За каждое свидание с мотрей кочубей гетман мазепа давал ей по 10 тысяч червонных золотых
Сергей Демин -- обыкновенный школьный учитель истории. Но начало съемок фильма об Иване Мазепе воспринял как событие, к которому его семья имеет непосредственное отношение. Дело в том, что судьба этого исторического персонажа -- семейное увлечение трех поколений историков Деминых. От деда к отцу, а затем к внуку передается папка с бесценными документами -- копиями писем гетмана, отзывов о нем и его роли в истории таких людей, как Вольтер, Байрон, де Боплан, Мериме, Жак де Блюз, Рылеев, Пылып Орлик а также историков и литераторов, которые просто хотели понять человеческую суть Ивана Мазепы.
Есть в этой папке материалы, которые мало известны даже специалистам и которые дали Сергею Демину основание для собственной трактовки характера Мазепы, а значит -- и его поступков, имевших последствия для Украины.
«Я для матери ни лях, ни казак, а выродок», -- считал гетман и боялся ее всю жизнь
То, что гетман был любвеобильным мужчиной, широкой публике известно. Но Сергей Демин считает, что руководила им не просто тяга к женским чарам.
-- Мазепа, правда, написал стих, -- говорит Сергей, -- из которого следует: если женщины «здровы, гожи, млоды», то для него не имеет значения
«Чи шляхцянка, чи крулювка, Чи ли жона воеводы, Чи москевка, чи русинка, Чи Маруся, Катаржинка »
Но на самом деле он искал искренней любви -- любви ни за что. Такой любовью одаривает свое дитя мать. Но именно от матери Иван ее не дождался:»Всю жизнь точила ты меня, как червь старую осину. Может, оттого и сидит во мне этот червь, которого никто, кроме меня, не чует».
-- Сергей, а почему мать не любила Ивана, за что «точила»?
-- Трагедия их взаимоотношений коренится скорее всего в амбициях Марии-Магдалины Мокиевской. Когда русские воеводы приводили к присяге новых подданных Московского государства, она «записалась» в шляхту, а ее муж Адам-Степан Кисиль-Мазепа -- в казачество. Маленький Ян оказался между ними: отец видел в сыне будущего казака, а мать -- «уродзеного паныча», которого и воспитывала соответственно «по-польски».
«Я для нее ни лях, ни казак, а выродок», -- считал Иван. Боялся ее всю жизнь,даже будучи гетманом, не мог смотреть ей в глаза. Чувствовал, что мать хорошо знает его и может даже читать «бесовские мысли». Ему было неловко, и он вынужден был притворяться. И так с младенчества: когда она качала и пела ему колыбельную «У котика-кота колиска золота», он закрывал глаза и вроде бы засыпал, но на самом деле ждал, когда она замолчит и уйдет.
Добрый отец его баловал, а гордая мать лепила из него шляхтича. Мальчик вынужден был подстраиваться под ее гонор, но естество его протестовало. Отсюда в их отношениях -- обман, следующее за ним покаяние, новый и более изощренный обман, и опять покаяние Теряя доверие к сыну, мать все больше от него отдалялась.
Когда Мазепа принял православие, мать не обрадовалась, потому что замечала: молится он нарочито, холодно. Однажды сказала сыну, стоящему в церкви на коленях: «Ты же знаешь, что у Бога очи лучше моих. Я и то вижу, а он » Потом мать пристроила Ивася ко двору короля Яна-Казимира -- «покоевым дворянином».
Пани Ганна предложила гетману: «Если не можешь убить врага, обними его»
-- При дворе и начались его любовные приключения, -- продолжил Сергей свой рассказ. -- Марию-Магдалину это раздражало. Она делала ему замечания. Но он вошел во вкус, ведь ему дарили свою благосклонность уже не горничные, а жены магнатов. Из этой серии история с пани Фальбовской. Он наезжал к ней в маеток по ночам, и однажды молодого любовника схватила стража, раздела донага, привязала к спине лошади и отпустила в степь. Таким образом он якобы попал к запорожцам. Впоследствии пани Дольская, сыгравшая роковую роль в его жизни, выслушав эту историю, мило ее скорректировала: дескать, казаки взяли Ивана в плен, а когда познакомились с ним ближе, назначили его писарем, т. е. секретарем Сечи. Отсюда и вышел, мол, умный Иван в гетманы.
-- В чем же роковая роль Ганны Дольской?
-- Это же она навязала честолюбивому своему любовнику искушение -- переметнуться на шведскую сторону. Он был без ума от Ганны -- восхищался ее красотой, шляхетностью, но более всего умом. Их беседы прелестница превращала в анализ политической обстановки в Украине, России, Польше и убеждала Мазепу, что сам Бог ему велит вершить великие дела. Пани спала и видела себя на троне, поэтому изо всех сил пыталась сблизить польского короля Станислава со своим возлюбленным.
-- Но ведь Мазепа был искушен во дворцовых интригах, как же он не распознал хитрости своей любовницы?
-- Он и сам предполагал: «Бiситься баба, хоче мене ошукати». Но чары красавицы и ее репутация добропорядочной матери двоих детей, видимо, усыпляли в Мазепе бдительность. История с Дольской явственно подтверждает: он искал в любви замужних женщин опеки и понимания, которых не встретил у своей матери.
-- А из чего видно, что Ганна Дольская «преследовала корыстную цель»?
-- По ее плану Станислав Лещинский, посаженный на польский трон Карлом XII, должен был уговорить шведского короля вырвать из рук русского царя Сиверское княжество, принадлежавшее в прошлом польскому королевству. У Карла же его должен был выторговать Мазепа, выдвинув условия: независимость -- Украине и Сиверское княжество -- пани Дольской. Но выяснилось, что на территорию претендует любимец Петра Александр Меньшиков, и тогда пани Ганна предложила гетману другую игру: «Если не сможешь убить врага, обними его».
У Ивана Степановича был любимый племянник, и Дольская посоветовала женить его на родственнице Меньшикова. Не вышло и это: «Мне не хватало в доме еще этого безродного хохла», -- сказал Меньшиков. Мазепе же объяснил отказ тем, что на девушке сам государь думает жениться. «Храни верность Петру до тех пор, пока не убедишься, что мой король сильнее», -- велела на этот раз пани Ганна Мазепе. Дольская хвалила любовника за то, что он отказался от национальной одежды, убедила носить прусский военный мундир, чтобы понравиться царю, просила не прятать орден Святого апостола Андрея Первозванного, которым наградил его Петр за верность. Учила с радостью и благодарностью принимать все подарки царя.
-- А саму княгиню не смущало, что Мазепа -- не голубых кровей? Да и православный
-- По рождению он католик. И пани Ганна была убеждена, что в душе он католиком остался. А то, что он из мелких шляхтичей, это для нее, видимо, не имело значения-- гонор-то у него был шляхетский! Из-за него Мазепу удалили от двора Яна-Казимира, где он посмел обнажить саблю -- прямо в королевских покоях. Пани Ганна это проступком не считала. Как и другим «пятнам» на биографии возлюбленного, она и этому придала ту «конфигурацию», которая ей нравилась.
-- Были ли у Мазепы еще романы?
-- Конечно! О романах с Фальбовской и Загоровской знали все. А вот о браке со вдовой Фридрикевич был известно только Дольской, но она не ревновала.
«Я очарована тобой, вижу в тебе великого мужчину», -- говорила Мотря Кочубей гетману
-- Ну, о Мотре Кочубей и спрашивать не стоит -- об этой любовной истории столько написано! И все-таки витает над ней тень загадки
-- Их роман -- сплошная загадка. Когда Мазепа спрашивал ее, за что она его любит, она отвечала: «Думаешь, я горда тем, что любовница гетмана? Нет, я очарована тобой. Вижу в тебе великого мужчину »
-- Бытует мнение, что Мазепа просто покупал ее любовь -- дарил бриллианты и за каждое свидание давал по 10 тысяч червонных золотых
-- В начале этого сумасшедшего романа он обещал Мотре, как и Дольской когда-то, что на престол ее посадит. Ради такой цели, считал он, можно и царю изменить. И юная Мотря шептала: «Спасибо, что считаешь меня достойной услышать такое важное слово. Это честь для меня». Раскрывая возлюбленной планы разрыва с Петром, Мазепа услышал то, что хотел: «Позовешь меня, духом прилечу к тебе, где бы ты ни был».
Он был очень богат. Дарил Мотре бриллиантовые перстни, деньгами засыпал. Просил ее отрезать для него прядь волос, отдать ему ночную сорочку, кораллы с шеи -- может, пытался приворожить крестницу? Но когда она убежала из дому к нему -- сама, без зова, понял, что юное создание любит его роковой любовью. Упал перед ней на колени и молил: «Прости, прости меня, чистая!» Возвращаться в свой дом Мотря не хотела -- родители грозились проклясть дочку, заботясь о девичьей чести. Но Мазепа уговорил ее вернуться к отцу с матерью.
Вернулась, но Кочубей боялся, что Мазепа девушку в покое не оставит. Поэтому поехал с доносом на изменника -- он привез царю письма Мазепы к Мотре, надеясь на защиту от посягательств «растлителя». Но Петр не поверил Кочубею, и вскоре Мазепа казнил и Кочубея, и Искру, которых обвинили в «изблевании клеветы». После смерти отца Мотря вместе с матерью и сестрами какое-то время находилась под арестом, но ни это, ни проклятие матери не остудило ее страсть. Страдала лишь, что потеряла любимого, как ей казалось, навсегда.
Шла война, Мазепа воевал на стороне шведов, Мотря не знала, где он. В отчаянии хотела покончить жизнь самоубийством, но молитва ее спасла. Она поехала в Киев, разыскала во Фроловском монастыре мать Мазепы и осталась там жить. Долгими зимними вечерами она расспрашивала игуменью о своем возлюбленном. И прикипела душой к чужой, похожей на хищную птицу старухе, которую в Диканьке многие называли ведьмой. И эта «ведьма», которая никому не выдавала тайны своего отношения к сыну, нарушила обет молчания и рассказала Мотре, как жила при дворе польских королей, как родился ее Ивась, какой это был странный и непредсказуемый мальчик и как она поняла, что душа его не найдет пристанища в этом мире.
После смерти игуменьи Мотря с няней Устей перебрались поближе ка родному дому. Но в Диканьке оставаться побоялась -- там жила ее мать, которая не хотела даже знать несчастную. Пришлось искать прибежища у тетки -- вдовы казненного Искры в Полтаве.
«Я, проклятая, виновата. Я погубила и отца, и Мазепу, и всю Украину», -- перед смертью призналась монахине Мотря
-- Почему же Мазепа не взял с собой Мотрю?
-- Карл не отпускал гетмана от себя, чувствуя в нем опору. Но как только Мазепа узнал, что его «ясочка коханая» в Полтаве, захотел увидеть ее и непременно жениться, чтобы вместе идти к цели -- обещанной Карлом герцогской короне. Если бы не это, может, и не состоялась бы историческая битва. Мазепа убедил Карла идти на Полтаву -- якобы для того, чтобы накормить голодных шведских солдат и добыть сухой порох. Чем это кончилось 27 июня 1709 года, известно -- разгромом шведов.
Мотрю гетман увидел на дороге, по которой отступали шведы. Усадил в походную коляску и отправились они с обозом в Турцию. Но через несколько месяцев в селе Варниц Мазепа умер. И последние слова его были обращены к любимой: «О, моя ясочко, закрий менi очi рученьками своїми та вертайся додому, на Вкраїну милу. Не вдержу вже й булави, а хотiв скипетр одержати, та тобi його, моє сонечко, передати».
Мотря же умерла в Пушкаревском монастыре под Полтавой. Те места, где ступали старческие ноги проклятого всеми, но такого дорогого ей человека, считала святыми. Посещала она и могилу отца. Ей не давала покоя горькая надпись, высеченная на камне над его могилой: «Злуданьем Мазепы всевечно правы». И только перед своей смертью она сказала монахине Оксане Хмаре: «Я, проклятая, виновата: я погубила и отца, и Мазепу, и всю Украину. Не будь меня, не полюбив меня, гетман не пошел бы против воли мамы и тата, а тато не пошел бы к царю »
Так случилось, что только Мотря дала гетману то, чего он искал всю жизнь, -- любовь не за титул, не за богатство. Просто за то, что он есть на этом свете.
-- По-вашему выходит, что если бы мать любила и понимала Ивана, не отдалилась бы от него, то и жизнь у него сложилась бы иначе?
-- Великий гетман сам признавался Мотре: «Я был бы добрее, если бы ее глаза добрее смотрели на меня». Но Мария-Магдалина его под конец жизни прокляла: чтобы шведов привести на Украину!.. Чтобы казнить лучшего друга!.. Чтобы грешить со своей «духовной дщерью»!.. Чтобы сказать родной матери: «Не нужно мне твоего благословения»!.. Однако, когда анафема Мазепе звучала во всех церквях, игуменья Магдалина простила его. Сын этого так и не узнал
13255Читайте нас у Facebook