Политика международного валютного фонда не всегда является эффективной
Так уже сложилось исторически, что Международный валютный фонд занял прочную, если не доминирующую позицию во внешней политике Украины. Оно и понятно -- молодому независимому государству, не способному обеспечить внутренние экономические преобразования за счет собственных средств, крайне необходимы «финансовые инъекции». Речь идет не столько о деньгах МВФ, а о возможности выхода на международные кредитные рынки. Попасть же на них можно только после того, как «фондовцы» дадут свой «одобрямс», начав сотрудничество с государством по одной из своих программ.
Кредитование Украины по трехлетней программе расширенного финансирования (EFF) на общую сумму 2,6 миллиарда долларов было приостановлено в сентябре 1999 года. Тогда руководство МВФ обвинило Украину в невыполнении ряда условий программы. Хотя, очевидно, свою роль сыграли и грядущие президентские выборы, в завершающий тур которых вышли нынешний глава государства и лидер коммунистов Петр Симоненко, приход к власти которого, естественно, в корне изменил бы отношения с МВФ.
В течение года Украина всячески пыталась добиться возобновления финансирования. И вот на днях Киев покинула очередная миссия, глава которой Юлиан Беренгаут подтвердил, что оно может возобновиться до конца нынешнего года. Совет директоров МВФ приступит к рассмотрению украинского вопроса примерно через месяц, во второй декаде декабря.
Однако, несмотря на то, что Украина больше года не получала никаких денег от МВФ, правительство продолжало обслуживать свои долги, а в экономике наметились положительные тенденции, наблюдается прирост производства в ряде отраслей промышленности. Так что, по большому счету, отсутствие кредитования со стороны МВФ оказалось несмертельным.
Более того, выступая недавно на конференции «Украина на пороге ХХI столетия: уроки реформ и стратегия развития», Президент страны Леонид Кучма, заявил, что «политика Международного валютного фонда не всегда эффективна». По мнению главы государства, МВФ пытается создавать свою модель экономических отношений в Украине, которая не всегда для нас приемлема. При этом Леонид Кучма признал, что МВФ «активно влиял и влияет на экономику» нашей страны, стремясь как можно быстрее «втянуть Украину в интегрированный рынок». А это «совпадает с планами» нашего государства.
Проблема заключается в другом. Украинская продукция далеко не всегда может успешно конкурировать с товарами западного рынка, отметил Президент -- значит, судьба ее на этом рынке выглядит, как минимум, неопределенной. И все же под всеми этими невеселыми выводами Леонид Кучма подвел оптимистическую черту. Он заявил, что Украина не собирается просить МВФ списывать ее долги, а намерена продолжить переговоры о рефинансировании долговых обязательств (то есть на получении кредитов, которые пошли бы на выплаты процентов по долгам). В случае успеха, по мнению Президента, украинская экономика могла бы подняться на ноги и без новых займов.
Естественно, Украина заинтересована в дальнейшем сотрудничестве с МВФ, однако оно должно быть максимально деполитизировано. К сожалению, этого не всегда удается избежать, поскольку там, где крутятся большие деньги, не обходится и без большой политики. Как, впрочем, и наоборот
234Читайте нас в Facebook