Из народного руха ушли самые верные соратники вячеслава чорновола -- михаил косив и елена бондаренко
На следующий же день после окончания ХI съезда НРУ «старому-новому» председателю Руха Геннадию Удовенко было передано два заявления. О прекращении своего членства в партии заявили люди, стоявшие в свое время у истоков Руха: известный правозащитник, близкий друг Вячеслава Чорновола с 1960 года до дня гибели лидера Руха Михаил Косив и Елена Бондаренко -- неизменный заместитель Чорновола с 94-го года, соавтор всех руховских программ и документов. И если за выходом из партии последует совершенно логичный уход из фракции этих депутатов (ранее ряды партии и одноименной фракции покинул Тарас Чорновил), у НРУ в парламенте останется лишь 14 человек -- минимум возможного по регламенту количества членов. В случае же, если примеру Косива и Бондаренко последует хоть один депутат-руховец, фракция прекратит свое существование.
Своими мнениями по поводу того, как старейшая национально-демократическая партия Украины «дошла до жизни такой», делятся Михаил Косив и Елена Бондаренко.
- Кто, в конечном итоге, по-вашему, выиграл и кто проиграл на съезде? Выиграл ли Рух, как таковой?
Е. Б. : «Для линии, которую проводят Геннадий Удовенко и его окружение, это количественный перевес, но не победа. Можно выиграть в количестве, но проиграть морально, идеологически, что намного важнее. Я с болью констатирую: съезд продемонстрировал окончательное превращение НРУ в партию тоталитарного типа. И речь идет не только и не столько о произошедших уставных изменениях. Как известно, для тоталитарной партии характерно расхождение между лозунгами, публичной риторикой и реальными действиями. Вот и здесь: чем больше упоминают имя Чорновола в самых разных контекстах, тем меньше в нынешнем НРУ остается чорноволовских идей, позиции, духа. И еще: тоталитарная партия всегда слаба изнутри, поэтому ее руководство непримиримо к оппозиции. Не считаясь ни со средствами, ни с такой эфемерной для некоторых вещью, как совесть и мораль, такая партия оппозицию уничтожает».
М. К. : «Отвечу, если можно, парадоксом: выиграв выборы (за пост главы НРУ. -- Авт. ), лично я многое проиграл бы. Когда я увидел, что происходит с руховской «номенклатурой», как уничтожают легитимные областные организации, осмелившиеся иметь свое мнение, и привозят на съезд подставных делегатов, я не смог назвать все это иначе чем «политический разбой». А если бы (в случае моей победы) мне не дали привести молодую команду, способную адекватно и оперативно реагировать на непростые события в стране — Елену Бондаренко, Тараса Чорновола, Андрея Ницоя, еще ряд людей, в том числе из регионов? Что же касается выигрыша и проигрыша «по очкам» Хочется сказать так: проиграла не моя позиция -- проиграл Рух. В том, первозданном, святом его понятии. И это лично для меня куда страшнее».
- И что вы намерены делать теперь, после произошедшего на съезде?
Е. Б. : «Нам стоило немалых усилий сдержать порыв организаций, хотевших покинуть НРУ прямо на съезде. С одной стороны, ничего не нужно делать под горячую руку, а с другой — так мы сохраняли шанс спасти Рух, имея возможность влиять на него изнутри. Но Съезд показал, что честными методами сделать это в сегодняшней ситуации, при отсутствии внутрипартийной демократии, не удастся. А на нечестные мы не пойдем. Мы с Михайлом Косивым решили покинуть партию. Думаю, что и фракцию -- тоже. Но вообще-то я далека от пессимизма. Извините за некоторую высокопарность, но я уверена, что будущее Украины во многом зависит от того, будет ли сейчас создана широкая оппозиция правых сил. Вот ее созданием мы, люди, имеющие право считать себя «чорноволовцами», и займемся вместе с партиями, близкими нам по идеологии и духу».
М. К. : «Из ситуации, в какой мы оказались, если рассуждать теоретически, есть два выхода. Первый -- смириться, остаться, пробовать что-то поменять в будущем. И это было бы приемлемо, если бы политическая ситуация в Украине не была достаточно тревожна и неопределенна. Но на пороге таких решающих моментов, как формирование нового правительства и выборы в парламент, действовать нужно незамедлительно, честно, четко. Наши сторонники предлагают объединиться с партией «Реформы и порядок»: мне, руховцу с таким стажем, трудно это признавать, но в ПРП больше руховского духа, чем в НРУ сегодняшнем. Конечно, речь не идет о механическом объединении: мы идем с программой, которая, возможно, станет платформой для программы будущей могучей правой партии, в чьих рядах объединятся и другие нынешние национально-демократические политические структуры».
Читайте нас в Facebook