Из-за скрытой врожденной катаракты 14-летняя девочка едва не лишилась зрения
«Открывая книгу, Люба видела только черные ряды»
Люба то и дело прихорашивается перед зеркалом. Никак не налюбуется на себя. Последний год она с трудом могла разглядеть черты лица. Два года назад врачи поставили диагноз -- врожденная катаракта. Нужно было делать операцию.
Люба живет с мамой и старшим братом в поселке Косово Ивано-Франковской области. 14-летняя девочка в селе -- это уже хозяйка. Когда мама на работе, надо в доме прибрать, корову подоить, кур накормить, обед приготовить.
-- Как-то Любочка убирала посуду после ужина, и я заметила, как она провела рукой по тарелке, проверяя, не осталось ли там еще что-нибудь. У меня сердце защемило. Я решила, что откладывать с операцией больше нельзя, -- вспоминает Мария Николаевна. -- Мы поехали в Черновцы, в глазной центр. Но врачи не рискнули делать операцию, объяснив, что у них нет необходимой техники. Тогда мы отправились в Киевский городской центр сосудисто-эндокринных заболеваний органов зрения.
-- Когда девочка поступила к нам, ей нужно было срочно делать операцию, иначе она могла ослепнуть из-за развития амблиопии (недоразвития зрительных функций), -- говорит директор центра, лауреат Государственной премии Украины, профессор Зоя Веселовская. -- Любе имплантировали гибкий искусственный хрусталик в правый глаз, а спустя два месяца сделали операцию и на втором глазу. Со временем зрение у нее полностью восстановится.
-- На второй день после операции сняли повязку, и я увидела, какие красивые у меня тапочки -- розовые, -- хвастает Люба. -- До этого я не различала цвета. Потом я подбежала к окну, и у меня аж дух захватило: какой красивый Киев.
Люба впервые приехала в столицу, и как только врачи разрешили ей выходить на улицу, мама повезла ее на экскурсию в центр.
-- Мы зашли в Центральный универмаг. Любу нельзя было оторвать от прилавка в отделе канцтоваров. Ей так понравились яркие ручки и фломастеры, что пришлось купить несколько для школы, -- продолжает Мария Николаевна. -- До операции она мелкие предметы не видела.
-- Еще мне очень понравились джинсы, но, посмотрев на ценник, я даже не осмелилась просить маму мне их купить, -- добавляет Люба.
-- Дочка у нас с характером, -- продолжает Мария Николаевна. -- Она не любит жаловаться и предпочитает сама справляться с трудностями. Даже не говорила, что плохо видит. Я сама обратила внимание, что она стала писать цифры мимо клеточек, переписывать слова из книги с ошибками, пропускать запятые, точки. А когда садилась учить устные уроки, очень нервничала. У нее все буквы сливались, и она видела только черные ряды. Очки при катаракте не прописывают. Оставалось лишь пересадить Любу на первую парту в классе, а дома читать ей учебники вслух. Так Люба продержалась почти два года. Но за это лето зрение совсем упало, и когда дочка пошла первого сентября в школу, выяснилось, что она вообще ничего не может прочесть.
Катаракта может развиться после травмы
-- Каждую десятую операцию по удалению катаракты врачи делают ребенку, -- продолжает Зоя Веселовская. -- Успех лечения зависит от стадии болезни и от техники операции. Взрослым можно удалять катаракту и имплантировать искусственный хрусталик даже спустя несколько десятков лет после потери зрения, и оно полностью восстановится. У детей же помутневший хрусталик нужно удалять сразу. У них зрение еще формируется, поэтому если вовремя не сделать операцию, произойдут необратимые изменения, и наступит полная слепота. Поэтому дети с врожденной катарактой, или те, у кого есть риск развития этого заболевания, должны с первых дней наблюдаться у офтальмолога. Вероятность появления на свет ребенка с врожденной катарактой выше у тех женщин, которые во время беременности страдали обменными нарушениями, перенесли вирусное заболевание (ОРВИ, грипп). В группе риска также малыши, родившиеся раньше срока.
Имплантировать искусственный хрусталик ребенку можно лишь после пяти лет. Поэтому мы стараемся отложить операцию насколько это возможно. В случаях, когда операцию приходится делать совсем маленькому, сначала удаляем хрусталик. И до пяти лет малыш носит контактные или очковые линзы.
Катаракта может развиться у ребенка после травмы глаза. Родителям надо быть бдительными: дети, не чувствуя опасности, могут играть с острыми предметами. Трехлетняя девочка «обследовала» пенал брата и случайно попала себе в глаз остро заточенным карандашом. Впоследствии у нее развилась травматическая катаракта. Хорошо, что родители сразу обратились к специалисту.
Иногда травмированный глаз внешне выглядит нормально, а когда болезнь дает о себе знать, время может быть уже упущено. Не могу забыть один случай. Несколько лет назад на консультацию привели семилетнего мальчика. Ему удалили катаракту и вживили искусственный хрусталик. Родители предполагали, что сын в школе попал пером в глаз. Однако после операции зрение не восстановилось. У ребенка образовался фиброз стекловидного тела. Удаляя его, специалисты извлекли металлическую скобку длиной в полтора сантиметра. До сих пор не понимаю, как она могла попасть в глаз, да еще и оставаться незаметной. К сожалению, этому мальчику зрение сохранить не удалось.
Читайте нас у Facebook