ПОИСК
Події

С зимы 1944 года стояли засыпанные землей советские солдаты в траншеях и окопах у турецкого вала в крыму, сжимая в руках автоматы и связки гранат

0:00 6 липня 2001
Інф. «ФАКТІВ»
На месте неофициальных воинских захоронений и солдатских могил пасли скот, пахали землю, строили овечьи кошары

Погибших освободителей Крыма до недавнего времени находили «черные следопыты», которые с адской методичностью днем и ночью вели раскопки на месте самого кровавого сражения за освобождение полуострова от немецких оккупантов. Современные мародеры искали жетоны погибших немецких солдат, золотые зубные коронки и, конечно же, сохранившееся оружие. Кости воинов-освободителей и солдат вермахта были по разбросаны по всей округе.

Обнаглевшие «исследователи» мест сражений предлагали местным жителям по 10 гривен за каждый найденный жетон немецкого солдата

-- Бойцы, засыпанные землей от разрыва немецких мин, авиабомб и снарядов, простояли в окопах и траншеях в тех позах, в каких они приняли героическую смерть, освобождая Крымский полуостров, -- рассказал «ФАКТАМ» начальник пресс-группы 32-го армейского корпуса подполковник Сергей Вервес. -- Скрюченные фаланги пальцев продолжали нажимать курок изъеденного ржавчиной автомата или пулемета, сжимать готовую к броску связку гранат.

Нынешней весной когда перепахивали землю, обнаружили останки еще 1500 бойцов. А обнаглевшие «исследователи» мест сражения даже попытались наладить выгодный бизнес: за каждый найденный жетон немецкого солдата местным жителям предлагали вознаграждение до 10 гривен.

О кощунственных безобразиях узнал министр обороны Украины генерал армии Александр Кузьмук. Одобрив инициативу Крымского республиканского благотворительного фонда по поиску военных захоронений «Юг», который вернул потомкам имена сотен без вести пропавших солдат, воевавших в Великую Отечественную, глава военного ведомства Украины сказал: «Наш сыновний долг -- сделать все возможное, чтобы найти и похоронить с воинскими почестями всех погибших на войне. Эта работа станет проявлением нашей верности славным боевым традициям защитников Отечества».

РЕКЛАМА

В пяти километрах севернее Армянска по приказу командующего 32-го армейского корпуса генерал-лейтенанта Валерия Фролова сводная инженерно-саперная рота в мае приступила к выполнению особой задачи, поставленной министром обороны. 85 военнослужащих производят разведку и расчистку от взрывоопасных предметов участка местности, где с октября 43-го по апрель 44-го дислоцировался, в ожидании приказа о наступлении 550-й стрелковый полк Горловской дважды Краснознаменной ордена Суворова 2-й степени стрелковой дивизии.

-- Никогда еще такое количество воинских подразделений не привлекалось для работ по приведению в порядок погребений и увековечения памяти погибших воинов, -- говорит координатор уникальных раскопок начальник инженерной службы 32-го армейского корпуса полковник Сергей Коновальчик. -- Ребята из сводной инженерно-саперной роты уже восстановили почти 3000 метров траншей и окопов, блиндажей. Найдено и обезврежено более 200 взрывоопасных предметов. Обнаружены останки 55 советских воинов. На каждого из них по специальному образцу оформляются документы. Сантиметр за сантиметром с особыми предосторожностями перекапывают военнослужащие.

РЕКЛАМА

Через 57 лет родные узнали, где погиб и захоронен солдат

-- Найденных останков солдат и обезвреженных боеприпасов становится все больше с каждым днем, с каждым часом, -- сообщил командир сводной инженерно-саперной роты подполковник Владимир Тимечко. -- Наши бойцы откапывают 82-миллиметровые минометные мины советского производства, гранаты, снаряды, проржавевшее стрелковое оружие. Уже полностью восстановлены позиции 6-й стрелковой роты, минометной батареи, 4-го стрелкового отделения, позиции боевого охранения командного пункта полка.

-- С северной стороны Турецкого вала, где проходил передний край противника, каждый метр был заминирован, -- добавляет начальник инженерной службы 84-й отдельной механизированной бригады майор Олег Крыжановский.  — В ходе предварительной разведки наши саперы уже обнаружили несколько фугасов (связанные в один заряд 120-миллиметровые мины. -- Авт. ), заложенных на небольшой глубине.

РЕКЛАМА

Мы предупредили население, что этот район самых кровопролитных боев за освобождение Крыма опасен для посещений и выпаса скота. За истекшие 57 лет соленая вода Сиваша практически разъела металлическую оболочку боеприпасов, а взрыватели окислились настолько, что достаточно легкого прикосновения, чтобы заряд сдетонировал. А ведь каждый фугас эквивалентен 300 килограммам тротила.

-- Восстановить инженерные сооружения, обезвредить оставшиеся в земле боеприпасы -- опасно, сложно, но можно, -- продолжает Владимир Тимечко. -- Крайне тяжело идентифицировать личности погибших воинов. В отличие от немецких солдат, имевших при себе металлические жетоны с идентификационными данными, у наших красноармейцев был только примитивный «медальон смерти» -- гильза от патрона со свернутой в ней бумажкой. Прошло более полувека -- бумажки истлели и рассыпались в порох.

На днях военнослужащие нашли солдатский котелок, на котором выцарапано «Мащенко Алексей», и медаль «За отвагу» за ь 531014. Через Центральный архив бывшего Министерства обороны СССР по номеру медали удалось установить: награда принадлежала старшине Онищенко Ивану Григорьевичу. Спустя 57 лет его родные вместо стандартной и безликой бумажки «пропал без вести» получили «похоронку» о месте гибели и захоронении солдата.

От шквального огня немецких батарей красноармейцев спасали только «лисьи норы»

В разговорах с военными я выяснил, что в степи под крымским городом Армянском, на оборонительном валу, который насыпали еще турки для защиты Крымского ханства, за пять месяцев позиционных боев Великой Отечественной погиб практически весь полк -- около пяти тысяч личного состава. Полегли у «ворот Крыма» и танковые, пехотные и кавалерийские соединения.

-- На протяжении пяти месяцев я каждый метр передовой прополз на животе, -- показывает в сторону Турецкого вала чудом оставшийся в живых бывший пулеметчик 550-го полка, кавалер четырех медалей «За отвагу» Петр Олейник. -- Немцы, основательно закрепившиеся на Турецком валу, со свойственной им педантичностью день и ночь с трех сторон обстреливали нашу оборону на всю глубину.

Особенно усердствовала немецкая артиллерия ночью. От восьмиствольных реактивных минометов противника не спасали ни окопы, ни траншеи. Поэтому мы рыли в окопах «лисьи норы» и там прятались от шквального огня. В двадцатых числах марта в этих местах выпал тогда небывалый снег. «Лисьи норы» завалило, кого не смогли вовремя откопать -- те задохнулись. Все попытки командования штурмовать вал бронетехникой заканчивались полным провалом. Прицельным огнем с флангов немцы подбивали все до единого танки.

Хоронили бойцов прямо на позициях, в так называемых санитарных ямах. Сколько точно, где и кого было предано земле, никто достоверно не знает -- учета такого не вели. У меня есть список оставшихся в живых -- всего две странички. Недавно вместе с ветеранами войны, освобождавшими Крым, я побывал на месте былых боев. Говорю им: «Ребята, давайте пройдем по передовой, где были наши окопы и траншеи!» Я обязательно найду и раскопаю свой окоп, там у меня было припрятано много интересного.

Узнав о начавшихся раскопках на Турецком валу, откликнулся сын погибшего фронтовика, житель Горловки Василий Котов. «Оставшиеся в живых однополчане отца, -- пишет Василий Дмитриевич, -- рассказывают, что он был ручным пулеметчиком. Второго номера убило, но отец продолжал идти и стрелять в противника. Когда в диске закончились патроны, он доставал из кармана и продолжал стрелять одиночными. Если вы найдете погибшего солдата, у которого сзади на ремне пустой диск, в карманах патроны и кисет с табаком, — это мой отец. После боя его уже никто не видел».

Предать земле советских солдат, погибших за освобождение Крыма, вначале планировали по старой традиции, «под дату» -- 22 июня, в черный день начала Великой Отечественной войны. Но раскопки под Армянском -- это только начало, работы по захоронению тысяч и тысяч павших воинов продлятся еще долго.

Заместитель городского головы Армянска Сергей Трифонов заверил, что по окончании работ на Турецком вале будут полностью восстановлены оборонительные сооружения отдельной стрелковой роты, рядом с братской могилой сооружен мемориальный комплекс освободителям Крыма. Место гибели полка будет объявлено охраняемой заповедной зоной.

 


2483

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів