«мы царя свергли в 1917 году», -- сказал сталин, когда ему предложили построить «царь-мост» через керченский пролив
«Мост должен «нести» на себе все то, что нужно заказчику»
Существует по меньшей мере пять проектов строительства транспортного перехода через Керченский пролив. Один из них разработан специалистами АОЗТ «Киевсоюздорпроект», чей технико-экономический доклад был представлен Юрию Лужкову и в настоящее время находится на рассмотрении в Министерстве экономики Украины. Наш корреспондент встретился с председателем правления АОЗТ «Киевсоюздорпроект» Анатолием Хуторным.
-- Проектом керченского моста мы занялись в 1999 году по просьбе Министерства архитектуры Крыма. «Киевсоюздорпроект» уже в течение 70 лет проектирует автомобильные дороги, мосты, эстакады и промышленные предприятия во всех регионах бывшего СССР, так что опыта нам не занимать. Кстати, почти все мосты через Днепр в Киеве -- дело наших рук.
Длина предложенного нами мостового перехода через Керченский пролив составляет 5675 метров. Он состоит из 132-метровых пролетов. Над судоходной частью пролива длина пролета составит 264 метра. Когда мы его проектировали, речь шла о 35-метровой высоте. Но позднее моряки заявили, что высота моста должна быть не меньше 65 метров.
Мост двухъярусный. Внизу пройдет двухпутная железная дорога, вверху -- четыре полосы для автотранспорта. Предполагается размещение двух водоводов, а также нескольких мощных силовых электрических кабелей. Не исключено, что будут проложены газо- и нефтепроводы.
-- Последнее обстоятельство вызывает недоумение. А если на газопроводе произойдет утечка?
-- Действительно, на обычных мостах размещение таких коммуникаций не допускается. Но я, как инженер, считаю, что мост должен «нести» на себе все то, что нужно заказчику. А для этого необходимо искать такие технологические и конструктивные решения, которые бы позволили достичь желаемого.
-- Где будет стоять мост?
-- Существует три варианта. Первый -- самая узкая часть пролива, где сегодня действует паромная переправа. Второй -- чуть севернее. И третий -- на Тузлинской косе. Последний вариант привлекателен тем, что зимой в этом месте ледовая обстановка легче, чем в узкой части пролива.
-- Сторонники строительства тоннеля утверждают, что зимой эксплуатация моста будет затруднена из-за сильного ветра, оледенения и штормов. Кроме того, вероятность аварий на мостах выше, чем в тоннелях. Этот фактор имеет для Крыма немаловажное значение в связи с высоким уровнем сейсмичности. Кстати, Англия и Франция в свое время вполне могли построить тридцатикилометровый мост через Ла-Манш, однако выбрали тоннель.
-- В Ла-Манше очень интенсивное судоходное движение, причем во всех направлениях. Там надо было строить очень высокий мост с множеством больших пролетов. Поэтому выбрали тоннель. А по Керченскому проливу в сутки проходит не более 25 судов (уточним: сегодня, а что будет через 10--20 лет? -- Авт. ).
Народная мудрость учит протягивать ножки по одежке. По предварительным расчетам, стоимость нашего моста составит 740 миллионов долларов. Мировая практика свидетельствует, что тоннель, как правило, стоит намного дороже. А что касается землетрясений, то, по нашему мнению, мост более гибкое и пластичное сооружение, чем тоннель, который прокладывается в коренных породах, и вероятность его разрыва довольно велика. Мост имеет больше шансов «на выживание».
Мост, тоннель или гидроузел?
Чтобы выяснить, что же все-таки собираются строить в Крыму, «ФАКТЫ» обратились к начальнику управления производственно-технической деятельности Министерства архитектуры и строительной политики Крыма Геннадию Ткаченко.
-- Этот вопрос еще не решен. Создано ОАО «Керченский мост», 74 процентов уставного фонда в котором принадлежат правительству Москвы и 26 процентов -- Фонду госимущества Крыма. Деньги на проект будет изыскивать Москва, а мы в качестве уставного фонда внесли свое имущество -- здания под офисы ОАО в Симферополе и в Керчи.
В феврале в Крыму побывали представители правительства Москвы, и мы представили им все существующие проекты. Кроме «Киевсоюздорпроекта» свой вариант моста представил «Киевинтерпроект». Разработаны и два проекта тоннелей. Симферопольская научно-производственная фирма «Эспо» предложила тоннель, который пройдет под дном пролива на глубине 85 метров. Глубина «залегания» тоннеля, предложенного институтом «Кривбасспроект», составляет 70 метров. Строительство первого оценивается в 450, а второго -- в 950 миллионов долларов.
Наше министерство предлагает свой вариант решения проблемы -- гидроузел. Этот проект был разработан 20 лет назад москвичами, но до реализации дело так и не дошло. Мы его немного переработали и предложили построить чуть севернее ныне существующей паромной переправы каменно-земляную дамбу, по которой пройдут двухпутная железная дорога и четырехполосная автомобильная трасса. В основании дамба будет иметь ширину 300, а вверху -- 50 метров. На строительство уйдет 21 миллион кубометров камня и земли, причем материалы далеко искать не надо -- они есть в Крыму. Над судоходной частью канала пройдет 600-метровый мост. Он может быть либо разводной, либо разворачивающийся. Предварительная стоимость проекта -- 328 миллионов долларов. У этого проекта, кроме стоимости, есть еще один плюс -- улучшение экологии Азовского моря. Дело в том, что Азов длительное время недополучает ежегодно 9--10 кубических километров пресной воды и происходит его засоление, а дамба резко уменьшит поступление соленой воды из Черного моря, и в Азовском море увеличится количество рыбы.
Оказывается, мост через Керченский пролив начал строить Гитлер, а закончил вождь народов
В глубокой древности Керченский пролив можно было перейти вброд. Его так и называли -- «бычий брод». Именно здесь некогда пролегал знаменитый Великий Шелковый Путь. О строительстве мостов первыми всерьез задумались англичане. В начале века они планировали соединить Лондон с Дели железнодорожной магистралью и построить мосты через Ла-Манш и Керченский пролив. Проект рассматривался в правительстве, но денег на его реализацию не нашлось.
Первым «отцом» керченского моста следует считать Гитлера. В 1943 году он приказал министру вооружений Альберту Шпееру приступить к его сооружению для передвижения автомобильного и железнодорожного транспорта. Гитлер не сомневался в успехе и хотел перебросить в Кубань войска и технику для похода на Индию. Немцы стали свозить в Керчь металлические конструкции, цемент и прочие строительные материалы. Советская авиация заметила необычную активность на Керченском полуострове, но бомбить склады запретили -- Сталин планировал захватить Крым и довести до конца начатое немцами строительство. Летом 1944 года советские войска с треском вышибли фашистов из Крыма, и на берегах Керченского пролива закипела работа.
Мост длиною 4,5 километра был построен за 6,5 месяца. В ноябре 1944 года его приняли во временную эксплуатацию. В феврале 1945 года по мосту прошел поезд советской делегации, которая возвращалась с Ялтинской конференции. А через несколько дней его частично разрушил мощный ледоход из Азовского моря. Обстрел ледовых полей из береговых орудий, их бомбежка с самолетов не помогли -- 15 промежуточных пролетов были разрушены. При этом никто не пострадал. Сталин вник в ситуацию и никого наказывать не стал.
После окончания войны мост обследовала специальная комиссия, которая приняла решение о проектировании капитального высокого моста стоимостью около двух миллиардов рублей. Представляя Сталину проект, заместитель наркома путей сообщения И. Гоциридзе заметил: «Товарищ Сталин, это будет царь-мост». Иосиф Виссарионович, подумав, ответил: «Товарищ Гоциридзе,мы царя свергли в 1917 году». И вместо моста была построена паромная переправа.
Еще одна попытка «оседлать» Керченский пролив предпринималась при Брежневе. Планировалось перекрыть пролив плотиной, по которой должны были пролечь автомобильная и железнодорожная магистрали. Советский Союз в ту пору осваивал космос, поворачивал вспять реки и бросал сумасшедшие деньги на «военку». Поэтому проект отложили до лучших времен. Второе дыхание он получил в ту пору, когда в Крыму «президентствовал» Юрий Мешков. Правительство Крыма провело предварительные переговоры с рядом иностранных фирм, мост собирались построить за 300--400 тысяч долларов. Но институт президентства в Крыму вскоре отменили, Мешков подался в Москву, и проект в очередной раз был похоронен.
Из книги рекордов Гиннесса
Самый длинный мост над морем -- мост Конфедерации -- находится в Канаде. Он соединяет острова Принца Эдуарда и Нью-Брансуик и имеет длину 11 километров. Движение по нему было открыто в 1997 году.
А самый длинный автомобильно-железнодорожный мост в мире -- Сето-Охаши -- расположен в Японии. Его протяженность -- 12,3 километра. Строительство обошлось в 7 миллиардов долларов.
Мост с самым оживленным движением -- 100 миллионов автомобилей в год -- находится в Сан-Франциско.
Самый длинный стальной арочный мост -- Фейетвилл -- построен в штате Западная Виргиния (США), его пролет 518 метров.
А самым длинным мостом в СНГ считается мост через Амур (около Хабаровска). Его длина -- 2,6 километра.
Самый длинный пролет -- 1991 метр -- у моста «Акаси-Кайкье» в Японии. Он введен в эксплуатацию в 1998 году. С этим мостом произошла довольно любопытная история. Первоначальная длина пролета составляла 1990 метров. В январе 1995 года, когда мост еще только возводился, в Японии произошло землетрясение силой свыше 7 баллов, в результате которого длина центрального пролета увеличилась на 80 сантиметров. По счастливой случайности, конструкция жесткости еще не была смонтирована, и пилоны (вертикальные конструкции, поддерживающие с помощью канатов ферму жесткости. -- Авт. ) сохранили вертикальное положение.
Читайте нас у Facebook