Во время экскурсии в зале, где выставлены картины художников, написанные на библейские сюжеты, потерял сознание ребенок
В Киевском музее русского искусства в рамках мероприятий, запланированных столичными властями по подготовке к празднованию 2000--летия Рождества Христова, проходит выставка «Библейские сюжеты». Представлены почти все уникальные экспонаты музея на эту тему, кроме икон. Наряду с картинами Врубеля, Крамского, Ге, Нестерова, посетители впервые увидят работы малоизвестных художников, некоторые графические и акварельные рисунки (из-за невероятной хрупкости их можно лишь раз в год извлекать из запасников, поэтому на выставках они экспонируются крайне редко).
-- Единожды обратившись к вечным темам, многие художники до конца своих дней не могут расстаться с сюжетами Ветхого и Нового заветов, -- говорит куратор выставки Сергей Левченко. -- Нам удалось сохранить карандашные этюды, которые делал художник Нестеров, когда готовился расписывать Владимирский собор в Киеве. В работе над эскизами принимал участие и Врубель. «Надгробный плач» и «Воскресение» этого художника не были использованы, но сохранились в нашем музее и сейчас являются его гордостью.
На днях во время экскурсии в зале, где выставлены работы Врубеля, неожиданно потерял сознание ребенок. Произведения этого мастера наделены невероятной энергетикой. Но, к сожалению, свои эскизы художник не воплотил в жизнь. Ведь сама идея надгробного плача Девы Марии над телом Сына должна была убедить верующего в том, что Иисус воскреснет, искупив своей смертью грехи людские. Но огромные глаза врубелевской Девы Марии полны тоски и отчаяния женщины, которая потеряла свое дитя навсегда. Конечно же, такая трактовка библейского сюжета не устраивала церковь.
К ценнейшим экспонатам музея относятся и эскизы Николая Ге к картине «Распятие», над которой автор работал последние десять лет своей жизни. Христос у мастера изображен безумным худым старцем, образ выписан нервными, отрывистыми мазками. Так на склоне лет великий живописец увидел своего Иисуса, страдающего на кресте.
Молодым выпускникам Петербургской Императорской академии художеств в качестве экзамена предлагались темы для дипломных работ из ветхозаветных рассказов, чтобы почетные академики оценили мастерство будущих художников. «Суд царя Соломона» Николая Ге -- пожалуй, одно из самых известных ранних полотен художника.
Красивые лица, яркие краски восточных нарядов не отвлекают зрителя от главного и очень сложного психологического сюжета: к мудрейшему из мудрейших библейскому царю Соломону пришли на суд две женщины, и обе заявили права на новорожденного младенца. «Разрубите ребенка на две половины, и пусть каждая возьмет свою часть», -- приказал царь своему воину. «Ну что ж, пусть не достанется ни ей, ни мне», -- сказала одна просительница. Вторая же бросилась Соломону в ноги и умоляла его отдать ребенка первой женщине, но только не лишать его жизни. Эту мольбу несчастной изобразил Ге в своей дипломной работе.
Работа над воплощением библейских сюжетов требовало серьезной подготовки: надо было сделать множество эскизов, набросков, карандашных рисунков. Например, на небольшой картине Карла Брюллова изображено множество кистей рук. Это эскизы к росписи Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Чудесный живописный этюд к картине Александра Иванова «Явление Христа народу», которую мастер писал ни много ни мало 25 лет, -- не менее ценное художественное произведение.
Я очень сомневаюсь, что картины, написанные на подобные сюжеты, можно встретить в домашних коллекциях, несмотря на огромную их ценность. Они предназначались все же для храмов или музейных собраний, потому как они необычайно трагичны и эмоциональны.
681Читайте нас в Facebook