ПОИСК
Происшествия

Серебряный призер кубка мира по биатлону 22-летний юрий костюк живет в… Доме для престарелых

0:00 26 июля 2001
Сергей КОЛОМЕЕЦ специально для «ФАКТОВ» (Луцк)
Обзаведясь семьей и получая сто гривен спортивной стипендии, он твердо уверен: сдаваться никогда не нужно

Тяжелейшую травму позвоночника Юрий Костюк получил в 1996 году, когда ему было 18 лет. Обстоятельства происшествия, в корне изменившего жизнь, держит в строжайшей тайне. В тот роковой день Юра попал в больницу практически безнадежным, через год был доставлен в недвижимом состоянии в луцкий дом престарелых. А в марте нынешнего года завоевал серебряную медаль на Кубке мира по биатлону среди спортсменов-инвалидов.

«Казалось, что прохожие только на меня и смотрят»

-- Честно говоря, раньше я о существовании подобных заведений даже не догадывался, -- говорит Юра. -- А на предложение поселиться в доме престарелых согласился, потому что не хотел никому быть обузой. Мама уже старенькая, у сестры своя жизнь. Но в этом заведении особая психологическая атмосфера: здесь оказываются разные люди, некоторые пытаются таким образом убежать от реальности. Какое-то время соседи и персонал так думали и обо мне. Когда убедились, что я работаю над собой и стараюсь чего-то достичь, то отношение ко мне изменилось к лучшему.

-- Как вам удалось выкарабкаться из почти безнадежной ситуации, более того -- достичь впечатляющих спортивных результатов?

-- В больнице я неподвижно пролежал почти год, не мог даже сесть на кровати. Четыре года назад меня привезли сюда на машине скорой помощи, «разгрузили», подселили к старичку. Не теряя времени, я приступил к тренировкам. Начинал с простейших движений -- после долгого лежания даже здоровый человек не сразу встанет. Главное было -- укрепить травмированный позвоночник. Очень больно, но терпел, заставлял себя работать, даже когда казалось -- все, конец, ничего из этой затеи не выйдет. Спустя некоторое время с кровати пересел на коляску. Проводил в ней по нескольку минут, потом час, два, день. Обо мне услышали за пределами дома престарелых, вскоре я получил предложение серьезно заняться спортом. Тренировать по индивидуальной программе меня взялся тренер спортобщества «Колос» Петр Мартынюк, которого не устану благодарить за понимание и долготерпение. Ведь я мог лишь сидеть на гимнастической скамейке, а штангу, блины к ней должен был подавать тренер. Помогали и ребята, вместе с которыми я занимался.

РЕКЛАМА

-- Как восприняли вас здоровые спортсмены?

-- При первом моем появлении в спорткомплексе все были шокированы. Да и самому сначала было тяжело, прежде всего психологически. Снова пришлось себя «ломать», адаптироваться. От дома престарелых до «Колоса» неблизко, но на тренировки я добирался на коляске, без чьей-либо помощи, трижды в неделю, в любую погоду. Казалось, что прохожие только на меня и смотрят. Но постепенно привык.

РЕКЛАМА

-- Что вас привело в биатлон?

-- Я начинал с тяжелой атлетики (жим штанги лежа от груди). Через некоторое время одержал победу на первенстве области, затем на кубке Западного региона Украины. На чемпионате Украины в 1999 году стал вторым, выжав 102 килограмма в весовой категории до 60 кг. Но продолжал искать вид спорта, в котором мог бы полностью себя реализовать. В конце концов заинтересовался лыжами, в частности -- биатлоном. Тогда как раз проходили зимние Параолимпийские игры в японском городе Нагано, я просмотрел видеозапись и принял окончательное решение.

РЕКЛАМА

«Золото уступил из-за ряда досадных неожиданностей»

-- Со старшим тренером сборной Украины по зимним видам спорта Орестом Стефанишиным впервые встретился во Львове на рекреационных играх и получил приглашение на сбор на горнолыжную базу в Тисовце, -- продолжает Юра. -- Посадили меня в «боб» (специальное приспособление для лыжников с парализованной нижней частью тела. -- Авт. ), дали в руки палки -- и вперед! Тяжело было необычайно: сил не хватает, лыжи не едут… Из пяти претендентов из разных городов Украины в команде остался только я. Благодаря подготовке, полученной с помощью первого тренера, я довольно быстро прогрессировал, набирал скорость, овладевал специфической техникой. К сожалению, из-за отсутствия средств сорвалась поездка на международные соревнования в Швейцарию. Прошлой зимой меня включили в состав команды, которая должна была выступить в Германии, но из-за отсутствия снега эти соревнования не состоялись. Стали готовиться к Кубку мира по биатлону среди спортсменов-инвалидов в США, удачно прошли квалификационный тур. В феврале в Швеции участвовали в чемпионате Европы -- своеобразный подготовительный этап к Кубку мира. Кубок разыграли в столице будущих зимних Параолимпийских игр -- американском городе Солт-Лейк-Сити (штат Юта) в марте этого года. На дистанции 7,5 километра я пришел к финишу вторым.

-- Что помешало завоевать золотую медаль?

-- Если учесть, что перед соревнованиями на меня вообще никто не ставил, то результат, безусловно, неплохой. Если бы не стечение неблагоприятных обстоятельств, мог бы получить «золото». На рубеже начались проблемы с винтовкой: во-первых, я не имел возможности ее пристрелять, поскольку впервые взял в руки только на дистанции, во-вторых, она дала две осечки. Я перезарядил, сделал четыре метких выстрела, нажимаю на спусковой крючок снова -- тишина, как будто вообще нет патрона. Засчитали промах, что означает штрафную минуту. Оставляю винтовку и иду на круг (лишних 2,5 километра). На втором огневом рубеже отстрелялся очень быстро и удачно, помчался дальше, но на одном из поворотов упал и потерял еще несколько драгоценных секунд. К концу дистанции не сомневался, что проигрываю очень много, однако, к величайшему удивлению, оказался вторым. Уступил австрийскому спортсмену 40 секунд.

Меня спасло умение хорошо стрелять. За этим в команде следит старший тренер сборной Игорь Починок, в свое время готовивший всемирно известную биатлонистку Зубрилову.

-- Зимние Параолимпийские игры уже не за горами. Какую ставите перед собой цель?

-- Только победа. Кстати, многое зависит от «боба»: мой изготовлен на луцком заводе «Мотор» качественно, но из-за дефицита времени и необходимых материалов он получился слишком тяжелым -- около восьми килограммов, тогда как импортные весят не более трех. Планируем заказать полегче, есть и договоренность, но пока нет денег. Однако в том, что мой «боб» самый тяжелый, есть и положительный момент: пересев на более легкий, я буду «летать».

-- В разговоре вы несколько раз упоминали о финансовых проблемах. А сколько получили за «серебро» на Кубке мира?

-- Практически нисколько. Правда, за победу на Параолимпийских играх обещают заплатить, как здоровым спортсменам. Но чтобы хорошо подготовиться и выступить на надлежащем уровне, необходимо много вложить: качественные лыжи, палки, перчатки, очки стоят недешево. За одну только винтовку надо выложить полторы тысячи долларов.

«Чем покорил будущую жену? Это -- секрет»

Юра уже год как женат. Супругу зовут Инна, подрастает дочка Яна.

-- Живу не только спортом, но и забочусь о семье, -- говорит Юрий. -- Как всем, нам хочется нормально жить. Получаю спортивную стипендию, пока что минимальную -- немногим более ста гривен в месяц, но как мастер спорта международного класса буду иметь больше. Со дня на день жду из столицы официальное уведомление о присвоении звания.

-- А чем вы покорили будущую жену?

-- Она работала в доме престарелых швеей, знала обо мне с первого дня. Со временем познакомились ближе… А дальше все сложилось словно по велению судьбы. Я очень благодарен жене за постоянную поддержку, за то, что верит в меня, ждет моих побед. Чем ее покорил -- секрет.

-- Как к вашей женитьбе отнеслись родители Инны?

-- Этой темы мы вообще не касаемся. Но нетрудно догадаться, какое может возникнуть первое впечатление у родителей молодой, красивой женщины, выходящей замуж за инвалида в коляске. Слава Богу, у нас все нормально. Пока что живу то здесь, в доме престарелых, то у жены, а там видно будет.

-- Ваш сосед по комнате -- молодой парень, тоже с травмой позвоночника. Наверное, ему в какой-то степени повезло, что соседствует с почти чемпионом мира?

-- Этот парень недавно приехал из России к маме -- и вдруг случилось непредвиденное. Дальнейшая судьба зависит от его силы воли, желания выкарабкаться. Я могу подсказать, поделиться опытом. И если увижу, что человек целеустремленно работает -- научу всему, что умею сам. Когда-нибудь с удовольствием возьмусь за организацию реабилитационного центра -- как только будет достаточно денег.

-- С первой минуты сегодняшней встречи меня не покидает предчувствие, что вы когда-нибудь обязательно снова будете ходить.

-- Это я слышу не впервые. Подобное предчувствие возникает у многих, кто может сравнить меня сразу после травмы и сейчас.

-- Не пробовали связаться с Валентином Дикулем?

-- Наслышан о нем, знаю и ребят, побывавших в его центре. Он в специализированном, отлично оборудованном учреждении дал им практически то же самое, чего я достиг за три года самостоятельно. Нет, я с Дикулем не связывался -- его услуги стоят слишком больших денег.

-- Что бы вы пожелали людям, попавшим в беду и уверенным, что жизнь закончена?

-- Жить -- во что бы то ни стало!

 


360

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров