Растрескавшиеся от остеопороза позвонки 76-летней киевлянки столичные нейрохирурги «зацементировали» специальным раствором
В клинике Любовь Павловна находилась всего два дня. На следующий день после операции ее выписали. Поэтому корреспондентов «ФАКТОВ» женщина встречала у себя дома.
-- Несколько лет назад врачи определили у меня остеопороз -- из костей вымывается кальций, -- рассказывает Любовь Павловна. -- Но это стало ясно после того, как я упала, сломав руку и ногу, да и позвоночник пострадал.
-- На рентгеновском снимке позвоночника, сделанном после травмы, четко виден компрессионный перелом тела первого поясничного позвонка, -- говорит главный нейрохирург Минздрава Украины, академик Американской ассоциации малоинвазивной спинальной хирургии профессор Евгений Педаченко. -- А через полгода рентген показал уже два деформированных позвонка. Оба мы и укрепили во время операции. У больных остеопорозом в любой момент может произойти сдавление спинного мозга следующим «просевшим» позвонком, стоит оступиться или неловко повернуться. Большинство людей после этого становятся неподвижными.
-- Согласиться на операцию меня вынудило то, что я не могла долго находиться в неподвижном положении, -- говорит Любовь Павловна. -- Позвоночник был так слаб, что даже когда я сидела, приходилось поддерживать его руками. На кухне отдыхала после каждой очищенной картофелины. Поэтому мне ничего не оставалось, как решиться на операцию.
-- Раньше для укрепления костей позвоночника приходилось проводить длительную операцию. Больной находится под наркозом около шести часов. Чтобы добраться до позвоночника, мы рассекали мышцы. Причем действовать нужно было очень аккуратно, чтобы не повредить спинной мозг и сосуды. После такой операции человек восстанавливался около двух недель, -- рассказывает Евгений Педаченко. -- Многие пациенты, которым нужно укрепить позвонки, -- люди в возрасте, страдающие хроническими заболеваниями. И они просто не выдержат такого длительного наркоза. Операция же по новой методике, называемая пункционной вертебропластикой, проводится под местным обезболиванием в течение двадцати минут, а на месте вмешательства остается только след от иглы шприца, которым в позвонок вводится «цементирующий» раствор. Эту методику несколько лет успешно применяют врачи Испании, Германии, Австрии, США, Франции. Наши специалисты освоили ее в ведущей клинике Европы. Методику можно применять не только при остеопорозе, но и при доброкачественных опухолях, единичных метастазах в позвонках и связанных с ними компрессионных переломах.
«Я чувствовала, что становлюсь хрупкой»
Любовь Павловна сейчас на улицу не выходит -- очень скользко. А при остеопорозе третьей степени, который определили у женщины врачи, любое падение может окончиться сложным переломом.
-- Целый год я лечилась в городском центре остеопороза, но болезнь продолжала развиваться, -- рассказывает Любовь Павловна. -- И я чувствовала сама, что становлюсь хрупкой. После падения и переломов с огромным трудом научилась ходить самостоятельно. Сначала опиралась на специальные ходунки. Затем -- на палочку. Но мне было трудно удерживать спину ровной -- заваливалась на бок. Тогда и появились страшные боли в позвоночнике, унять которые ничем не удавалось.
-- В организме человека кальций накапливается в костях до 25 лет, а затем начинает вымываться, -- объясняет врач-нейрохирург клиники лазерной и эндоскопической спинальной нейрохирургии Института нейрохирургии АМН Украины Сергей Кущаев. -- Особенно быстро этот процесс происходит у женщин после менопаузы. У некоторых вследствие этого развивается остеопороз. И тогда даже незначительная травма может окончиться переломом. Любовь Павловна более тридцати лет страдает бронхиальной астмой, а гормональные препараты, которые ей приходится постоянно принимать, значительно усугубляют развитие остеопороза. Все больные остеопорозом наблюдаются в специальных центрах, где регулярно измеряется плотность их костной массы, что позволяет врачу видеть результаты лечения. К сожалению, препараты кальция помогают лишь 80% больным. Тем, у кого плотность костной ткани достигает критических величин, необходима радикальная помощь.
Работу врачей-нейрохирургов можно назвать ювелирной. Костный цемент -- порошок, смешиваемый перед процедурой со специальным раствором, -- набирается в шприц. Делается рентген-снимок, после чего врачи иглой пробираются в позвонок, который нуждается в стабилизации, и вводят костный цемент. Он застывает в течение двадцати минут и не позволяет позвонку разрушиться. Затем делают повторный снимок. Химическое соединение, которым укрепляются позвонки, выпускают четырнадцать медицинских фирм. Врачи провели лабораторные исследования каждого из них, и решили использовать в работе только один.
-- Операцию проводили под местным обезболиванием, -- вспоминает Любовь Павловна. -- И я не чувствовала боли. Врачи меня все время о чем-то спрашивали. Через два часа после процедуры мне позволили ходить. Теперь думаю укрепить еще один позвонок.
-- Пока в этом нет необходимости, -- говорит Сергей Кущаев. -- Без показаний и необходимых исследований мы не делаем пункционную вертебропластику.
Вскоре с новой методикой ознакомятся нейрохирурги из областей Украины
-- Боли в спине у меня появились несколько лет назад, а томография показала гемангиому в одном из позвонков. Полтора года я посещала мануальных терапевтов, ходила на массаж, но ничего не помогало, -- рассказывает пациентка столичных нейрохирургов Нина Яковлевна. -- Дошло до того, что стоять, сидеть или лежать было невмоготу.
-- Когда Нина Яковлевна обратилась к нам, мы установили, что гемангиома за полтора года увеличилась на треть и почти заполнила позвонок, -- говорит Сергей Кущаев. -- Врожденная доброкачественная опухоль разрушала костную ткань, что могло привести к компрессионному перелому позвонка и сдавлению спинного мозга. Мы «зацементировали» пострадавший позвонок, а химический раствор, заполнив клетки опухоли, уничтожил ее.
-- Через неделю после операции боль начала ослабевать, а затем исчезла вовсе, -- продолжает Нина Яковлевна. -- Мне жаль, что я потеряла столько времени, не зная, куда обращаться.
-- В следующем году мы начнем обучать новой методике наших коллег из областей, -- делится планами Евгений Педаченко. -- Пока сотрудничаем с медиками из центров остеопороза в Киеве. Они направляют к нам своих пациентов, если видят, что консервативное лечение неэффективно.
Врачи показали нам специальные шприцы для пункционных операций, привезенные из Франции. Эти инструменты -- одноразовые. «Когда они закончатся, вы перестанете делать операции?» -- спрашиваю врача.
-- Мы нашли украинских мастеров, которые уже сделали аналоги французских инструментов, -- говорит Сергей Кущаев. -- Причем наши умельцы позаботились о том, чтобы инструменты можно было использовать несколько раз -- шприц с костным цементом вставляется в специальное ложе и под давлением вводится в костную полость.
1137Читайте нас у Facebook