Профессор рене фридман: «семьи, которое долгое время не могли иметь детей, часто распадаются после рождения долгожданного малыша»
Наша встреча с руководителем отдела гинекологии парижской больницы Антуана Беклера профессором Рене Фридманом состоялась накануне украинско-французского симпозиума по искусственному оплодотворению.
-- Можно сказать, что я стоял у истоков методики искусственного оплодотворения во Франции, -- говорит Рене Фридман. -- Девочке, которая первой появилась на свет в нашей стране благодаря этой технологии, скоро исполнится двадцать лет. В мире же подобный метод начали использовать в конце 1970-х годов: первый ребенок, чье зачатие происходило «в пробирке», в 1979 году родился в Англии, в 1981-м в -- Австралии, а в 1982 году -- во Франции и в Штатах.
-- Часто ли вы встречаетесь с семьей девочки, которая стала и вашим «первенцем»?
-- Мы видимся регулярно, ведь я -- ее крестный отец. Интересно, что моя крестница мечтает стать врачом.
-- Как вы считаете, этично ли, чтобы дети знали о своем несколько нетрадиционном появлении на свет?
-- Изначально в этой истории не было скандальности и противоречий. В 98% случаев дети рождаются от своих матери и отца. Лишь в 2% случаев для оплодотворения берется материал из банка спермы. Единственная проблема была с Папой Римским, который вначале не принял эту методику. Он считал, что искусственное зачатие не соответствует Божьей воле. Но со временем пересмотрел свои взгляды. Все дети, появившиеся с помощью метода «in vitro», были крещены.
-- Всегда ли искусственное оплодотворение гарантирует рождение ребенка?
-- Искусственное оплодотворение -- одна из методик, применяемая для лечения бесплодия. Она показана не всем. Но многие идут на сознательный риск -- а вдруг получится. Иногда мы даже не можем определить, ребенок родился благодаря методике или его мама забеременела естественным путем.
Прямое показание для искусственного оплодотворения -- тромбирование фаллопиевых труб у женщины. В таком случае сперматозоиды не доходят до яйцеклетки. Другая ситуация -- когда у мужчины мало жизнеспособных сперматозоидов. Тогда сперму забирают прямо из яичек и оплодотворяют яйцеклетку. В обоих случаях зачатие может произойти только благодаря вмешательству врача.
-- Наверное, вы постоянно чувствуете себя ответственным за будущее семей, которые к вам обращаются.
-- Появление ребенка -- очень важное событие для семьи и особенно для женщины. Но, к сожалению, не всегда эти истории оканчиваются счастливо. Семьи, решившиеся на искусственное оплодотворение, пришли к этому болезненным путем, методом проб и ошибок, после многочисленных исследований, преодолев психологический стресс. И часто происходит так, что с рождением малыша семья распадается -- ребенок дался ей слишком дорогой ценой. Кроме того, искусственное оплодотворение оканчивается рождением малыша только в каждом четвертом случае. Остальные семьи продолжают искать другие пути решения их проблемы.
-- Почему вы решили заниматься именно этой методикой?
-- Получив диплом врача, я занимался удалением тромбов из фаллопиевых труб. Тогда это была сложная микрохирургическая операция, призванная дать женщине шанс забеременеть. Новые технологии меня заинтересовали. Изначально методика искусственного оплодотворения была направлена на лечение женского бесплодия, а сейчас дает возможность лечить и мужское, что раньше казалось в принципе невозможным.
Сейчас мы работаем над новой методикой, позволяющей выявить у эмбриона заболевания, которыми страдают его родители. В этом году родился Валентин -- первый ребенок, который прошел курс эмбриональной диагностики.
-- Есть ли у вас дети и чем они занимаются?
-- У меня двое взрослых сыновей. Старший -- интернет-дизайнер, младший снял свой первый фильм. Они любят меня и дело, которым я занимаюсь, но ведь совсем не обязательно, чтобы дети продолжали дело своих отцов. Не это главное.
929Читайте нас в Facebook