Врачам приходится выводить из комы больных диабетом детей, которые, сделав себе укол, бегут покупать сладости
Десятилетний Саша Волков поступил в реанимацию больницы «Охматдет» в критическом состоянии. Он едва держался на ногах и в любую минуту мог потерять сознание. Пациента срочно взяли под капельницу, и он начал приходить в себя.
-- Может, ты съел то, чего тебе нельзя? -- спрашиваю мальчика. -- Ведь, наверное, любишь сладкое?
-- Люблю. Но не ем, -- облизывая пересохшие губы, медленно говорит мальчик. -- И укол я, кажется, сделал.
-- Саша болеет диабетом с пяти лет, -- рассказывает заведующий отделением реанимации детской больницы «Охматдет» Сергей Нифонтов. -- И в наше отделение попадал не раз. Мама на работе. Напомнить, что нужно сделать укол, некому. Проследить, чтобы ребенок не съел опасное для него лакомство, тоже. Вот и случается беда.
Сорваться больные диабетом могут на чем угодно. Недавно в больницу попала 14-летняя девочка Нора. За один присест она съела полбанки соленых огурцов. Врачам приходится спасать также ребят, которые о своем диабете впервые узнают в реанимации. Это происходит из-за того, что при появлении у них типичных симптомов диабета -- жажды, повышенного аппетита, слабости, запаха ацетона изо рта -- родители не придают им значения. Впрочем, даже не все врачи могут сразу поставить диагноз. Хотя трудностей тут быть не должно.
Семилетняя Танечка, как и многие другие дети, прошла через кому. У девочки все симптомы были налицо -- она сильно исхудала, буквально не выпускала из рук чашку с водой, ослабла. Первый анализ, сделанный в поликлинике, не получился. Когда, наконец, был готов второй, ребенок еле живой попал в реанимацию.
Детей обычно удается спасти. Дальнейшее лечение они проходят в отделении эндокринологии, где им назначают ежедневную дозу инсулина. Больные, аккуратно выполняющие предписания, хорошо себя чувствуют и продолжительность их жизни такая же, как у остальных людей.
Но так, к сожалению, было не всегда. В доинсулиновую эру жизнь заболевших была коротка и мучительна. Всего лишь 80 лет назад был открыт гормон инсулин, что положило начало лечению одного из самых опасных заболеваний.
Первый пациент
1922 год. 14-летний Леонард Томпсон болеет диабетом уже три года. Его лечат диетами. Это все, что умеют врачи. Мальчик тает на глазах. Настает день, когда он настолько истощен, что не может подняться с постели.
В это время в одной из лабораторий канадскому хирургу, совмещающему лекторскую работу по физиологии в университете г. Торонто, Фредерику Бантингу и его ассистенту, студенту Чарльзу Бесту, наконец, удается выделить из поджелудочной железы коров гормон инсулин, способный нормализовать уровень глюкозы.
Сначала предшественники Бантинга поняли, что поджелудочная железа регулирует уровень глюкозы в крови. Однако не было известно, какой именно из ее участков выполняет эту функцию. Выяснить это в конце XIX века удалось немецкому студенту Полю Лангергансу. Открытое им скопление клеток, поставляющее организму инсулин, назвали «островками Лангерганса».
11 января 1922 года умирающему Леонарду делают первую инъекцию инсулина. Заметного улучшения не наступает. Более того, в месте введения раствора развивается абсцесс. Исследователи нервничают. Родные мальчика теряют последнюю надежду.
Но ученые не сдаются, ведь в экспериментах препарат работал! После недолгого перерыва введение инсулина возобновляют. И чудо, подготовленное кропотливым исследовательским трудом, совершается. После инъекций, которые делали ежедневно с 23 января по 4 февраля, мальчику становится лучше. Он повеселел и сказал, что чувствует прилив сил. Его анализы улучшились.
Леонард стал первым больным диабетом, которого удалось вырвать у смерти. Благодаря созданию инсулина он жил до 1935 года.
В 1923 году Фредерику Бантингу и Дж. Маклоуду, который предоставил для исследований лабораторию и животных, была присуждена Нобелевская премия в области физиологии и медицины. Бантинг разделил ее с Бестом, а Маклоуд -- с еще одним участником открытия, создавшим метод очищения инсулина -- Коллипом.
Как улучшали инсулин
-- Когда в 1982 году я стала работать эндокринологом, в распоряжении врачей еще не было человеческих инсулинов. Только свиные, -- рассказывает заведующая эндокринологическим отделением детской больницы «Охматдет» Лариса Нифонтова. -- Побочные реакции были тяжелейшие: аллергия с кожными высыпаниями вплоть до анафилактического шока. В местах инъекций появлялись шишки либо ямы. Вырабатывалось привыкание к препарату. Жизнь больных была значительно тяжелее и короче, чем сейчас. Однако с появлением все более очищенных инсулинов побочных эффектов становилось меньше. А сегодня они вообще редкость.
Коммерческое производство инсулина было налажено в Дании в 1923 году. Препарат получали из поджелудочных желез коров и свиней. Он содержал много вредных примесей. И только в 1961 году был создан нейтральный инсулин, который по многим параметрам превосходил инсулин с кислой реакцией. Прежде всего, уменьшилась частота побочных эффектов в месте инъекции.
-- В истории лечения диабета есть несколько важных побед, -- продолжает Лариса Нифонтова. -- Наиболее важная из них -- создание с 1979 по 1989 годы двух технологий, позволивших получать геноинженерный человеческий. Возможно, не за горами клонирование бета-клеток и их подсадка больным. Тогда не потребуются инъекции.
Знахари доводят детей до комы
Пациентка отделения эндокринологии семилетняя Танечка, заболевшая месяц назад, с интересом изучает аппарат для измерения сахара в крови (глюкометр) и шприц-ручку. Этот набор позволяет ежедневно самостоятельно делать анализы и нормализовать их введением инсулина с помощью ручки с тончайшей иглой. Укол напоминает укус комара.
-- Мы учим пациентов: или ты будешь управлять своим диабетом, или он станет управлять тобой, -- говорит Лариса Нифонтова. -- Ребята, которые плохо контролируют свой диабет, отстают в физическом развитии, из-за увеличенной печени у них огромный живот. Как правило, все они из неблагополучных семей. Жаль их до боли. Ведь если здоровым детям с непутевыми родителями приходится несладко, то страшно представить, как тяжко живется ребятам, страдающим диабетом.
Танечка еще не умеет ни делать уколы, ни следить за уровнем сахара. Сначала этому научится ее мама в школе диабета, организованной при отделении.
-- Я взяла на работе отпуск, чтобы неотлучно быть с дочкой, -- рассказывает Людмила. -- Потом попрошу за свой счет. А там видно будет. Танечка слишком мала, чтобы самостоятельно делать уколы, как это умеют дети постарше.
Людмила рассказала, что в идеале сахар нужно измерять 3-4 раза в день. В больнице это делают бесплатно. Но дома придется отказаться от столь частых анализов и контролировать сахар только раз в день. Для семьи это слишком дорого. Упаковка с 50 тест-полосками стоит 25 долларов. Правда, в дальнейшем полосками будут обеспечивать за счет государства.
В некоторых случаях детей до тяжелейшего состояния доводит невежество или нежелание родителей принять правду.
-- На днях мы выписали пятилетнюю Машеньку, -- рассказывает Лариса Нифонтова. -- После того, как специалисты выявили у нее диабет, нужно было привести ребенка к нам на лечение. Но нашлись «добрые» советчики, которые внушали: врачи посадят на инсулин и тогда это пожизненно. Действительно, дети страдают в основном инсулинзависимым диабетом. Но без уколов они не смогут жить!
Однако родители стали искать помощи у знахаря. Он обещал поставить ребенка на ноги. И что вышло? Машенька поступила в тяжелейшей коме. Лишь на третьи сутки девочка пришла в сознание и, наконец, улыбнулась.
Родители испытывают шок, когда узнают, что их ребенок болен
-- Когда я узнала диагноз, была оглушена, -- рассказывает мама Танечки. -- Двигалась, как в полусне. Но со временем поняла, что с диабетом нужно научиться жить, что диабет -- не столько болезнь, сколько образ жизни. Познакомилась с мамами и ребятами, болеющими диабетом. Знаете, они мне показались добрее и участливее здоровых. В палате с дочкой находились девочки, которые заболели раньше. Они учили Танечку, как справляться с диабетом, присматривали за ней и развлекали. Не так остро, как взрослые, но дети вполне осознают свою беду. И она их объединяет.
Раньше сахарный диабет был противопоказанием к материнству. Женщины теряли зрение, у них отказывали почки. Теперь, благодаря высокоочищенным инсулинам и приборам самоконтроля, удается выносить беременность. Но с созданием семьи тянуть нельзя. Чем старше -- тем больше осложнений. Мальчиков это тоже касается. Сладкая кровь портит все органы, и мужские тоже.
В Украине сахарным диабетом болеют более миллиона человек. Примерно у 120 тысяч из них инсулинзависимая форма, развивающаяся в детстве или молодом возрасте. С момента постановки диагноза все дети получают статус инвалидов. Вторым типом диабета -- инсулиннезависимым -- заболевают после сорока.
Если киевские дети получают высокоочищенные человеческие инсулины бесплатно -- их закупает госадминистрация, то в регионах с обеспечением препаратами проблемы.
В письме в редакцию член координационного совета Украинской диабетической ассоциации Анатолий Клус предлагает назначить ответственных за каждый пункт украинской комплексной программы «Сахарный диабет». В Херсонской области она практически не выполняется -- инсулин получают бесплатно только 3,5 тысячи больных. А что делать 16 тысячам? Заплатив за препараты, им потом не на что купить еду. Поэтому отделения реанимации в Херсонской области, к сожалению, не пустуют.
1997Читайте нас в Facebook