Атаковать гражданский самолет с 58 пассажирами на борту было поручено лучшим военным летчикам болгарских ввс
27 июля 1955 года в небе над Болгарией, неподалеку от маленького городка Петрич, был сбит пассажирский авиалайнер «Локхид-Л149», принадлежащий израильской авиакомпании «Эль-Аль» (»Израильские авиалинии»). В самолете, следовавшем из Лондона в Тель-Авив, находилось 58 человек. Лайнер вторгся в воздушное пространство Народной Республики Болгарии случайно — была сильная гроза и ряд приборов в пилотской кабине «Локхида» отказал. После того, как радары ПВО НРБ засекли нарушителя, был отдан приказ поразить цель. У людей, находившихся на борту лайнера, не было никаких шансов спастись.
Гибель 58 человек всколыхнула послевоенный мир. Во-первых, это был на тот момент самый крупный инцидент в воздухе. Во-вторых, обыватель понял, что в эпоху противостояния двух систем война может вестись не только информационная, а посему в безопасности себя чувствовать не мог никто. Специальная международная комиссия, созданная для расследования обстоятельств происшествия, пришла к выводу, что трагедия не была случайностью: в Софии прекрасно знали о том, что «Локхид» — не разведывательный самолет и не самолет-диверсант. По некоторым данным, его экипаж несколько раз выходил в эфир на той частоте, которая великолепно прослушивается всеми диспетчерскими службами Болгарии. Недавно в Софии местная служба госбезопасности (СДС) обнародовала любопытные материалы, относящиеся к этому делу. Оказывается, среди пассажиров злополучного рейса были шестеро американских, трое немецких граждан и более 10 английских подданных. Увидев на радаре нарушителя, болгарские диспетчеры немедленно связались с представителями Генштаба ВВС. Те, в свою очередь, проинформировали руководство БКП, и после недолгого совещания с Москвой болгары приняли решение атаковать самолет. Внешне все это выглядело вполне цивилизованно — перехватчики были высланы якобы для того, чтобы провести самолет хотя бы до территории греческой границы. Выполнять эту миссию выпало двум опытнейшим военным летчикам болгарской армии — капитану Борису Василеву Петрову и капитану Константину Крумову Санкийскому. Все произошло в считанные секунды — истребители видели даже лица летчиков и некоторых пассажиров «Локхида». Дальнейшая ситуация вышла из-под контроля. Поговаривают, что Петров наотрез отказался выпускать по пассажирскому самолету ракеты. Ранее утверждалось, что было попросту темно, и пилоты-истребители не могли ничего разобрать, поэтому ракеты выпускались по «движущейся цели, потенциальному нарушителю». Взорванный четырьмя ракетами, «Локхид» рухнул вниз с высоты 2000 метров в лес неподалеку от границы. Он не дотянул до соседней Югославии несколько километров
Взволнованная София, которой теперь предстояло дать четкие объяснения по поводу причин инцидента, немедленно связалась с Москвой. Официальные извинения израильской стороне писали украинские специалисты. Если верить документам, некие полковник Янько и подполковник Гараев вручили болгарским товарищам текст извинения, в котором его авторы сетуют на то, что «с развитием научно-технического прогресса подобные ошибки в военной отрасли время от времени случаются». И что «болгарское правительство было до конца уверено в том, что самолет, пересекший границу суверенного социалистического государства, является военным».
Естественно, на Западе в это не поверили. Тем не менее извинения приняли, хотя в течение нескольких последующих лет средства массовой информации Израиля, США и Великобритании откровенно намекали на явный политический подтекст случившегося. Советский Союз, вступившийся за Болгарию, пообещал, что такого больше никогда не повторится. Но через 28 лет, в 1983 году, произойдет еще более страшная трагедия: советскими военными летчиками был сбит над Сахалином южнокорейский «Боинг-747». Тогда погибли 269 человек, находившихся на борту лайнера.
323Читайте нас у Facebook