ПОИСК
Події

«прощай, немытая россия! « -- бросил в эфир старший лейтенант виктор беленко, угоняя в японию сверхсекретный новейший мшг

0:00 7 вересня 2001
Інф. «ФАКТІВ»
25 лет назад побег летчика поставил под угрозу безопасность Советского Союза и нанес стране урон на миллиарды рублей

ЧП, произошедшее ранним утром 6 сентября 1976 года, в истории СССР уникальное. До Беленко в послевоенное время лишь два советских самолета попали, со всеми секретами, в чужие руки (не считая всех МиГ-29 бывшей армии ГДР, которые достались бундесверу и ныне летают с крестами на бортах): в 1950-х годах «дружественный» северокорейский летчик перегнал Миг-15 на японскую авиабазу на острове Окинава, за что получил сто тысяч долларов, а во время арабо-израильского конфликта подбитый МиГ-23 совершил вынужденную посадку на территории Израиля. Однако Виктор Беленко переплюнул всех: подарив японцам с американцами сверхсекретный перехватчик, покопаться в котором давно мечтали заграничные спецслужбы, он дал им ключ ко всей системе ПВО СССР -- и в одночасье огромная страна оказалось беззащитной против удара с воздуха.

Сослуживцы скинулись на помощь семье «погибшего» товарища

… Летчики авиаполка Дальневосточной зоны ПВО, располагавшегося в двухстах километрах от Владивостока, отрабатывали фигуры сложного пилотажа и перехват воздушных целей. К концу занятий, когда в воздухе оставались три машины, одна из них -- новейший истребитель-перехватчик МиГ-25П с бортовым номером 31 -- вдруг резко взмыла вверх. За штурвалом был один из лучших пилотов полка старший лейтенант Виктор Беленко. С земли запросили, что это за маневры -- ответа не последовало. Затем самолет стал стремительно и так же молча падать в океан. В 6 часов 45 минут по московскому времени светящаяся метка исчезла с экранов радаров…

Предположили, что машина потеряла управление и разбилась. Срочно организовали поиск -- ничего не нашли. Вечером сослуживцы помянули Виктора, в полку начали собирать деньги для его жены и маленького сынишки. А 8 сентября мировые информационные агентства сообщили: двумя днями раньше на острове Хоккайдо приземлился советский истребитель, летчик попросил политического убежища в США. Президент Джимми Картер лично удовлетворил просьбу.

Из досье «ФАКТОВ»: Беленко Виктор Иванович родился в Нальчике в 1947 году в рабочей семье. Школу окончил с золотой медалью. Поступил в мединститут, но после двух лет учебы ушел оттуда и на «отлично» сдал вступительные экзамены в Армавирское высшее военное училище летчиков ПВО. Характеристики курсанта Беленко -- блестящие. Служил инструктором в Ставропольском высшем военном авиационном училище, к сентябрю 1976-го стал старшим летчиком полка. Командир ставил Беленко в пример как очень способного и дисциплинированного офицера. По словам товарищей, Виктор очень любил сына и жену. Почему оставил их и сбежал из Союза, сам он позже объяснил так: его мировоззрение не соответствовало политической системе в СССР. Кроме того, он не желал мириться с «многочисленными авариями и катастрофами в советских авиационных частях».

РЕКЛАМА

Проведенный впоследствии «разбор полетов» показал: чтобы спрятаться от радаров, Беленко какое-то время летел между сопками и над океаном на высоте 45 метров -- при скорости около 800 километров в час! Примерно в ста километрах от берега его вновь увидели на экранах, но приняли за удирающий чужой разведчик -- их в то время летало немало. И тут в эфире отчетливо прозвучала лермонтовская фраза: «Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ!.. » Самолет набрал высоту 6000 м. и взял курс на остров Хоккайдо, на авиабазу Читозе -- там длинные взлетно-посадочные полосы, достаточные для МиГа. В 13 часов 11 минут по московскому времени его засекли японские радары, на перехват поднялись два истребителя, однако через несколько минут МиГ-25 вновь «исчез». Японцы так и не смогли определить, что это летит.

А еще через четверть часа МиГ внезапно появился над гражданским аэропортом Хакодате, пронесшись в трехстах метрах над взлетной полосой. Она была занята взлетавшим «Боингом-727». После того как тот взлетел, Беленко в 13 часов 57 минут совершил посадку. Хотя летчик выпустил закрылки и тормозной парашют, истребитель проскочил всю полосу, пропахал еще 240 метров по грунту и, завалив две аэродромные антенны, остановился.

РЕКЛАМА

Летчик отгонял любопытных от истребителя выстрелами из пистолета

Когда стало ясно, что о побеге Беленко что-то прознали даже советские граждане, МИД СССР заявил: старший лейтенант сбился с курса, из-за нехватки топлива сел в Японии, а там к нему были применены «меры воздействия». Мол, миллионы японцев видели на телеэкранах, как летчика с мешком на голове волокли к машине. Этот сюжет в Союзе не показали, но наши офицеры, служившие в Германии, видели репортаж по западному телеканалу: Беленко спокойно садился в автомобиль, помахал рукой -- и никакого мешка на голове.

В том же 1976 году, когда еще не улегся шум, в США вышла книга Джона Баррона «Пилот МиГа». В ней приведены воспоминания офицера отдела разведки Управления национальной обороны Японии Таро Като, одним из первых встретившего Беленко после приземления:

РЕКЛАМА

«К самолету помчались люди с фотоаппаратами. Беленко вылез из кабины на крыло и подавал знаки: мол, спрячьте фотокамеры. Его не понимали. Тогда он достал пистолет и несколько раз выстрелил в воздух. Фотоаппараты были тут же спрятаны. Кое-кто даже вытащил пленку и бросил на землю. Наконец наш сотрудник на плохом русском уговорил Виктора пройти в кабинет начальника аэровокзала. Там летчик понял, что имеет дело с разведкой, и сказал: «Я прилетел сюда намеренно. Прошу политического убежища в США. Зачехлите самолет, поставьте охрану и немедленно свяжите меня с американцами». Мы согласились и отвели его в гостиницу аэропорта. По дороге он закрывал лицо летной курткой от журналистов и зевак, а в номере потребовал выбросить в море его парашют и одежду: «Пусть думают, будто самолет упал в море». Но мы ответили, что русские уже знают, где он, и требуют вернуть самолет и летчика».

Японцы не хотели ухудшать и без того натянутые отношения с СССР, поэтому в тот же день попытались передать советскому послу заявление, написанное Виктором Беленко: «Я не желаю возвращаться в Советский Союз и надеюсь получить разрешение поселиться в Соединенных Штатах. Решение принято мной добровольно». Посол заявление не принял. Тогда было решено организовать встречу Беленко с представителем советского посольства в Токио.

Ранним утром сотрудники службы безопасности вывели Беленко из гостиницы к машине через черный ход -- у центрального толпились журналисты. Те заметили маневр и устремились в погоню. Но разведка все предусмотрела: на одном из перекрестков машину в летчиком поджидали с полдюжины таких же, которые при приближении пишущей братии рванули врассыпную…

Японцы не исключали, что «представителем советского посольства» окажется сотрудник КГБ, который попытается убить летчика. Ведь тот не просто перегнал сверхсекретный истребитель, который даже в СССР называли по-разному, но и показал воздушный коридор, где из Союза -- а значит, и обратно -- самолеты могут пройти незамеченными. Три вооруженных охранника во время встречи должны были не спускать глаз с посольского представителя, в случае необходимости стрелять.

«Когда в комнату вошел первый секретарь посольства СССР, Беленко смотрел себе под ноги и даже не поздоровался с соотечественником, -- вспоминает Таро Като. -- Тот встал у противоположного конца пятнадцатиметрового стола и заговорил: «Ваши товарищи просили передать, что они с вами в эти нелегкие для вас часы. Советское правительство знает: вы сбились с курса, вас заставили сделать посадку и применили наркотики. Я пришел помочь вам вернуться домой, к любимой жене, сыну… » Беленко не дал ему договорить. Встал и, по-прежнему не глядя в глаза, буркнул: «Я прилетел в Японию добровольно, попросил политического убежища в США. Не надо меня агитировать». «Предатель! -- громко и зло сказал дипломат. -- Рано или поздно мы тебя вернем. Найдем, где бы ты ни был!»

Явно довольный, офицер японской разведки выключил магнитофон и с улыбкой сказал дипломату: «Мы вас больше не задерживаем». В тот же вечер Беленко переправили в США. Позже в своей книге, изданной в конце 1970-х в Америке, он так описывал собственные размышления в «Боинге»: «Что меня ждет на Западе? Не знаю. Пострадают ли отец, мать, тетка? Вряд ли -- КГБ легко установит, что мы многие годы не виделись. Людмила и Дима? Тоже нет, ее родители достаточно влиятельны, чтобы не допустить этого. Нет, что бы ни случилось, я поступил правильно. Жить без свободы -- все равно, что не жить».

«Наши ребята так быстро разломали ящики с упакованным МиГом, что у японцев глаза стали круглыми»

Многие бывшие сослуживцы Виктора полагают, что его завербовали еще в училище (мол, часто читал секретные документы, которые других курсантов особо не интересовали) и использовали, дабы заполучить истребитель-перехватчик МиГ-25П.

Из досье «ФАКТОВ»: МиГ-25 создали в конце 1960-х для борьбы с высотными скоростными бомбардировщиками, которые еще только разрабатывались в США и Великобритании. Он мог летать на высотах до 23 километров, втрое превышая скорость звука. Установил 25 мировых рекордов скорости, высоты и скороподъемности. На этих истребителях была применена новейшая электронная система опознавания «свой--чужой», за которой охотились зарубежные спецслужбы. Заполучив ее код с помощью Беленко, японцы и американцы могли запросто обманывать советские системы ПВО.

Японцы опешили от шикарного подарка и поначалу не знали, куда деть МиГ. Он долго стоял у взлетной полосы. Лишь в ночь на 24 сентября в разобранном виде, в чреве гигантского транспортника «Гэлэкси» под эскортом 14 истребителей, его доставили на военную базу в 80 километрах от Токио. Там собрали вновь. Запустили двигатель, проверили его возможности. Включили бортовую аппаратуру, выяснили спектр излучения -- ценная информация для разработчиков систем наведения ракет. Изучили чувствительность бортового локатора -- он, хоть и работал на электронных лампах, оказался лучше западных. Были взяты образцы металла, стекла… Американские и японские эксперты пришли к выводу: «МиГ-25 не имеет равных по летным характеристикам, прост, прочен, надежен и доступен летчику не самой высокой квалификации».

МиГ исследовали почти две недели, а в ночь на 12 октября доставили упакованным в 13 контейнеров в порт Хитачи, где стоял советский теплоход: Москва требовала все же вернуть самолет.

«Японцы запаковали МиГ в добротные ящики из толстой доски, обитой железом, -- вспоминает один из создателей самолета Лев Шенгалаи, принимавший контейнеры. -- Заявили, что претензии принимают только до захода солнца. Рассчитывали, что мы не успеем разобрать «бронированные» ящики, но не учли силу советских парней, членов команды. За пару часов они раскроили тару, и японцам ничего не оставалось, как сделать круглыми глаза. Стало видно, какие секреты они выуживали. Выяснилось, что нет большинства электронных блоков, в частности, системы опознавания «свой-чужой». Японцам выставили счет на 7,7 миллиона рублей, что соответствовало 11 миллионам долларов. Японцы в ответ потребовали возместить ущерб за две антенны, сломанные в аэропорту при посадке МиГа. Вопрос уладили, и 15 октября теплоход покинул порт. »

… »Дома» самолет еще раз внимательно осмотрели, перекрасили и отправили в одно из авиационных училищ как учебное пособие. Где он сейчас, никто не знает. Начинку МиГов пришлось менять, секретный код «свой--чужой» тоже: машины гоняли на авиазаводы и обратно, заменили блоки на радиолокационных станциях, -- эпопея обошлась стране примерно в два миллиарда рублей. Но плохо пришлось и соперникам: после того как МиГ-25П был рассекречен, он пошел на экспорт. Эти машины тут же купили Ирак, Сирия, Алжир, где МиГи скоро доказали свое превосходство в схватках с американскими истребителями. В СССР в 1978 году началось серийное производство МиГ-25ПД с более мощными двигателем, вооружением, новый локатор мог отыскивать скрытые в земле цели…

Что касается Виктора Беленко, то в советских газетах вскоре дали коротенькую, но заметную информацию: погиб в автокатастрофе. Мол, не случайно… Однако он жив. Вначале преподавал в одной из военных академий США технику и тактику воздушного боя. Когда его знания устарели, стал читать лекции о событиях и традициях в СССР. После развала Союза это перестало быть интересным. В свое время женился на американке, есть трое детей. Позже развелся и оставил ей, согласно брачному контракту, дом. Теперь Виктор Беленко -- бездомный. Живет в Калифорнии, скитаясь по гостиницам и мотелям. Занимается коммерцией. В 1998 году японцы сняли фильм о его побеге как об одном из самых значительных событий второй половины XX века. Встретились с Беленко и убедились, что он ни о чем не жалеет.

1528

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів