторых весьма предприимчивых бизнесменов, нередко попросту игнорируются. Естественно, это происходит не по доброте душевной или забывчивости исполнителей указов. Определенно, есть в этом нет, не загадка, а чья-то заинтересованность, которая объясняется непатриотичной, но до боли знакомой фразой: интересы государства не всегда совпадают с личными задачами состоящих у него на службе… А в итоге вот уже без малого 11 месяцев Кабинет министров не принимает соответствующего постановления, обеспечивающего выполнение этого указа.

Если бы вышеизложенная фраза была лишь результатом воспаленного журналистского воображения, то уже сейчас в целях защиты от подделок и сбыта «налево», то есть мимо государственной казны, стали бы маркироваться специальным голографическим знаком все товары и виды продукции, подлежащие обязательной сертификации. По мнению же специалистов, эффект от введения этого голографического знака должен быть двойной. В социальном плане -- потребитель получит более надежную защиту от отравления некачественными продуктами или очередного расстройства по поводу покупки поддельного и некачественного товара, а в экономическом -- сократится количество неучтенного товара, скрытого от налогообложения.

РЕКЛАМА

Проблема защиты товаров и документов от подделок требует обязательного решения еще и потому, что фальсификация продукции достигла размеров, представляющих уже угрозу всей экономической безопасности страны. Естественно, правительственные чиновники не сидели сложа руки и, образно говоря, на стратегические товары (в смысле их возможности приносить колоссальные доходы производителям), как водка или сигареты, ввели акцизные марки. Вот здесь у недобросовестных предпринимателей и появился шанс для обмана потребителей и государства. Не случайно на рынке сегодня более 20 процентов поддельных акцизных марок, а, к примеру, около 30 процентов алкогольной продукции -- «левой». Главная беда заключается в том, что простому человеку подлинность акциза определить очень сложно. Кто знает, как это сделать? Это ведь только специалист сразу может заметить подделку. А вот голографический знак не наклеишь второй раз и не прогонишь через ксерокс.

Голографический знак -- трудно преодолимое препятствие для «теневиков»

Введение голографического знака для маркировки сертификатов соответствия, конечно, не панацея от всех бед покупателей, но очень серьезное и труднопреодолимое препятствие для «подпольщиков» и ловкачей — это без сомнений. Вероятно, в какой-то степени проблемы с реализаций указа Президента «О защите товаров и документов голографическими защитными элементами» связаны и с этим аспектом. По официальным данным СБУ, в Украине ежегодно реализуется более 200 миллионов «неучтенных» литров алкоголя, которые приносят «теневикам» 300--600 процентов прибыли. А это ежегодные потери более 4 миллиардов гривен для бюджетов всех уровней. Естественно, при таких суммах игра для ведущих незаконный бизнес стоит свеч. И они ее ведут, как водится, без правил.

РЕКЛАМА

Летом в Кабинете министров провалилась попытка утвердить правительственный проект постановления о внедрении акцизных марок с голографической защитой на алкоголь. А ведь это только начало! В перечне товаров, подготовленных министерствами экономического сектора, и документов, предложенных силовиками для «оголографичевания» -- пунктов не счесть. Оно и понятно, государство пытается установить контроль над товаропотоками, дабы цивилизованными методами вести борьбу с экономическими преступлениями.

Международное признание отечественных специалистов для украинских чиновников -- пустой звук

РЕКЛАМА

Что же касается документов, то на некоторые из длинного списка уже введен голографический знак соответствия. Например, на проездных билетах, водительских правах, медицинских картах… Правда, красуются там импортные голограммы. И вряд ли в этом случае имеет смысл говорить о контроле за использованием документов строгой отчетности, который предлагает ввести СБУ. А что же отечественные специалисты? Вот здесь самое время вспомнить о столичном предприятии «Голография», куда «с просьбой поделиться» долей в компании и звонил депутат Киевсовета.

Предприятие было создано Национальной академией наук Украины по поручению правительства, которое таким образом сделало первый шаг в реализации вышеназванного указа главы государства. По мнению специалистов, техническое оснащение фирмы, а также подбор специалистов не уступает иностранным аналогам ни в чем, поскольку в фундаменте «Голографии» заложен признанный в мире опыт представителей украинской школы оптической физики в сфере разработки и производства голограмм. Но беда в том, что международное признание отечественных специалистов для некоторых украинских чиновников -- пустой звук. Они предпочитают сотрудничать с иностранными фирмами и помогают им зарабатывать, то есть вывозить из Украины ежегодно десятки миллионов долларов.

Самые лучшие голограммы делают в Англии?

Проникшись проблемой введения голографических знаков защиты украинских товаров, Виктор Ющенко на посту премьер-министра был вовсе не против, чтобы Банкнотно-монетный двор Нацбанка занялся реализацией этой идеи. Хотя, по логике, прерогатива производства марок с каким угодно способом защиты принадлежит Госзнаку. Дело монетного двора -- печатать деньги, а не элементы, позволяющие контролировать их перемещение. Но, наверное, логика -- это едва ли последнее, что всплывает в памяти в данном случае.

Так или иначе, но несмотря на запрет Высшего арбитражного суда проводить закрытые международные тендеры на производство голографических защитных элементов, Монетный двор Нацбанка такое мероприятие объявил и успешно провел. Потом, правда, юристы рассказали, что ко всему прочему, Банкнотно-монетный двор как подразделение Нацбанка юридическим лицом не является и правом организовывать конкурсы не обладает. Но те высокопоставленные чиновники, кому этого знать не хотелось, сделали вид, что ничего слышали. А пальмовая ветвь в номинации «Лучшая голограмма для украинских товаров» досталась британской фирме «Де ла Руе». Защитные элементы, позволяющие среди прочего контролировать денежные потоки в нашей стране, она согласилась сделать за скромную сумму -- 30-40 млн. долларов.

Заключенный в Украине контракт помог иностранной фирме поднять свои котировки на фондовом рынке

Пытаться найти причины такого везения британской фирмы, у которой возникли довольно серьезные проблемы на фондовом рынке, наверное, не стоит. Просто надо попытаться поверить интуиции экс-премьера и его бывших соратников по работе в Нацбанке, активно поддержавших не отечественного товаропроизводителя, а британских специалистов в области печатных машин для банкнот. К тому же, им крайне необходима была поддержка украинских друзей. После несложившихся отношений с клиентами в России и прибалтийских государствах, подписанный «Де ла Руе» контракт с Украиной помог фирме поднять свои котировки и вскоре после этого благополучно продать свои акции более мощному партнеру.

Но, надо думать, несуществующая теперь «Де ла Руе» оправдает доверие украинских клиентов, которые, наверное, сделали все от них зависящее, дабы фирма получила многомиллионный заказ на производство голографических защитных элементов. Более того, когда возник вопрос, а стоит ли подобные защитные знаки ввозить из-за рубежа, в свое время премьер Виктор Ющенко в письме на имя Президента Кучмы ответил: «… считаем (Кабинет министров), что запрет на ввоз в Украину голографических знаков сейчас преждевременен».

Видимо, из-за того, что время сейчас не то, голографические защитные элементы на акцизы для табачных изделий до сих пор вообще не наносятся. Потому что технических возможностей у иностранных партнеров для этого нет. Что же касается других товаров и документов, в том числе и алкоголя, которые согласно указу Президента должны были бы «оголографичены» еще 1 января 2001 года, то с ними проблем еще больше. В Кабмине на этот счет говорят шепотом и изредка. А чтобы акцизные марки на алкоголь и табак, изготовленные на условиях совместной кооперации полиграфического комбината «Украина» (системы Госзнака, Министерства финансов) и предприятия «Голография» вдруг где-нибудь не наделали шуму, некоторым депутатам Киевсовета приходится заниматься «организацией проблем» для отечественных производителей голограмм. Почему бы и нет? Ведь передача под контроль иностранным компаниям основных вопросов поступлений в бюджет путем лоббирования производства в Великобритании голографических защитных элементов на товары вовсе не является проблемой экономической безопасности Украины.

294

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів