ПОИСК
Происшествия

Двое избитых и ограбленных предпринимателей, обратившись к правоохранителям, оказались… В тюрьме вместе с одним из своих обидчиков

0:00 14 ноября 2000
Ярослав ГАЛАС «ФАКТЫ» (Ужгород)

В случае, произошедшем с двумя ужгородскими предпринимателями в Будапеште, на первый взгляд, ничего особенного нет. Избиения и ограбления граждан Украины их же соотечественниками за границей сегодня, к сожалению, не редкость. Необычно его продолжение: пытаясь добиться справедливости и обратившись в милицию, потерпевшие… сами оказались за решеткой. Так получилось, что правоохранительные структуры позволили одурачить себя нескольким проходимцам из Будапешта…

«Друг детства и его приятель целые сутки продержали меня в подвале… »

-- В октябре 98-го года я отправился по делам фирмы в Венгрию и случайно встретил в Будапеште своего друга детства Андрея Козлова, -- рассказывает Ужгородский предприниматель Дмитрий Антонов. Мы росли в одном дворе, вместе ходили в школу, в спортивные секции. В последние годы виделись редко, поэтому встрече в Будапеште я обрадовался. И когда Андрей попросил одолжить на несколько дней мой «Фиат-Типо» (у него якобы сломался автомобиль), я не отказал. Однако оговоренный срок прошел, а приятель машину все не возвращал. В конце концов я вернулся в Ужгород поездом, а о «Фиате» напоминал ему телефонными звонками. Андрей попытался тянуть время, но я проявил настойчивость, и он согласился вернуть машину. Правда, сказал, что она сломалась, и чтобы отбуксировать ее в Ужгород, попросил приехать вместе с ужгородцем Олегом Лысенко, которому он заодно отдаст долг.

В марте прошлого года мы вместе с Олегом на его джипе отправились в Венгрию. В Будапеште нас встретил Андрей со своими приятелями, которых я видел еще во время предыдущего приезда. Это были ужгородцы Владимир Попович, его сын Алексей, а также некий узбек Саидов. Они поселили нас с Олегом в разных отелях (сказали, что ни в одном нет двух свободных мест), и на следующий день зашли за мной. «Едем за «Фиатом» в пригород Будапешта, -- сказал Андрей. -- Олег уже там». Мы выехали за город, но вскоре машина свернула на безлюдную проселочную дорогу и остановилась. Один из приятелей Андрея тут же выскочил наружу, вытащил меня и со словами «Так тебе «Фиат» нужен? Получай!.. » ударил меня ногой в голову. Я упал, и на меня набросились все четверо. Били минут десять -- ногами и бейсбольными битами. Сломали два ребра, отбили почки, сильно повредили глаз… А затем заковали в наручники, залепили глаза и рот липкой лентой и отвезли в какой-то подвал. Минут через сорок туда же бросили Олега -- тоже жестоко избитого. Связанные «ласточкой», с заклеенными ртами и глазами мы пролежали там целые сутки.

Изувеченные тела ужасно болели, но позвать кого-нибудь на помощь было невозможно, мы даже не знали, где находимся. На следующий день Андрей с приятелями вернулся, нас отвезли в лес, развязали и популярно объяснили, что будет, если мы вздумаем обращаться в полицию. А затем доставили на вокзал, отдали паспорта и посадили на поезд с билетами в Чоп. На прощанье Андрей сказал, что если я буду ерепениться, то яма для жены уже выкопана… На венгерской таможне нас долго проверяли (это и не удивительно -- вид у нас с Олегом был ужасный), но когда компьютер показал, что с паспортами все в порядке, отпустили. Мы вернулись в Ужгород, а мой «Фиат» и джип Олега остались в Венгрии.

РЕКЛАМА

Когда врачи немного привели меня в порядок, я сразу же поехал в Венгрию и написал заявление в полицию. Предлагал сделать то же самое и Олегу, но он отказался -- сказал, что жизнь дороже, чем автомобиль. Полиция возбудила уголовное дело, меня возили на место преступления, брали показания. Вернувшись домой, я написал заявление и в Управление по борьбе с организованной преступностью (УБОП). В Закарпатье также возбудили уголовное дело. Видно, правоохранители начали донимать четверку из Будапешта, потому что скоро в моем доме начали раздаваться телефонные звонки из Венгрии. Звонил, как правило, Саидов. «Ты еще не успокоился? -- кричал он. -- Мы про тебя не забыли!.. » Я всегда бросал трубку, но вскоре оказалось, что угрозы не были голословными. В ноябре прошлого года мою квартиру ограбили. Подобрав ключ, открыли дверь и вынесли все деньги и золотые украшения жены. А еще грубо вырезали ножом ее нарисованный портрет, хотя непонятно было, какую ценность он представляет для грабителей? Я уверен, что ограбление связано с событиями в Будапеште, а вырезанный портрет -- еще одна попытка запугать меня.

В январе этого года венгерская полиция арестовала Андрея -- у него нашли фальшивый паспорт гражданина Словакии, а позже предъявили обвинение в торговле людьми. Следствие велось и по моему делу. Меня вызывали в Будапешт для очной ставки, но в последний момент она по каким-то причинам не состоялась. С тех пор о расследовании дела в Венгрии я ничего не знаю…

РЕКЛАМА

Девушки заявили, что Дмитрий и Олег продали их в ночной бар Будапешта

Расследование велось и в Закарпатье. УБОП установил личности четверки из Будапешта, наводил о ней справки, отслеживал связи. И когда появилась информация о том, что Алексей Попович на несколько дней вернулся в Ужгород, его тут же задержали. На первом допросе арестованный сознался в нападении на Дмитрия и Олега, но потом ушел в глубокий «отказ» и на все вопросы отвечал: «Никого не знаю, ничего не помню». Арест младшего Поповича стал для его сообщников полной неожиданностью -- они ведь рассчитывали, что достаточно запугали Дмитрия и Олега и те обо всем «забыли».

А через несколько недель в прокуратуре и УСБУ в Закарпатской области появились две ужгородские девушки -- Ирина и Оксана, которые заявили, что Дмитрий и Олег два года назад… продали их в ночной бар Будапешта для сексуальной эксплуатации. Подобными делами, как правило, занимается УБОП, но девушки, зная, что Дмитрий и Олег заявители этого управления, обратились в прокуратуру и в СБУ. По заявлению возбудили уголовное дело, и через несколько дней Дмитрий и Олег были задержаны сотрудниками СБУ. А областная прокуратура, руководствуясь только показаниями Ирины и Оксаны, выдала санкцию на их арест и предъявила обвинение в торговле людьми, за которую предусмотрено лишение свободы от 8 до 15 лет.

РЕКЛАМА

Неоднократные попытки Дмитрия объяснить, что заявление девушек -- дело рук старшего Поповича и Саидова, которые все еще на свободе (одну из девушек он видел во время первого визита в Венгрию в компании Саидова), просто не принимались к вниманию. Через три дня Дмитрия и Олега перевели в следственный изолятор УМВД, где содержался один из их обидчиков -- Алексей Попович. Хорошо, хоть не посадили в одну камеру!

В тюрьме Дмитрий одно за другим пишет заявления, подробно излагая все произошедшее, начиная с событий в Будапеште и заканчивая ограблением квартиры и арестом Алексея Поповича… Реакции никакой. Только после пятого заявления к нему в камеру явился следователь прокуратуры, которому передали уголовное дело. Он побеседовал с арестованным 15 минут.

Не известно, чем бы закончилось уголовное дело о «продаже» девушек, если бы не УБОП. Сотрудники управления догадывались, что «ноги» заявлений Ирины и Оксаны «растут» в Будапеште, и вскоре оперативным путем нашли этому подтверждение. Стало также известно, что заявительниц должно было быть не две, а три. В конце лета недостающее звено -- жительницу Ужгорода Наталью -- обнаружили. В беседе с сотрудниками УБОП девушка рассказала, что ей, а также Ирине и Оксане, неоднократно предлагали оговорить Дмитрия и Олега, но она отказалась.

Сотрудники УБОП установили, что Ирина хорошо знакома с Саидовым (хотя сама она это категорически отрицала). Саидов неоднократно звонил Ирине домой из Будапешта (что подтверждает распечатка телефонной станции) и несколько раз возил в своей машине в Венгрию (получена справка из контрольно-пропускного пункта). Когда Ирине на допросе предъявили эти неопровержимые улики, присовокупив к ним показания Натальи, она рассказала правду.

Несколько лет назад неизвестные люди действительно отвезли Ирину в Будапешт и заставляли оказывать сексуальные услуги клиентам одного из ночных баров. Там девушка приглянулась Саидову, часто посещавшему бар, он ее выкупил и отпустил домой. А вскоре сам предложил «поработать» в Венгрии и захватить кого-нибудь из подруг. Ирина выбрала Оксану и Наталью, сказав, что в Венгрии их ждет работа домохозяек. Отвез девушек в Будапешт Олег Лысенко. Он знал парней из будапештской четверки еще в Ужгороде, а поскольку часто ездил в Венгрию, то поддерживал с ними отношения, иногда давал в долг деньги. Когда его попросили взять в Будапешт нескольких попутчиц, Олег не отказался. С какой целью девушки ехали туда, он не знал, а если о чем-то и догадывался, то никакой выгоды от этого не имел. О том, что Олег не был сообщником четверки, красноречиво свидетельствует тот факт, что впоследствии его жестоко избили (после несколько операций Олегу едва не ампутировали руку) и отобрали автомобиль. Тем не менее, факт пересечения границы вместе с девушками позже обернулся против него.

Когда Оксана и Наталья прибыли в Будапешт и поняли, какая «работа» их ожидает, они оказали такое яростное сопротивление, что девушек от греха подальше отправили домой, чтобы не портить репутацию бара. А Ирина на некоторое время осталась у своих знакомых…

Еще один пострадавший от будапештской четверки писать заявление в УБОП категорически отказался

После ареста Поповича-младшего в Ужгороде его отцу и Саидову стало ясно, что Дмитрий и Олег ничего не «забыли», и решили раз и навсегда поставить их на место. Они вспомнили об Ирине и вызвали ее по телефону в Будапешт. Девушка чувствовала себя обязанной Саидову (ведь он в свое время вызволил ее из ночного бара), поэтому согласилась помочь. Ее проинструктировали, куда обращаться, что писать в заявлении, и попросили подключить подруг. Мать-одиночка Оксана на уговоры Ирины поддалась (ей пообещали заплатить), а Наталья наотрез отказалась. Так в СБУ появились два заявления. В ходе расследования дела всплыла еще одна любопытная деталь. Оказывается, кроме Поповича и Саидова, девушек консультировал и некий ужгородский адвокат, который после ареста Дмитрия предложил его жене все уладить за крупную сумму денег… Во всей этой истории не может не удивлять одно -- почему УСБУ и областная прокуратура так легко пошли на поводу у двух проходимцев из Будапешта и посадили в тюрьму невинных людей?

Когда УБОП доставил в прокуратуру Наталью и та дала официальные показания, уголовное дело против Дмитрия сразу закрыли. Зато с Олегом сыграл злую шутку факт пересечения границы вместе с девушками. Прокуратура переквалифицировала преступление, в котором его обвиняли (торговля людьми) на сводничество и закрыла дело по малозначимости. Пострадавший в Будапеште от бандитов, а затем задержанный в Ужгороде правоохранителями, Олег утратил веру в правосудие и был рад даже такому исходу. Он не стал добиваться полного оправдания.

Ирину и Оксану, которые оговорили невинных людей, теперь ждут крупные неприятности -- против них возбуждено уголовное дело за дачу заведомо ложных показаний. Ирина находится под арестом, а Оксану, у которой заболел ребенок, освободили, взяв подписку о невыезде.

Ситуация по другому уголовному делу, которое расследует УБОП и венгерская полиция, к сожалению, не так ясна. Старший Попович и Саидов все еще на свободе, а отобранные автомобили так и не возвращены владельцам. Сотрудники УБОПа, которые несколько раз выезжали в Венгрию, установили местонахождение подозреваемых. По оперативной информации, Попович и Саидов создали группировку из своих земляков и контролируют несколько будапештских базаров. Чтобы привлечь их к ответственности по делу Дмитрия и Олега, необходимо не так уж много -- передать обоих, а также находящегося в тюрьме Андрея Козлова, украинской стороне. Но сделать это непросто. Согласно международным договоренностям, для передачи подозреваемого из одной страны в другую необходима санкция на его арест. После этого информация передается в Интерпол, и у заграничных правоохранителей появляется основание для задержания и экстрадиции.

Однако санкцию на арест Поповича и Саидова прокуратура Закарпатской области почему-то не дает. Непонятная волокита тянется уже полгода, а младший Попович, проходящий по этому же делу, недавно выпущен под залог…

В истории Дмитрия и Олега нельзя не упомянуть еще об одном моменте -- так уж получилось, что невиновные люди попали за решетку. Незаконный арест -- тяжкое преступление против личности, за которое предусмотрена уголовная ответственность. Однако в прокуратуре на этот «досадный промах» не обратили должного внимания и, судя по всему, стараются его замять. По крайней мере, взять комментарий по этому поводу в самой прокуратуре корреспонденту «ФАКТОВ», несмотря на многочисленные попытки, так и не удалось.

Кстати, в ходе расследования уголовного дела по Будапешту сотрудники УБОП вышли еще на одного ужгородского предпринимателя -- 34-летнего Владимира М. Он рассказал, что в 1998 году двое из будапештской четверки тоже жестоко избили его и отобрали автомобиль «Рено». Но написать об этом официальное заявление категорически отказался, приведя в качестве аргумента арест Дмитрия и Олега.

P. S. Поскольку уголовное дело все еще находится в стадии расследования, имена действующих лиц в публикации изменены.


«Facty i kommentarii «. 14-Ноябрь-2000. Право.

323

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров