Председатель центризбиркома михаил рябец: по действующему законодательству провести выборы народных депутатов невозможно
Как уже сообщали «ФАКТЫ», парламентарии, уходя на каникулы, вновь приняли Закон «О выборах народных депутатов Украины», слегка видоизменив его, но оставив-таки норму, согласно которой 75% депутатов избираются по партийным спискам, а 25% — по мажоритарным округам. Депутатская группа «Трудовая Украина» обратилась к Президенту с просьбой наложить вето на данный закон. По убеждению «трудовиков», задача парламента -- совершенствовать действующую избирательную систему, а не подстраивать ее под партийные интересы определенных влиятельных политических сил.
Но, вероятно, эту точку зрения разделяют не все законодатели. Поэтому не исключено, что противоречия между Президентом и депутатами по поводу пропорций могут затянуться до начала избирательной кампании. Леонид Кучма неоднократно заявлял, что сохранение действующей избирательной системы «50 на 50» является наиболее оптимальным вариантом в нынешний период развития государства. Однако многие парламентарии хотят быть избранными только по партийным спискам. Вполне вероятно, чтобы выборы не сорвались, придется вернуться к «забытому старому» избирательному закону. А по этому закону, утверждает председатель Центризбиркома Михаил Рябец, провести выборы народных депутатов просто невозможно.
В «старом» законе о выборах много всяких «табу», но ничего не говорится об ответственности за их нарушение
- Михаил Михайлович, выборы, как говорится, на носу, а Центризбирком не может даже подсчитать, во сколько они обойдутся стране, чтобы предусмотреть эту сумму в госбюджете?
- Получается, так. Подсчитывать-то нужно на основе закона о выборах народных депутатов, а его нет. Согласно пока еще действующему закону о выборах, принятому в 1997 году, избирательная кампания должна стартовать в октябре нынешнего года. Но, к сожалению, сегодня практически нет законодательной базы, на основании которой можно было бы провести выборы. ЦИК, наверное, как никто другой в государстве заинтересован в том, чтобы в стране в ближайшее время появился новый избирательный закон, поскольку по действующему провести выборы народных депутатов невозможно.
Несмотря на то, что за последние три года во многие положения этого закона были внесены изменения и дополнения, по-прежнему имеет целый ряд серьезных пробелов. В частности, в действующем законе не урегулированы вопросы, касающиеся финансирования избирательной кампании, материально-технического обеспечения избирательных кампаний, порядка ведения агитации, обжалования решений действий или бездействия избирательных комиссий в судебном порядке, статуса официальных наблюдателей на выборах Кроме того, в законе много всяких «табу» на те или иные действия, но ничего не говорится об ответственности за их нарушение. А главное -- некоторые положения действующего закона о выборах решением Конституционного суда от 26 февраля 1998 года были признаны неконституционными.
«Полагаю, парламентарии все-таки согласятся сохранить прежнюю схему выборов»
- Насколько я знаю, Центризбирком разработал свой законопроект о выборах народных депутатов?
- Да. В подготовленном нами проекте четко урегулированы правовые нормы, касающиеся порядка формирования избирательных комиссий, списков избирателей, финансового и материально-технического обеспечения подготовки и проведения выборов, выдвижения и регистрации кандидатов в народные депутаты, агитации, голосования, установления результатов выборов и других избирательных процедур. И хотя наш законопроект не был взят за основу, тем не менее большинство предложений были учтены Верховной Радой. Учитывая же то, что наш законопроект был подготовлен на основе смешанной (50 на 50) избирательной системе, думаю, что законодатели еще к нему вернутся. Ведь Президент в своем вето на закон, предусматривающий избрание 3/4 депутатского корпуса по партийным спискам, подчеркнул, что только при условии сохранения действующей системы может быть обеспечено выполнение конституционного требования о проведении выборов на основе общего, равного и прямого избирательного права. Поэтому, полагаю, парламентарии все-таки в конце-концов согласятся сохранить прежнюю схему выборов, то есть равную пропорцию, так сказать, партийного и мажоритарного представительства.
- Как известно, в марте 2002 года одновременно с парламентскими пройдут и выборы в местные органы власти С их-то законодательным обеспечением все в порядке?
- Действующий закон, по которому проводились выборы в 1998 году, оказался неэффективным. Комитет Верховной Рады по вопросам госстроительства и местного самоуправления при участии Центризбиркома подготовил документ, которым предусматривается проведение выборов депутатов сельсоветов, а также городских и районных в городах -- только по мажоритарной системе, а выборы депутатов горсоветов в областных центрах, районных и областных советов, Киевского и Севастопольского горсоветов -- по смешанной системе: половина депутатов -- по партийным спискам, а другая — по мажоритарным округам. Данный законопроект принят в первом чтении. Если Верховная Рада утвердит его в целом, то ЦИК проведет выборы на достойном уровне. Однако не исключено, схему выборов «75 на 25» парламентарии захотят распространить и на этот законопроект. Тогда его может ожидать такая же судьба, как и закон о выборах народных депутатов
Читайте нас в Facebook