- 13:53 «Интервью с вампиром» спустя 30 лет: Брэд Питт и Том Круз встретились на премьере
- 13:21 Оформление пенсии за границей: что делать и куда обращаться
- 13:20 Враг ударил «шахедами» по учебному центру Сухопутных войск: что известно
- 12:57 «Астрологический сезон Рака»: какие знаки зодиака ожидает целый месяц везения
- 12:20 «Этот образ по-прежнему в моде, его никто не отменял»: стилист назвала самые актуальные сочетания одежды и аксессуаров
- 11:56 «На психиатра Марьяне»: Тарас Тополя объявил сбор на врача для одиозного нардепа
- 11:42 В Днепре раздались взрывы: россияне ударили по городу баллистикой
- 11:22 После ударов США: Тегеран обратился к путину с письмом от Хаменеи
- 10:53 «Дабл-трабл»: сын-красавчик Андрей посетил Потапа после госпитализации
- 10:23 Игра нервов перед саммитом НАТО: почему Рютте заговорил о необратимом пути Украины
- 10:13 Наводил российские ракеты по Днепру и Полтавщине: СБУ задержала несовершеннолетнего агента фсб рф
- 09:57 Сделайте так, и ягоды смородины не осыпятся преждевременно
Во время съемок «бриллиантовой руки» никулин никак не мог правильно поскользнуться на арбузной корке, поэтому вместо него упал леонид каневский
После того как Леонид Гайдай снял «Самогонщики» и «Пес Барбос», его популярность резко возросла. Многие сценаристы предлагали режиссеру продолжить съемки увлекательных приключений Вицина, Никулина и Моргунова. Но Гайдай отказался, поскольку штампы -- не для него. Режиссер загорелся идеей создания комического сюжета -- идеально порядочного и честного человека и бывалого проходимца. Так родилась «Бриллиантовая рука». Сценарий фильма был написан «под Юрия Никулина». Он тогда много снимался и считался настоящей звездой. У Анатолия Папанова было мало картин. А Андрей Миронов -- вовсе молодой и неизвестный широкой публике. Любимцем миллионов женщин он стал чуть позже. Соавторами стали известные сценаристы Яков Костюковский и Морис Слободской. Кстати, когда «Бриллиантовую руку» показали на Неделе советского кино в Центральноафриканской Республике, ее правитель после просмотра был в восторге. Он заявил, что это фильм о его стране, поскольку у них бриллианты зачастую вывозят именно таким способом.
Когда художники попали в Старый Баку -- стало ясно: декорации не нужны
-- Что касается сюжета, -- рассказывает сценарист Яков Костюковский, -- это действительно был реальный случай. Я нашел его в одном еженедельнике -- кажется, в «За рубежом» -- по старой журналистской привычке я много читал газет и журналов Это случилось где-то в швейцарских Альпах, на границе с Италией -- там контрабандисты спрятали в гипсе какие-то драгоценности. Я раскопал эту историю.
«Бриллиантовая рука» писалась заранее на Юрия Никулина. А остальные кандидатуры обсуждались по мере поступления. Заранее ничего не писалось ни на Миронова, ни на Папанова. Причем Гайдай был нашим полноправным соавтором. Мы многое дорабатывали в процессе. Я довольно часто бывал на съемках, и в Адлере тоже, -- приезжал, когда снимались морские сцены с Папановым и Мироновым. Гайдай любил, чтобы сценаристы были под рукой.
Интересно, что когда на студии прочли сценарий, все ринулись проситься в группу «Бриллиантовой руки» -- предполагалось, что съемка будет за рубежом. Ведь только что была отснята картина «Бег» Алова и Наумова -- частично за границей. Поэтому кинематографисты решили, что уж такой колоритный сценарий потребует загранкомандировки. Однако Гайдай, считавший, что за границу надо ездить отдыхать, а не работать, решил снимать дома. Начали искать экзотику. В поисках «рабского Востока» художник Феликс Ясюкевич (он делал с Гайдаем также картины «За спичками», «Спортлото-82», «Опасно для жизни», «На Дерибасовской» ) облазил весь юг Крыма, побережье Кавказа, Среднюю Азию и нашел-таки наконец Баку Когда художники попали в Старый город -- стало ясно: ничего строить не надо. Декорации готовы натуральные. Лишь повесили иностранные вывески, поставили западные машины. А в приморском городе Адлер стоял пароход «Победа», который Леонид Гайдай переименовал в честь своего любимого поэта -- «Михаил Светлов». В Адлере съемочная группа прожила два месяца в местной гостинице. Когда артисты после съемок приходили в ресторан гостиницы ужинать, то становились настоящими VIP-персонами. Им всегда готовили отдельно и повкуснее. А они, расслабившись, выдавали по полной программе: заводная Мордюкова пела что-то народное-хороводное, Гайдай стучал палочками на барабане, Миронов не танцевал, а просто летал по залу
Ассистент за кадром восемь раз бросал в Миронова смесью творога с молоком
-- Все были на равных, -- вспоминает Нина Гребешкова, вдова Леонида Гайдая. -- И все (Леня в том числе) получали огромное наслаждение от работы. Настроение на съемочной площадке было феноменальное. Юра, например, предлагал тридцать вариантов сцены. Говорит, рассказывает, показывает анекдот Леня смеялся -- хорошо, но нет, Юра, это для другой картины. Так он всегда говорил. Никогда не скажет, что плохо
Основные трюки были уже продуманы в сценарии. Но для актера ведь всегда важно, КАК решить. Тем более, что у ученика Григория Александрова сниматься было сложно. Не каждый актер смог бы. И я, честно говоря, не рассчитывала на роль в этом фильме. Тем более, что Леня говорил, что режиссеру снимать свою жену неприлично. Плюс -- мой возраст. Но в своей жизни я никогда ни от эпизода, ни от роли не отказывалась. И когда он мне предложил роль жены Семен Семеныча, я согласилась.
Кстати, дети Семен Семеныча, в общем, «случайные», совсем не актерские. Мальчик, стреляющий в глаз Миронову, -- Митя Николаев, сын поэта и журналистки. Никулин выбрал его из нескольких тысяч по картотеке. Сейчас 38-летний Дмитрий стал театральным режиссером, работает на радио. А в Миронова на самом деле Митя не стрелял. Он понарошку делал из пистолета «Пах!». Ассистент за кадром кидался в Миронова смесью творога с молоком. И так восемь раз -- Миронов все стоически терпел. А залихватские ковбойские шляпа и пистолет -- совсем не студийный реквизит, а из его личного гардеробчика. Его «сестру» -- Инночку Лисютину -- нашли случайно в школе. Еще один мальчик, с сачком и «нимбом» вокруг головы, которого Миронов отшвыривает ударом ноги в море, -- сын Никулина Максим.
Тощий дядя с собачкой, которому достается по полной программе от управдома м-м Плющ -- она же Нонна Мордюкова, -- это актер Игорь Ясулович (сейчас он работает в ТЮЗе). Гайдай доверил ему этот эпизод, поскольку Игорь когда-то работал в театре пантомимы и у него замечательная пластика. Помните -- сначала песика не видно, только хозяин на поводке как на водных лыжах Кадр расширяется, и становится понятно, что это не собака Баскервилей, а маленький милый барбосик Комический эффект строился на этом несоответствии. «Плакучая ива» -- эту вывеску ресторана киношники повесили на фасад гостиницы, и «П» все время многозначительно гасло. Так что снаружи ресторан -- это гостиница в Адлере. А внутри -- декорации «Мосфильма». Пистолет, который в фильме фигурирует то в авоське, то в кепке Никулина, был спортивный.
-- На съемках царила замечательная атмосфера, -- вспоминает художник Феликс Ясюкевич. -- Не было никаких ЧП, хотя артисты работали практически без дублеров. Только в сцене погони одетого женщиной Миронова на мотоцикле заменил дублер. А в сцене, которая снималась в поселке Агой под Туапсе (когда Графа по морю тащат на необитаемый остров), он героически плыл сам. Оператор снимал с другой лодки. А вытаскивали на леске на остров уже макет -- такого «маленького Миронова».
Знаменитая «дичь» в ресторане «Плакучая ива» была настоящей, не муляжом. Птичку укрепляли невидимыми проволочками, чтобы она встрепенулась в нужный момент и вспорхнула под потолок. Сцена драки в ресторане получилась с одного дубля. Практически не репетировалась сцена падения Миронова и Никулина со сцены. У актеров получилось в первого захода. Как и драка, которую снимали одновременно несколькими камерами.
Брюки, превращающиеся в шорты, придумал сам Гайдай. Кстати, подиум, на который выходит обольстительный Миронов, -- не настоящий, а павильонный.
Оператор Игорь Черных всю свою фантазию пустил на пользу дела. К примеру, был нужен нимб, сияющий на солнце. Он вырезает картонный круг, укрепляет его над головой Никулина-младшего и посыпает толстым-толстым слоем нет, не шоколада, а разбитых елочных игрушек. Или требуется бокс для камеры -- съемка идет под водой (о хорошей западной технике, как и пленке, на «Мосфильме тогда только мечтали»). Игорю помог один умелец на студии -- вылепил из смолы «чехол» аккурат под камеру
Или помните шкатулку с чертиком на радость управдому Плющ -- это тоже придумка Черныха. Гайдаю проект понравился -- заказали в мастерской «Мосфильма» и сделали. Но главное его «ноу-хау» связано с эпизодом в гостиничном номере -- помните, как бешено кружатся все лица вокруг бледного лица обманутой жены -- Нины Гребешковой?
-- Я придумал эту сложную конструкцию -- раму размером с полстола, в ней два круга с плексигласом, которые на роликах, -- рассказывает Игорь Черных. -- Центр у них был прозрачный, а по краям я сделал выборки и отполировал. Причем электромотор вращал эти стекла в разные стороны. Трудоемкий процесс, но результат того стоил. Когда стекло перед объективом -- изображение не искажено. Как только оно начинает удаляться от камеры -- в кадр попадают искривленные участки Так была снята сцена в номере у Светличной.
Ну а сами бриллианты -- это, конечно, бижутерия. Мы с Гайдаем попросили помочь оператора комбинированных съемок Якубовича. Я снимал, затем он брал материал и накладывал блеск на кадр
Отлетевший бюстгальтер -- по тем временам неслыханный разврат
Восьмиминутная роль Светланы Светличной вывела ее в секс-символы 1969 года, пишет «МК-Бульвар». А сцена в гостиничном номере воспринималась по тем временам как самая крутая эротика. Отлетевший бюстгальтер и топлесс актрисы -- как примета неслыханного разврата. Актриса как дитя своего времени очень стеснялась:
-- Все-таки по сути это был первый мой стриптиз. Мне было очень страшно и сложно Я вдруг увидела, что в группе одни мужики Но Никулин посоветовал не обращать ни на кого внимания и смотреть только на него. «А я свой человек», -- сказал он мне. Эту фразу я запомнила, и она действительно мне помогла. Поэтому, когда отсняли этот эпизод с бюстгальтером, -- я почувствовала, что все сделала. И мне самой очень интересно смотреть -- до сих пор.
Одного из контрабандистов фильма судьба действительно забросила на Запад. Точнее, на Восток. Леонид Каневский ныне благополучно поживает с семьей в Израиле.
-- А получилось так, -- вспоминает Леонид Каневский. -- Роль у меня маленькая. Текста немного. Мне захотелось «расширить» себя, что я и сделал, придумывая и вставляя в текст всякие загадочные слова -- заграничные ругательства. Апофеозом стал «монолог» -- помните, когда я выдал на едином дыхании: «Поркомадоннадиумбестопербакокастеладимембранасхимаринчесарвеститхамдураля!» Что значит: «Простите, я погорячился!»
Кстати, этот шедевр он помнит и сегодня, запросто может повторить эту колоритную фразу. Когда же ее впервые услышал сценарист Яков Костюковский, то пришел в дикий восторг и вставил «монолог» в сценарий. И предложил считать Каневского соавтором. Но вот авторские тот почему-то по сей день так и не получил
Кстати, о ругательствах. Внимательные зрители из числа коллег, слушая эти «непереводимые» перлы, умирали со смеху еще потому, что в ругательства Каневский подло ввел фамилии всяких знакомых и киночиновников. А еще -- он тогда же твердо решил увековечить в картине фамилию девушки, за которой ухаживал и которая стала впоследствии его женой -- Березина. Так что если прислушаетесь внимательно -- обязательно услышите ее дважды. Например во фразе «Березина куманит!»
И еще о женщинах. Помните пышнотелую жрицу любви? «Руссо туристо -- облико морале, ферштейн?» Ее играла не профессиональная актриса, а филолог, работавшая в библиотеке (!). В фильм ее сосватала как раз будущая супруга Леонида.
Между прочим, однажды Каневский частично продублировал Никулина. Леонид торопился на съемки в Свердловск. А Никулин все никак не мог правильно поскользнуться на арбузной корке. Дубли повторялись. Нервничающий Каневский предложил свои услуги, переоделся в брюки Никулина и отлично поскользнулся. Нога оказалась точно в кадре. Еще дубль -- и снова правильно! В этом кадре теперь верхняя половина -- Никулина, а нижняя -- Каневского!
-- В Баку все мы жили в одной гостинице, -- продолжает Каневский. -- После съемок ходили гулять по городу, вместе ужинали А местные буквально носили нас на руках, угощали шашлыками и вином. Сытые и довольные глубокой ночью мы расходились по номерам. Но спать не всегда удавалось. Вот в три часа ночи -- стук в дверь. Никулин: «Ты спишь? Я вспомнил потрясающий анекдот! Ты послушай!» Приходилось вставать и слушать уже тогда Юрий Владимирович обожал анекдоты и в любую секунду был готов выдать по поводу Жизнь казалась сплошным праздником
5894Читайте нас в Facebook