Александр миленин: «стоять за углами и измерять скорость из-за кустов неэтично, но законно»
Апофеозом прямой линии наших читателей с генерал-майором милиции Александром Милениным, который руководит украинской Госавтоинспекцией, стал звонок из Львовской области. Позвонивший водитель жаловался, что инспектора ГАИ берут у него деньги за нарушения, не выписывая при этом квитанции. «Ведь государство из этого ничего не имеет!» -- возмущался читатель. «А вы требуйте, чтобы инспектор выписывал квитанцию», -- посоветовал Александр Леонидович. «Ну да, мне это невыгодно. Он же берет меньше, чем положено, да и запись не делает » В этом мы все, в этом соль наших взаимоотношений с представителями власти и причина всех злоупотреблений ею. Но если мы не можем изменить человеческую природу, то можем хотя бы придумать правила игры, выполняй мы которые, эта самая природа брала бы свое не так активно. Об этом и о многом другом и беседовали наши читатели с Александром Милениным.
Все приказы, изданные МВД, действуют на всей территории Украины. В том числе и 83-й, запрещающий безосновательно останавливать машины
-- Добрый день! Вас беспокоит из Киева Крикун Александр Владимирович. Александр Леонидович, можно ли в техпаспорт автомобиля моего отчима вписать мою фамилию?
-- В соответствии с Правилами регистрации и учета транспортных средств, в технический паспорт вписываются только ближайшие родственники: родители и дети, братья и сестры, а также муж и жена. Отчим не входит в их число, так как не является прямым вашим родственником. К сожалению, в технический паспорт автомобиля, который ему принадлежит, вы вписаны быть не можете. Если, конечно, нет свидетельства об усыновлении. То есть ваш вопрос должен иметь юридическую основу.
-- Александр Леонидович? Вас из Киева беспокоят. Я частный предприниматель, у меня грузовые перевозки -- три машины есть и три водителя. Я на них выписал обычную доверенность на право управления. Но из-за текучести кадров водители меняются. Выходит, каждые два месяца я должен выписывать новые временные техпаспорта?
-- Да, закон есть закон, и выполнение постановления Кабмина N 1276 от 18 августа 2000 года обязательно для всех. Этот временный регистрационный талон введен для учета всех, кто управляет транспортным средством по доверенности. Он дает возможность безошибочно установить личность водителя, например, в том случае, когда водитель скрылся с места совершения ДТП. Если у такого водителя будет только доверенность, то в подобных случаях сотрудникам органов внутренних дел придется привлекать к ответственности истинного владельца транспортного средства, то есть вас.
-- Александр Леонидович? Добрый день! Днепропетровск беспокоит. 28 лет я руковожу государственной станцией технического обслуживания, которая в свое время обслуживала и обслуживает инвалидов войны. Огромное спасибо за предоставленную возможность прямого контакта. В Днепропетровске создана коммерческая структура, так называемый пост диагностики, куда в принудительном порядке отправляются для прохождения техосмотра все автомобили. Стоимость такого прохождения для «Жигулей», например, до 70 гривен. Говорят, это команда сверху, из Киева. Районным ГАИ в прошлом году проведение техосмотра по месту жительства было категорически запрещено и приказано все машины гнать в эту структуру. Станции технического обслуживания, даже имеющие сертификат Госстандарта -- серьезной инстанции! -- также были отстранены от прохождения техосмотра и помощи в этом вопросе для ГАИ. В прошлом году Антимонопольный комитет остановил этот процесс, а в нынешнем году снова готовится такая же акция. И всех уже предупредили. В такое напряженное время, я считаю, нельзя озлоблять людей. Мне уже бояться нечего, хотя мне и угрожают. И МРЭО Днепропетровска окружены какими-то коммерческими структурами, помогающими оформить машину, переоформить, ускорить за оплату процесс оформления и снятия с учета. У меня вопрос: ГАИ ведь не коммерческая структура, а государственная, бюджетная организация, правильно?
-- Услуги, которые оказывают в МРЭО, и цена на них определяются местным комитетом по ценовой политике у вас в области. Мы из Киева их не регулируем. Что же касается принудительного направления на диагностику -- я считаю, что все вправе (и мы требуем этого) выбирать ближайший к его месту жительства пункт диагностики, станцию, где бы проводили подготовку автомобиля к техосмотру. Спасибо, что вы позвонили. Сейчас как раз идет техосмотр, мы изучим ситуацию и повлияем на то, чтобы не было неудобств для граждан. Спасибо вам.
-- Александр Леонидович, вас беспокоит Ужгород. Меня зовут Юра, я ужгородский водитель-частник. В «ФАКТАХ» за 9 февраля этого года был напечатан приказ о запрете останавливать машины без оснований.
-- Да, действительно, есть такой приказ -- N 83 МВД Украины от 6 февраля этого года.
-- В ночь с 9 на 10 февраля возле автобусной станции в Ужгороде меня остановили гаишники. Сотрудник ГАИ представился и потребовал документы. Отдав их, я спросил, почему меня остановили? Неужели я нарушил правила? Он мне ответил, что нет. После изучения документов попросил показать, что у меня в багажнике, убедился, что ничего запрещенного нет. Уже забрав документы, я его снова спросил, специально ли они так делают, чтобы показать, что приказ министра не действует на закарпатскую ГАИ? Он ответил, что можно найти много причин, чтобы обойти этот приказ. Я хотел бы услышать ваш комментарий и, если можно, на страницах «ФАКТОВ».
-- Все приказы МВД действуют на всей территории Украины -- без исключения. И сотрудники органов внутренних дел обязаны их выполнять. МВД, в свою очередь, контролирует выполнение этого приказа. Нами уже уволен ряд сотрудников ГАИ за игнорирование его требований. Проверим и проконтролируем его выполнение и в Закарпатской области. Обязательно!
Многочисленные жалобы на то, что сотрудники дорожно-патрульной службы беспричинно останавливают машины, проверяют документы, как раз и побудили нас подготовить доклад министру. Сейчас этот приказ только вошел в жизнь, и мы проверяем его выполнение. Но, в свою очередь, обращаемся и к водителям с просьбой не нарушать правила дорожного движения. Мы подготовили к распространению по всей стране буклет, в котором указываем телефоны доверия ГАИ всех регионов, поэтому где бы вы ни находились, можете перезвонить и сообщить о нарушениях со стороны сотрудника ГАИ.
Ни «Беркут», ни «Титан», ни «Сокол» больше не имеют права снимать с машин номера
-- Добрый день, Александр Леонидович. Из Харькова звонят, Валерий Иванович. У меня машина на генеральной доверенности, и вот мне проконсультировали регистрационный талончик аж на 583 гривни.
-- В каком МРЭО вы это проходили?
-- Я не проходил -- я просто проконсультировался.
-- Вас неправильно проинформировали. Вам, наверное, и номера новые предложили, да?
-- Да-да
-- Не нужно. Видимо, они на вашем автомобиле старого образца?
-- Да, еще 86-го года.
-- В данном случае производить замену номерных знаков не обязательно. Хоть я сторонник того, чтобы в Украине все поменяли старые номера на новые, украинские. Но если нет возможности, можете сделать это позже. А стоимость временного регистрационного талона составляет 20 гривен 90 копеек.
-- Это «ФАКТЫ»? Могу я пообщаться с Милениным? Меня зовут Игорь, я работаю водителем. Сколько работаю, столько и возникают проблемы с «Беркутом» -- снимают номера с машины. Имеют ли они на это право?
-- Вопрос очень своевременный. Первым заместителем министра внутренних дел Николаем Васильевичем Джигой уже подписана телеграмма-распоряжение всем управлениям внутренних дел Украины. В ней акцентировано внимание именно на взаимоотношениях сотрудников «Беркута» и граждан. И несколько пунктов этого распоряжения касаются их участия в проверке машин, осмотрах и так далее «Беркуту» разрешается проводить такую работу только в случае введения специальных оперативных планов по розыску преступников или угнанного транспорта. В иных случаях они не имеют права этим заниматься.
-- Это касается и «Титана», и «Сокола»?
-- Всех касается!
-- Добрый день! Олег Григорьевич меня зовут. На улицах можно часто видеть, как подходит гаишник, просит права, а потом говорит: прошу спецпропуска. Кому эти пропуска даются?
-- Существуют специальные талоны, которые выдаются совместным приказом трех силовых структур определенным оперативным работникам. Кроме того, согласно приказу N 74 министра внутренних дел от 4 февраля прошлого года, талоны выдаются помощникам Госавтоинспекции, коими могут стать граждане, оказывающие практическую и теоретическую помощь работникам ГАИ, занимающиеся вместе с ними профилактической работой, дежурящие вместе с ними на дорогах при участии в операциях Мы выдаем «Посвiдчення громадського помiчника», но это не означает, что его обладатель освобожден от каких-то законных требований, что он может нарушать закон. Это удостоверение свидетельствует о его принадлежности к общественной организации, а сотрудник Государственной автомобильной инспекции на свое усмотрение, в зависимости от тяжести нарушения, может принять соответствующее решение и написать рапорт, после чего мы пригласим нарушителя, рассмотрим ситуацию и, если она этого требует, удостоверение изымем. Таких фактов у нас сколько угодно!
Талон предупреждения -- своего рода способ социальной защиты
-- Добрый день! Можно с Милениным Александром Леонидовичем поговорить? Меня зовут Яценко Николай Михайлович. В 96-м году я по доверенности приобрел автомобиль в МРЭО. Через три года переоформил его на жену -- путем купли-продажи. Через два месяца выясняется, что машина находится в угоне. Ее изъяли и семь месяцев продержали на штрафплощадке, но суд признал меня добросовестным покупателем. После этого я прихожу в ГАИ и говорю: имею право пользоваться автомобилем. Мне отвечают: нет, не имеешь. Один майор говорит: можешь из этого автомобиля аквариум сделать. Другой посоветовал по гаражу толкать. У меня сейчас временный регистрационный талон, а пользоваться автомобилем я практически не могу. Скажите, что мне делать?
-- Сейчас мне сложно дать вам однозначный ответ. Вообще, работники МРЭО обязаны выполнять решение суда, регистрировать и выдавать необходимые документы. А по данному факту мы, Николай Михайлович, разберемся.
-- Это «ФАКТЫ»? Добрый день, Александр Леонидович. Звонят из Борислава Львовской области. Почему у нас не отменят, как везде в Европе, талоны предупреждения в удостоверении водителя?
-- Во многих странах не нужен талон предупреждения, так как все нарушения вводятся в компьютерную систему, что дает возможность принимать к нарушителям адекватные меры и чего у нас, к сожалению, пока еще нет. Кроме того, за определенные виды нарушения правил дорожного движения установлены крупные штрафы. Мы же, учитывая очень низкий уровень заработной платы, пытаемся воздействовать на нарушителя в основном не штрафами, а путем таких психологических мер, как запись в талоне предупреждений. Поэтому отменять его, на мой взгляд, преждевременно. Кстати, в ближайшее время вместо записи в нем будет делаться просечка.
После введения новых Правил дорожного движения водителю будет запрещено на ходу пользоваться мобильником
-- Александр Леонидович, имеют ли право сотрудники ГАИ стоять в черте города с фарами в засадах?
-- Вообще, где стоять, законом не определено. Там написано: сотрудник дорожно-патрульной службы может контролировать. Мы считаем, что стоять за углами и измерять скорость из-за кустов неэтично, но законно.
-- Добрый день! Я из Борисполя, Кушнир. Прежде всего хочу поблагодарить вас и все руководство ГАИ за те перемены, которые происходят сейчас во взаимоотношениях работников ГАИ и участников движения. Мой вопрос коснется приказа, который недавно вышел. Насколько правомерно меня останавливать, если я, допустим, превышу скорость в пределах 10 километров?
-- Любое превышение скорости -- это нарушение. Однако с учетом погрешностей измерительных приборов превышение скорости в пределах 10 километров мы допускам.
-- Здравствуйте, Александр Леонидович! Как ГАИ относится к тому, чтобы ездить с включенными фарами в зимнее время круглосуточно? И будут ли такие правила приняты?
-- В мае я был в Норвегии, и мне бросилось в глаза, что при достаточной видимости и солнце все машины шли с включенными фарами. Мне почему-то это не очень понравилось. Другое дело, когда, согласно нашим правилам, в условиях ограниченной видимости водитель обязан включить свет ближней фары и двигаться, чтобы не ослеплять встречный транспорт. Я много и часто езжу Раньше, когда был начальником УВД Кировоградской области, выезжал на происшествия -- и ночью ездил, и в туман, причем в такой туман, что на два метра ничего не видно -- хоть ближний, хоть дальний свет включай! Я считаю, что прежде всего надо учитывать природный фактор. Украину не сравнить с Норвегией, в которой постоянно туманы. На наш взгляд, норма, заложенная в Правилах дорожного движения, достаточна. Мы сейчас подготовили новые Правила и сохранили ее в такой же интерпретации: включать фары необходимо в темное время суток в условиях недостаточной видимости независимо от степени освещения дороги.
-- А когда будут введены новые Правила? И что в них нового?
-- С новыми Правилами ознакомились уже все заинтересованные министерства, осталась только виза Министерства юстиции, после чего комиссия Кабмина еще раз просмотрит их и утвердит. А потом (ориентировочно, к 1 октября) уже выйдет закон. Что нового в Правилах? Например, водителю запрещено пользоваться телефоном мобильной связи во время движения, держа его в руке. Москва уже ввела такое правило. Правда, там транспорта в несколько раз больше, чем здесь, да и уровень достатка намного выше, чем у нас, и мобильных телефонов гораздо больше. Но ведь Правила вводятся не на один год, и мы скоро столкнемся с такой же проблемой.
Кроме того, с 80 до 90 километров в час увеличена максимальная скорость движения междугородних автобусов между населенными пунктами, предоставлены полные права пешеходам во время перехода проезжей части по нерегулируемым пешеходным переходам и другие. Я бы еще курение за рулем запретил. Во-первых, это отвлекает, во-вторых, никотин воздействует как слабонаркотическое средство. Но в новых Правилах этого нет.
«Прямую линию» подготовили Ирина ДЕСЯТНИКОВА и Светлана ОЛЕФИР, «ФАКТЫ»
Читайте нас у Facebook