Полярник сергей лопарев: «на необитаемом острове в антарктиде я прожил в одиночестве больше месяца»
В январе, рассказывая о готовившейся тогда отправке очередной команды полярников в Антарктиду на станцию «Академик Вернадский», мы сообщили, что отзимовавшей экспедиции будет трудно доставить домой накопленный за год научный багаж. Ведь на этот раз ради экономии смену полярников проводили не с помощью судна, а на самолете. Ну, а в ручной клади много не увезешь. Наиболее «пострадавшим» оказался биолог Сергей Лопарев -- он собрал два центнера научного материала, но пока этот груз остался на станции дожидаться корабля. Это тем более досадно, что добыча материала стоила немалых усилий. Собирая его, Лопареву довелось более месяца провести в одиночестве на необитаемом острове.
Антарктида -- континент долгожителей
-- Пожить на необитаемом острове Питтерман меня, как и биолога предыдущей зимовки Александра Пекло, подтолкнуло стремление понаблюдать за колонией пингвинов Адели, -- рассказывает Сергей Лопарев. -- На острове Галиндез, где расположена наша станция, эти птицы бывают редко, а на Питтермане они высиживают птенцов. В нескольких десятках метров от колонии -- в ней около трех тысяч птиц -- есть небольшой деревянный домишко, в котором некогда размещалась аргентинская полярная станция. Там было мое временное пристанище. Общий срок робинзонской жизни составил более месяца.
Пингвины приплывают на остров гнездиться в конце октября, являясь предвестниками антарктической весны. Мне удалось в первый раз добраться до Питтермана как раз в это время. В пути меня сопровождал наш моторист Александр Теренок: на расстояние больше полутора километров от станции в одиночку отплывать запрещено. Это правило ввели еще британцы, которым прежде принадлежала станция, -- у них произошло несколько трагедий. Одна группа полярников погибла именно при возвращении с Питтермана. Бывало, в одну сторону дорога займет минут двадцать, а назад приходится добираться часа четыре -- за короткое время нагнало битый лед. Эти обломки айсберга острые, как стекло.
-- Одиночество вас не угнетало?
-- Я к нему привык -- раньше подолгу жил один в лесу, наблюдая за птицами. Тревожит в таких ситуациях другое -- опасность получить травму. На Питтермане местность каменистая -- неудачно прыгнешь, и можешь заработать перелом. У меня была рация, но помощь ведь могла и запоздать.
Одиночество скрашивала работа. «Хозяйство»-то у меня было большое -- целая пингвинья колония. Эти небольшие пингвины особо агрессивны. Птицы выскакивают навстречу с возмущенным криком, норовят ударить клювом. У меня из-за этого все руки были в синяках и ссадинах. Такой темперамент позволяет пингвинам эффективно защищаться. Интересно, что из-за трудностей с добыванием пищи все обитатели Антарктиды начинают размножаться поздно -- после 5--7-го, а то и 10-го года жизни. Ведь если не научиться добывать вдвое больше пищи, чем нужно для одного, потомство не выкормить. Зато и продолжительность жизни у обитателей Антарктики большая.
На шестой континент впору посылать археологов
-- Вы привезли с собой пингвина?
-- Их отлов без специального разрешения категорически запрещен. Поэтому можно надеяться лишь на то, чтобы заполучить погибшую птицу. Но это крайне сложно, ведь у исследователя очень много «конкурентов» из числа местных обитателей. Впрочем, однажды мне повезло. Я обратил внимание на кружащего над одним местом поморника -- ясно, что делал он это неспроста. Поспешил туда -- и нашел погибшего пингвина. Он, вероятно, выпрыгивая из воды, попал в щель между камнями и не смог выбраться, несмотря на свою необычайную силу. От птицы остались шкура и череп -- как раз то, что нужно для изготовления чучела.
К слову, останки птиц и животных можно раздобыть возле станций, существовавших на заре освоения Антарктиды. Тогда запросто охотились на тюленей и пингвинов. Там можно найти и вещи, выброшенные первыми полярниками.
-- Но если так сложно со сбором в Антарктиде биологического материала, из чего состоит ваш двухсоткилограммовый багаж?
-- Это, в основном, камни. Точнее, поселившиеся на них лишайники. Антарктиду ведь можно назвать их царством -- там встречаются лишайники более 300 (!) видов.
-- Англичанам возле станции «Академик Вернадский» удалось сделать уникальный кадр: когда полярники ловили в проруби рыбу, косатка, видимо, приняв их за тюленей, пробила лед и наполовину высунулась из воды. Приходилось ли вам наблюдать сцены охоты этих гигантских хищников?
-- С этим мне не повезло. А вот с китами, подплывавшими «поиграть» с нашей моторной лодкой, встречался частенько. Эти гигантские морские млекопитающие вели себя мирно -- просто любопытствовали, но одно их неосторожное движение могло привести к самым печальным последствиям.
583Читайте нас в Facebook