ПОИСК
Происшествия

Надежда кононова: «нет такого мужчины, которого бы я любила. Потому что меня очень привлекают только абсолютные победители»

0:00 13 октября 2000
Елена БОНДАРЕНКО специально для «ФАКТОВ»

Сегодня в гостях у «ФАКТОВ» Надежда Кононова -- супруга лидера Партии зеленых и, к ее огромному сожалению, не состоявшаяся президентша: Виталий Кононов выдвигался на недавних президентских выборах и програл. Хотя к карьере моя собеседница априори относится насмешливо и несерьезно. Поэтому и собственной не занималась. Зато закончила почти все действующие в Киеве курсы иностранных языков и много читала. Потом, по ее признанию, с полными от страха глазами воспитывала дочку Марийку. Теперь же, считает, к ней возвращается способность спокойно мыслить и заниматься собой. Но разговор наш сразу начался с политики.

«Думаю, если бы не политика, из Кононова получился бы потрясающий писатель»

-- Надежда Ивановна, вас политика интересует?

-- Я вынуждена ею интересоваться. Мы с дочерью втянуты в политику. Никогда не забуду слова Людмилы Николаевны Кучмы о том, что быть женой президента -- это уже работа. Думаю, что и жена каждого политика обязательно работает в некоторой степени. На него. … Эх, если бы партия Виталика смогла окончательно завоевать умы молодежи! Я сама вступила бы в нее.

-- А вы не член Партии зеленых?

РЕКЛАМА

-- Нет. Хотя была бы таким агитатором! Произносила бы такие речи! Смогла бы зажигать умы. Я предлагаю мужу: «Виталик, может мне попробовать?.. » -- «Нет, -- отвечает, -- ты же развалишь все, что я строил десятилетиями». А если бы меня хоть на испытательный срок поставить на трибуну вместо Виталика… Но, наверное, это неосуществимо. Тем не менее Витя выслушивает мои пламенные речи, и я думаю, что это немаловажно.

-- Одобряете ли выбор мужа заняться политикой?

РЕКЛАМА

-- В политике Виталик оказался с головой, и, думаю, назад пути нет. Но я очень не довольна его выбором. Если хочешь миру что-то сказать, можно найти способ более благородный. Ведь сколько существует прекрасных писателей, художников -- проводников прекрасного от Бога. А может, этот путь Виталика очень правильный… Надо опускаться на землю и решать проблемы тут, каждый понемножечку, зарождать мысль, «сеять зерно сомнений», как Витя говорит. Может, он и прав… Но я не довольна.

-- Чем политика вам так не угодила?

РЕКЛАМА

-- В политике все плохо. Все плохие. Продают, уничтожают друг друга -- мы все это наблюдаем.

-- Если не политиком, то кем вы видите Виталия Кононова?

-- Писателем. Потрясающим! Влияющим на молодые умы, призывающим своими произведениями мир к лучшему. Идея, кстати, у Кононова изо всех политических направлений -- самая правильная. В этом он молодец, выбрал идею для будущих поколений. И она -- лично его, как и создание партии. Но надо немножечко активнее влиять на молодежь.

-- Вы считаете, что именно идея созвала «зеленых» в партийные ряды? Поговаривают (и, наверное, не без оснований), что ПЗУ богатенькая партия…

-- До 1998 года партия была очень бедной. Все держалось только на Виталике, его инициативе и чистой воды энтузиазме. И только к парламентским выборам, когда в политику ринулись различные силы, в том числе бизнесмены, возможно, что-то изменилось.

-- Откуда же миф «о золоте партии»?

-- А что значит «богатая партия»? Несколько рекламных роликов еще ни о чем не говорят. Ведь телевидение не всех «крутит» за ту цену, которую выставляет поначалу. Да почти никто и не платит таких денег. В нашей стране люди умеют договариваться…

«Я боялась новорожденной дочки, как огня. Вопит, орет -- что с ней делать?»

-- Расскажите, каким был Виталий Кононов, когда вы с ним познакомились?

-- Виталик родом из Винницкой области. Я -- из Кировоградской. Встретились мы в Киеве в политехническом институте на химико-технологическом факультете. Жили в общежитии и дружили комнатами. Я увидела в Вите очень тихого, но яркого мальчика, мягкого, скромного. Но мы с ним настолько разные, что в первый раз он совершенно не произвел на меня впечатления. Однако мы начали встречаться. Он пел мне со сцены «Червону руту». И я открыла потрясающего человека! Потом даже не верила, что на такой «материал» никто не обращал внимания: друзья его недооценивали, не прислушивались… А он очень умный человек. И добрый. Я лишь, если можно так выразиться, немножечко сняла с него покров скромности. Всегда говорила ему: «Виталик, ну почему ты молчишь? Тут нужно сказать». -- «А зачем? -- отвечал он. -- Я произнес фразу и заронил зерно сомнения -- пусть прорастает».

-- Закончили институт, и что дальше, где работали?

-- Еще в институте мы поженились, потом я работала на авиазаводе. А лет через семь родилась Марийка, и мы решили, что ребенку лучше будет, если я с ней уеду к своим родителям в Кировоградскую область. Виталий тогда работал в Москве, я же новорожденной Марийки боялась, как огня. Вопит, орет -- что с ней делать? «Как ты можешь бояться своего ребенка?» -- стыдила мама. Виталий целых три года -- сначала из Москвы, а потом из Киева -- приезжал к нам каждые выходные! Многие ли мужчины на такое способны?

-- И как дальше складывались ваши отношения? Кто на кого влиял?

-- Вы знаете, у нас матери очень балуют своих сыновей. Вообще в Украине «викохують» детей (и я тоже), но сыновей -- особенно. И вот мужчина -- чистокровный украинец -- выскользнув из-под маминой юбки в возрасте, когда уже можно и семью заводить и о своих детях думать, ищет себе жену, способную заменить мать. «Два в одном». В этом плане Виталику крупно не повезло. Никакой жены-матери из меня не получилось. Ему пришлось с этим смириться.

Мне казалось, что он -- очень мягкий материал, глина, а я -- напалм (потом оказалось, что эта глина -- очень огнеупорная). Я иногда возмущалась, что живу в плохих условиях, что, как женщина, достойна большего, а у него не было желания пробиваться. Я спрашивала: «А как ты думаешь, Виталик, кто у Марийки будет отец? Что запишут в школьной анкете: папа -- инженер-химик? Как ты себе это представляешь?»

-- И вы толкали мужа на подвиги?

-- Если уж пошел в политику -- нужно быть победителем. Но с принципов Виталика не собьешь. Единственный человек в мире, кто может заставить его уступить, -- я. И то до определенной степени.

-- Кто создавал имидж Кононова-политика?

-- Его внешностью всегда занималась я. И хотя раньше не умела стричь, но мужу прическу делала. В том числе и усы. Одежду подбирала по законам моды. А хвост, мне кажется, Виталик всегда носил в знак протеста: мы -- закоренелые антисоветчики, Виталик со студенческих лет общался с националистами. Я была более интернациональным человеком -- мама у меня русская, а отец украинец -- Козаченко. Фамилия «Кононова», кстати, мне совсем не нравится, поменяла по молодости. Виталик сделал из меня националистку. Сам числился в списках «неблагонадежных»: запрещенную литературу запоем читал. Может, из-за этого его и не прописывали в Киеве, на работу никто не брал. В подробности вдаваться не стану, но было -- помытарствовали. И хоть Витя говорил серьезные вещи, внешность имел вызывающую. После выборов я сказала, что имидж надо менять. Он состриг хвост. И получил кучу писем: «Отпускайте снова свою прическу». Но скоро я ему опять ее поменяю.

-- Эти «мюнхгаузеновские» усы у Кононова -- ваших рук дело?

-- Они ужасны! Просто какой-то казак Мамай. Только вместо бандуры -- гитара. Сейчас мне некогда им заниматься, Кононов все спешит и от меня ускользает. А его имиджмейкеры (или это пресс-служба?) плохо работают: интервью выходят необработанные, а фотографии -- как насмешка.

-- Если не политика и работа, то, возможно, в вашей жизни много значит любовь?

-- Что такое любовь для меня?.. (Долгое молчание. -- Авт. ) Виталик, да, умеет любить. Он способен на это чувство. Я же себя до конца никогда никому не раскрыла. Нет такого мужчины (ориентация, сразу говорю, у меня нормальная), которого бы я любила. Потому что меня привлекают только мужчины -- абсолютные победители.

-- То есть, пока Виталий Кононов не станет президентом, у него нет шансов завоевать всю вашу любовь?

-- Будем считать это шуткой. Но в ней есть доля правды.

«Самое страшное для женщины -- быть второй или следующей»

-- Вы не боитесь, что, устав от вашей недоступности, Виталий уйдет к кому-нибудь попроще?

-- (Искреннее удивление. -- Авт. ) Я настолько классная женщина… Я настолько женщина! Я бы почувствовала что-нибудь неладное. Виталик всегда меня любил и любит.

-- Вы ему доверяете?

-- В нашей семье все друг другу доверяют. У меня никогда, клянусь, не было и грамма страха, что что-то в жизни изменится и Виталий уйдет. Он -- во мне, а я -- в нем. Мне вообще не понять, как мужчины, имеющие чувство собственного достоинства, могут тайком воровать друг у друга женщин. А потом, после связей на стороне, стремглав бегут домой, смотрят в глаза жене и живут с ней дальше, жалуясь на свои беды. Да все такие мужчины должны застрелиться!

Я знаю многих женщин, которые приходят, скажем, на концерт и сидят довольные: любовник, мол, купил ей билет. (Какие могут быть любовники из наших «новых украинцев», я просто не представляю!) Да, он ей взял билет, а сам сидит в этом же зале с женой. И эта женщина довольствуется тем, что смерти подобно! Роль второй недопустима для меня. Это самое страшное -- быть второй или следующей. Я бы хотела обратиться ко всем женщинам: надо себя глубоко уважать. Женщины в Украине намного выше мужчин стоят. Это еще со времен казачества заложено: пока мужчины воевали, они достойно растили детей и выдерживали все тяготы. И уважали себя.

-- А если все-таки найдется женщина, которая покусится на вашего Виталия?

-- Представим, встретит такая меня с мужем. Он боится посмотреть в ее сторону, она -- в его. Что это за отношения?! Мне кажется, я настолько заполнила его свободное время, мы так переплетены… Во мне есть все женские черты, не дающие расслабиться мужчине… А если он где--то и расслабляется, то каждая такая женщина (а я думаю, если и есть у Виталика поклонницы, то очень молоденькие, ведь опытная женщина не своего мужчину десятой дорогой обойдет), сама того не осознавая, учит его. Ну не я мамой оказалась -- другая пусть учит. Да для другой женщины в его жизни просто нет места!

-- Вы с мужем одногодки, так? Когда у мужчины появляется опыт, а у женщины -- морщинки на лице, становится ли это проблемой для семейных отношений?

-- Женщины в зрелом возрасте умеют ухаживать за собой. А мужчины… Господи, подержанного мужчину видно невооруженным глазом. Я не приемлю, когда мужи в возрасте хорохорятся, молодятся -- это все равно их не делает более привлекательными. Застань такого мужчину, когда на него не смотрит женщина: упал в метро на сиденье, никого не видит, глаза закрыты. Зато как преображаются, когда замечают взгляд молодой девушки: по-моему, мужчины за счет этого только и живут. А дома они -- больные, сирые, никакие…

-- Вы все еще мечтаете стать женой президента?

-- Я, честно признаться, вообще восхищаюсь мужчинами-президентами. Не отвожу глаз от американского. Каждая фраза, произнесенная любым президентом, -- ценна. Помните, как четко определил Брежнев менталитет своих сограждан -- «гражданин Советского Союза». И действительно, это было все, что мы на то время имели. А Горбачев в свое время сказал: «Существует реальность», -- и одной фразой ответил на все «почему?». В Украине я смотрю на всех мужчин-политиков пока без малейшего интереса. Кроме президента. Леонид Кучма -- президент, который и на этих выборах стал победителем. Я как женщина им восхищаюсь.

-- Вы ничего не говорите о собственной карьере.

-- В этом смысле мне не повезло. Но у меня есть хобби -- я люблю красиво одеваться, обожаю создавать одежду и кое-что в этом смыслю. Думаю, пока не поздно и я еще раскручусь как кутюрье. Это то, что мне дано от природы. Свои самые любимые платья я пошила сама. Французским методом -- на себе. Вылеплю вручную -- фигура, как говорят мужчины, у меня нормальная -- и получаю на выходе продукт, в котором живет моя душа. Все наряды у меня очень откровенные. В одежде, которая мне нравится, -- я как рыба в воде.

-- Такая уверенная в себе, вы, наверное, очень нравитесь мужчинам?

-- Очень.

-- И как же, храня семейный очаг, боретесь с их вниманием?

-- Я их не замечаю. Мое внимание привлекают только…

-- … Президенты. Это мы уже знаем.

-- … Мужчины--победители.

-- Таких мало?

-- Один всего -- наш Президент Леонид Кучма.

-- Вы дружите с женами других политиков?

-- Друзья у меня по жизни -- мужчины. Такие все красивые! А их женам ничего не остается, кроме как тоже дружить со мной.

«Дочка называет наш дом «жилищем замечательных людей»

-- Вы долго не работали. Партия, говорите, бедная. А на что же живете?

-- Была бы партия богатой -- могла бы решать вопросы, и бытовые в том числе, для своего лидера, как другие это делают. У нас же ни один вопрос бытовой не решен.

-- Кононов обходится без охраны?

-- Когда Виталий был кандидатом в президенты, была. Три дня сидели у нас под балконом. Я говорю: «Витя, зачем они мне тут нужны, под окнами, что с ними делать?» А он: «Ну дай им мороженого, что ли». Через три дня он от них отказался.

-- А как Марийке живется в вашей политической семье?

-- Марийка определение нашему дому взяла из «Мамаду» -- «жилище замечательных людей». В дочке мои и Виталика гены хорошо смешались. Она выросла очень умной. Ей нравится, как мы живем, что мы трое -- отдельные личности, но не отдельные жизни. Она нас называет просто «Надя» и «Витя». Виталик -- потрясающий отец, а Марийка -- счастливая дочь: он ни разу ее не ругал, она не услышала от отца ни одного худого слова…

-- Не избалованная?

-- Ничуть. Ей уже 21 год. Не хочу ее сильно хвалить, но внешность у нее породистая, и характер есть. Мариечка третий год занимается в консерватории по классу виолончели. А в этом году поступила на юридический. «Больно они умные, эти законодатели. Я должна все знать сама», -- объяснила она свой выбор. И я была бы не против, чтобы она занялась политикой.

-- Вы не пробовали, как жены многих политиков, открыть свой бизнес? И, возможно, таким образом помочь себе, партии и идее?

-- Ну партии и идее -- дудки! Я бы нашла этим деньгам применение для удовлетворения своих, чисто женских потребностей. Не жалела бы денег на себя, баловала бы свою дочь и тратила на ее образование.

-- А муж вас не балует?

-- Балует. Но однажды он ответил одной из жен моих друзей: «Дорогая, таких, как ты, я бы десять обеспечил. Но только не Надю». Это тоже шутка, как понимаете. Но, господи, как он меня берег в жизни!

-- Какого мужа вы хотели бы для своей дочери?

-- Такого нет в природе. Я -- идеалист.

-- Вы счастливый человек?

-- Нет. Кто-то из героев серии ЖЗЛ сказал, что руки любого правителя обагрены кровью. Я восприняла тогда эту фразу с болью, но потом все-таки согласилась: с рук всех политиков, образно говоря, стекают капли крови. Это не значит, что «правитель» отрезает головы неугодным. Не вовремя принятое или неправильное политическое решение тоже губит людей. Люди умирают от голода. И когда я, выходя из дому, вижу людей, роющихся в мусорнике, или беспризорных детей, -- я в ужасе. Хочется крикнуть: вы же, политики -- мужики откормленные, в дорогих костюмах, вас так много у власти! Как вы можете есть, пить по утрам натуральные соки, спокойно проезжать мимо на своих «мерсах» и изо дня в день не решать эти вопиющие проблемы на нашей богатой земле?!

Как можно чувствовать себя счастливой, видя нищету? Я живу в простом доме и общаюсь с простыми людьми. «Ты там спроси у Вити, -- просят меня соседки, -- когда уже будет лучше?» Эти бабушки живут на нищенскую пенсию и по одной умирают на моих глазах -- из-за плохого питания.

-- Но мне показалось, что вы -- оптимист.

-- Хорошо информированный оптимист.

Мечтал ли молодой Виталий Кононов о том, что его невеста никогда не позволит ему расслабиться?


«Facty i kommentarii «. 13-Октябрь-2000. Жизнь.

528

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров