ПОИСК
Події

На открытии нашумевшей выставки «бренд «украiнське» можно было увидеть голые части тела, живую бабушку-рукодельницу и сельские коврики с оленями

0:00 21 грудня 2001
Інф. «ФАКТІВ»
Президенту Украины Леониду Кучме выставка концептуального искусства понравилась, сообщил ее куратор Юрий Онух

Портрет Шевченко застраховали на 60 тысяч долларов

Недавно в Центре современного искусства наконец состоялось открытие широко разрекламированной выставки «Бренд «Українське». Колонна народа при входе казалась очередью в мавзолей. Перед входом в богемной тусовке ярко выделялись люди с хоругвями и в вышиванках -- они явно шли поклониться портрету Шевченко. Публика весело толкалась, а в воздухе подозрительно сильно пахло парфюмерией. Это художник Илья Чичкан презентовал свой первый парфюм под названием, переводимым как «Последняя капля». В авторской версии это была почему-то слюна. Хотя народ воспринял это как намек на жидкость менее приличного происхождения. Парфюм по силе воздействия напоминал «Красную Москву». «Я задумывал этот запах как провоцирующий и сексуальный, -- пояснил нам Илья, -- и вообще-то хотел сделать его невозможным, ужасным». Скажем прямо: художнику это удалось.

В день открытия выставку посетили не только искусствоведы, директора музеев, но и известные политики Виктор Пинчук и Геннадий Удовенко. Виктор Пинчук известен как коллекционер и человек, тонко разбирающийся в искусстве. Да и Геннадий Иосифович не мог не почтить вниманием портрет Шевченко кисти Бурлюка. Через несколько дней приехал на выставку и сам Президент. Куратор выставки и директор Центра современного искусства Юрий Онух устроил для него персональную экскурсию. Правда, в темную комнату, где демонстрировались видеотворения Александра Ройтбурда, охрана Леонида Даниловича поначалу пускать не хотела. Но ничего, кроме обнаженных частей тела, мелькающих в эпатажном видео, в темной комнате не было. В целом Президенту выставка понравилась. Много вопросов вызвал портрет Тараса Шевченко работы Давида Бурлюка. Ведь именно из-за него разгорелись споры среди профессионалов: тот ли это портрет, хорош ли он и можно ли его назвать реликвией украинского народа. Мы решили разобраться в этом вопросе.

-- Этот портрет, не совсем характерный для творчества Бурлюка, был написан им в Америке, очевидно, из коммерческих побуждений, -- рассказывает Юрий Онух. -- Художник остро нуждался в деньгах, и тут как раз поступил заказ на канонический портрет классика от одного из украинских эмигрантов. Стоимость этого портрета не фантастическая, как можно предположить, но на всякий случай мы застраховали его на 60 тысяч долларов. Интерес к портрету классика в обществе огромный, это лишний раз доказывает, что Шевченко -- это основной бренд (торговая марка) в украинской культуре. А поскольку в бренде большое значение имеют упаковка, оформление продукта, то классик у нас упакован по высшему разряду.

РЕКЛАМА

И действительно, портрет висит в золотой рамище за пуленепробиваемым стеклом. Прилагаются к нему два охранника-»титановца» с пафосным видом: все-таки они на страже национального достояния. И ведет к нему традиционная красная ковровая дорожка.

Известному коллекционеру Игорю Дыченко портрет не понравился:

РЕКЛАМА

-- Я считаю, что написан он скверно -- рыхлый мазок, плохая техника. Да и Шевченко какой-то малосимпатичный.

А вот искусствовед Наталья Смирнова думает иначе:

РЕКЛАМА

-- Украина столкнулась с неизвестным, неожиданным Бурлюком. Икона футуризма -- и вдруг интерес к Шевченко. По поводу различий в стиле: то, что любому авангардному художнику необходимо владеть классической техникой, очевидно. Владел ею и Бурлюк -- есть много его студийных работ, написанных в классической манере. Таков и портрет Шевченко.

Художник Олег Кулик, известный тем, что ранее изображал собаку и кусал людей, снова показал публике голый зад

Но, кроме Шевченко, в проекте участвовали почти диссиденты -- художники, которых не выпустили на Венецианское биеннале. Крайне запутанная история, когда Юрия Онуха с его проектом от участия в биеннале «освободили» и решением вице-премьера Жулинского куратором украинской презентации был назначен Раевский. Уже в Венеции выяснилось (в спешке никто не отследил), что наши привезли в качестве проекта палатку с подсолнухами и чернобыльским пейзажем.

-- В европейских странах есть потребность распознать, что же скрывается за понятием «украинское», -- поясняет Юрий Онух. -- Меня все время просили сделать украинский проект. И вот эта идея вылилась в размышление о том, что искусство тоже существует в системе рыночных отношений. И если его так рассматривать, то маркетинговые стратегии, применимые к продаже сигарет или лимонада, годятся и для искусства, то бишь его можно успешно продавать в таком замаскированном виде. К тому же под брендом «украинское» в мире циркулирует огромное количество стереотипов.

Стереотипов, действительно, на выставке было хоть пруд пруди. Во-первых, желтые и голубые залы. Во-вторых, навязчивая сельская тема. Тут тебе и наталки-полтавки в красных расшитых юбках, и портреты девушек в камуфляже (намек на миф об украинских наемницах), и сельские настенные коврики с бахромой. Кстати, на одном из них маслом аляповато написан портрет Шевченко -- это портрет-маска, символ доведенной до абсурда иконизации. На таком же коврике в той же технике была написана и безобразная Даная -- образ Украины, по замыслу Онуха, которая, как барышня, «лягли и просять» пришествия москаля. Это еще один стереотип отечественного менталитета.

Были здесь и сельские коврики Олега Кулика, самого эпатажного художника выставки, знаменитого своими перфомансами, когда он голым изображал собаку и покусывал сначала сограждан, а потом и мировую общественность. У него настенное искусство представлено мирно пасущимися козерогами, турами, свистящими сусликами-байбаками, а сквозь всю эту фауну в работе просвечивает тело художника, как всегда обнаженное, причем с дамой в таком же неприкрытом виде. Так что без самого известного зада постсоветского искусства -- зада Олега Кулика -- и здесь не обошлось. Вот такие эротические картинки. Перекрывал эротизмом уже упомянутый Чичкан: его автопортреты, выдержанные в духе мягкого порно, вкупе с духами народ возбуждали.

Художник Тарас Полатайко копирует знаменитую работу художника Фонтана, который свои работы аккуратно разрезал. У Полатайко издали как бы тоже виден на холсте разрез, а подойдешь ближе -- обман зрения. Заходишь в зал, где висит эта работа, а там сидит живая старушка, божий одуванчик, и мирно вышивает картину -- такую же, как на стене. Напоминает все это полотно знаменитого голландского художника Вермеера. Словом, чтобы все на этой выставке умом объять, нужно быть семи пядей во лбу. Или куратором. Ведь это он один, творец, значение всего им же созданного и понимает (в полной мере). И в массы (совсем не широкие) несет самозабвенно. Вместе с духами, бабульками и охранниками. Вместе с гордым чем-то, так до конца и не понятым под названием «украинское».

484

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів