Во время пребывания в винницкой ставке гитлер постоянно жаловался на сильную головную боль, а неимоверная жара приводила его в ярость
60 лет назад, в июле 1941-го, оккупировавшие Виннитчину фашистские захватчики подыскали место для будущей ставки фюрера в пгт. Стрижавка и только через два года -- в июле 1943 -- закончили ее строительство.
Как строилась и функционировала ставка Гитлера под Винницей, как сложилась судьба возводивших ее строителей, среди которых оказалось немало местных жителей, какие военные доктрины вынашивались здесь фюрером и его ближайшим окружением? В поисках ответа на эти вопросы я изучил архивы Федеральной службы безопасности России, Генерального штаба Вооруженных Сил бывшего Советского Союза, многие архивы Украины и Германии.
Решение о строительстве ставки фюрера принимали маги и экстрасенсы
До сооружения филиала своей главной полевой ставки под Винницей Гитлер уже имел в Европе не один подземный бункер. Традиция строительства подземных сооружений возникла у немцев задолго до начала Второй мировой войны, к тому времени у фюрера уже были одиннадцать подобных фортификационных строений в Пруссии и других городах Западной Европы, куда он периодически приезжал и осуществлял руководство страной. Здесь рождались планы политических доктрин и военных операций, здесь высшие должностные лица обсуждали животрепещущие проблемы страны. Винницкую ставку «Вервольф» предполагалось строить по схеме, аналогичной главной ставке Гитлера в Восточной Пруссии, вблизи города Растенбург и Мазурских озер.
Прежде чем начать строительство, Гитлер озадачил специалистов созданного по его указанию Института оккультных наук, в котором работали около четырехсот практикующих магов, астрологов, экстрасенсов и парапсихологов, и предложил им изучить, насколько удачным является выбранное под Винницей место. Вскоре маги дали заключение, что месторасположение будущего «Вервольфа» расположено «в зоне отрицательных энергий земли, поэтому ставка автоматически станет их накопителем и регенератором, что позволит подавлять волю людей на больших расстояниях». Это фюреру понравилось. Он, к слову, очень верил в потусторонние силы. Даже на вопрос одного из своих соратников, действительно ли он верит в победу Германии над Россией, однажды ответил: «Все зависит от воли провидения!».
Уже через месяц после начала оккупации Советского Союза, когда Гитлер стал осознавать, что «молниеносная» война переходит в затяжную, он отдал приказ о начале строительства ставки под названием «Вервольф».
На территории ставки возвели лютеранскую церковь
Объект «маскировался» как будущий санаторий для немецких солдат. Туда было завезено более 100 тысяч кубометров морской гальки с пляжей Одессы. Став компонентом бетона, галька надежно защищала будущее логово от вредных радиационных излучений местных гранитов. Одновременно из Германии были доставлены блочные дома. Гитлер распорядился, чтобы для их возведения использовали только сырую древесину, поскольку был уверен, что она очень полезна для здоровья. Территория леса, где велось строительство, была разбита на тринадцать секторов. В первом секторе, расположенном ближе к шоссейной дороге, находились кухня и столовая для солдат. Во втором -- баня, четыре жилых дома и несколько продовольственных складов, в третьем -- жилые дома и склады, в четвертом -- штаб коменданта ставки, канцелярия, жилые дома, в пятом -- канцелярия и бюро пропусков в центральную зону. В центральной зоне, огороженной колючей проволокой высотой в два с половиной метра, которая занимала шестой, часть седьмого и восьмой секторы, находились гестапо, телефонная станция, жилые дома для генералов и высших офицеров ставки, а также дом Гитлера площадью свыше четыре тысяч квадратных метров. В остальных секторах тоже размещались дома и склады. Не забыли немцы возвести даже лютеранскую церковь. Кстати, для строительства ставки использовались новейшие технологии. К примеру, и сегодня остаются загадкой противоэрозийные напыления металлов, используемые в строительстве: арматура и трубы водоснабжения за все послевоенное время не поддались коррозии.
Поскольку строительство велось в сосновом лесу, для пущей маскировки высадили большое количество деревьев и кустов. К будущей ставке подвели железную дорогу и построили взлетно-посадочную полосу для самолетов. Для обеспечения круглосуточной связи с Берлином, Киевом и другими оккупированными городами Украины от ставки вдоль шоссе Винница-Житомир проложили мощный телефонный кабель. После завершения строительства «Вервольф» напоминал большое поселение.
Без специального разрешения над объектом не могли летать даже немецкие самолеты
Гитлер сразу же распорядился о создании особого режима безопасности «Вервольфа». Его охраной непосредственно руководил группенфюрер СС начальник личной охраны фюрера генерал-лейтенант полиции Раттенхубер. С первых дней строительства вся территория вокруг ставки в радиусе пяти километров была взята под охрану усиленным отрядом гестаповцев, в распоряжении которых находились полевая жандармерия и полиция. На высоких деревьях вокруг леса через каждые 200 метров монтировались специальные высотные наблюдательные посты. На полях, примыкавших к лесу, разрешалось высаживать только низкорослые сельскохозяйственные культуры, к примеру, картошку. Одновременно осуществлялся целый комплекс мероприятий противовоздушной обороны: на расположенном неподалеку калиновском аэродроме в постоянной боевой готовности пребывала эскадрилья немецких истребителей, а вокруг ставки размещалось восемь батарей зенитной артиллерии. В воздушной зоне над объектом не разрешалось летать без специального разрешения даже немецким самолетам.
Жителей прилегавших к ставке сел насильно выселяли в другие места. При этом им разрешали брать из своих домов только то, что помещалось в руки. Эти села, считали оккупанты, должны быть заселены лишь «фольксдойч» -- местными немцами. А еще для обеспечения эффективной охраны вокруг Винницы было создано несколько концентрационных лагерей.
Уже после войны было установлено, что Гитлер побывал в «Вервольфе» трижды. Впервые фюрер приехал в ставку 16 июля 1942 года и жил здесь 100 дней, лишь на несколько дней отлучаясь в Берлин. Два последующих визита фюрера в «Вервольф» состоялись в 1943 году. Во время его пребывания меры безопасности здесь усиливались в несколько раз. Руководителями личной охраны фюрера был разработан и утвержден режим пропуска к Гитлеру, определен круг лиц, которым было разрешено пребывать в ставке. Тщательно контролировалась почта, адресованная фюреру, предназначенные ему продукты питания и медикаменты.
В первые дни пребывания в ставке Гитлер жаловался на сильные головные боли, ужасная жара приводила его в ярость. Поэтому дом, в котором он жил, постоянно поливали холодной водой. Впрочем, это давало лишь временное облегчение. Хозяин приказал сшить себе фуражку с огромным козырьком. Кроме того, в лесу было много комаров. Опасаясь заболеть малярией, фюрер начал употреблять специальные медикаменты. А вскоре заболел гриппом. «У меня такое впечатление, что я постоянно заваливаюсь на правый бок!» -- жаловался он. Лишь с приездом Евы Браун здоровье Гитлера пошло на поправку.
Рабочий день фюрера в ставке практически ничем не отличался от берлинского. Хотя уже с первых дней его пребывания в «Вервольфе» у него чрезвычайно обострились отношения с генералитетом Вермахта. Он не соглашался с какими-либо планами командования. Вот какие записи в своем дневнике оставил об этом главный идеолог рейха Геббельс: «Прилетел в Винницу. Был принят фюрером и счастлив, что провел с ним целый день. Докладывал ему о налетах на Берлин. Он слушал меня очень внимательно и очень бранил Геринга, бранил всех генералов. Сознался, что не верит ни одному из них, поэтому и командует армией».
Какие же директивы отдавались Гитлером из «Вервольфа»? Архивные документы свидетельствуют о том, что здесь родился план Сталинградской битвы, а также было поставлено задание о захвате Мурманской железной дороги в районе Кандалакши. В «Вервольфе» Гитлер вместе с Борманом и Гиммлером размышляли над усовершенствованием и реорганизацией войск СС как элиты немецкой нации.
Поиски сокровищ Янтарной комнаты не увенчались успехом
Откуда взялась цифра в 12-14 тысяч военнопленных, которые строили «Вервольф» и якобы были расстреляны, не известно. В архивных материалах сохранились свидетельства бывших полицаев о том, что на первом этапе строительства «Вервольфа» на тяжелых земляных работах трудились около двух тысяч советских военнопленных. От физического истощения, голода и болезней умерли около 600 человек. В апреле 1942-го, когда была завершена первая очередь ставки, пленных вывезли в немецкие концлагеря. Ни единого документа о массовых расстрелах нет. А немцы, как известно, педантичны, они документировали каждый свой шаг.
Советские войска, вошедшие в Винницу 13 марта 1944 года, захватили и «Вервольф». В то время все его наземные строения были сожжены. В бункерах остались целыми деревянные кровати, раскрытые шкафы и сейфы были пусты, повсюду валялась военная амуниция. Никаких важных документов и ценностей на территории «Вервольфа» обнаружено не было. Увы, в связи с тем, что советским войскам своевременно не оказали помощь, они вынуждены были отступить. А немцы использовали эту ситуацию и вытеснили их из «Вервольфа». С ближайшей железнодорожной станции в ставку был завезен вагон взрывчатки, и вскоре «Вервольф» взлетел на воздух. Повторно освободившие Винницу советские войска застали на месте ставки руины.
Детальное обследование ставки проводилось после войны по приказу Сталина оперативной группой НКГБ СССР. Все подземные помещения бункеров были тщательно обследованы, никаких ценностей там не обнаружили.
Долгие годы о бывшей ставке Гитлера советское руководство старалось не упоминать. К поисковым работам на этой территории вернулись в 1989 году. Были получены фотоснимки из космоса с точным размещением бункеров, где были четко видны кабельные линии. Но, опять же, ничего такого, что бы представляло интерес, не оказалось. Хотя кому-то выгодно было распускать самые невероятные слухи. Одни, например, говорили, что в подземных бункерах спрятаны сокровища Янтарной комнаты, другие -- что здесь осталось много взрывчатки, третьи -- что ставка была рассчитана на ядерную войну и даже на чернобыльскую трагедию. Но ведь когда строился «Вервольф», ядерного оружия еще не было! Согласно архивным материалам, никаких ценностей в бункерах «Вервольфа» не существует!
Читайте нас в Facebook