«мальчишек, которые любят пошастать по моему саду, прошу: «не рвите груши -- они сейчас твердые. Лучше приходите после нового года -- сам угощу»
Дмитрий Михайлович знал с юности: чтобы иметь представление о райской жизни, нужно всего ничего -- посадить сад. Но не так-то просто мечту эту превратить в реальность, даже если ты выдающийся артист. Как-то Владимир Щербицкий в дружеской беседе сказал Гнатюку: «Все у меня что-то просят. Лишь ты ни разу ничего не просил». Певец ответил: «Я бы попросил, но сомневаюсь, что вы поможете». И рассказал первому лицу Украины о своей давнишней мечте -- о саде. Артиста не устраивали лоскутки земли в четыре-пять соток, которые тогда государство выделяло для дач. Его душа желала как минимум двадцать.
Через некоторое время ему предоставили участок в Старых Петровцах около Киевского моря -- там можно было посадить роскошный сад. Много лет лелеял его Дмитрий Михайлович, как дитя. Но Чернобыльская катастрофа безжалостно отобрала это дивное творение рук и души: надо было снимать минимум пятнадцать сантиметров зараженного радиацией грунта на всем участке. Тогда неугомонный садовод нашел себе другое место -- в одном из сел недалеко от Яготина.
«Если на старом дереве полностью обрезать ветви, оно омолаживается и даст более крупные плоды»
Этой весной Дмитрий Гнатюк пролежал в гипсе: сходил с поезда и сломал ногу. Так что два месяца, когда надо было интенсивно работать в саду, лежал и думал о том, что надо бы сделать
Садоводческую науку он знает не понаслышке и не только из книг. В юные годы окончил агрошколу на родной Буковине, в тринадцать лет посадил свой первый в жизни сад.
-- Чтобы сад был красивый, нужно выбирать соответствующие сорта, -- рассказывает Дмитрий Михайлович. -- Я долгие годы дружу с садоводами Млиевской селекционной станции. Сейчас увлекся низкорослыми деревьями -- это так удобно. Но и высокорослые высаживаю. У меня нет привычки считать, сколько чего посадил. Я не могу весной не посадить молоденькое деревце.
Жена певца Галина Макаровна (доктор филологических наук, автор многих словарей украинского языка) улыбается:
-- Еще чуть-чуть, и все шестьдесят соток огорода будут утопать в саду
Интересно, что хозяин сада, зная все премудрости обрезки деревьев, не любит этим заниматься:
-- Знаю, что весной нужно брать в руки пилу, но мне бывает так жаль обрезать деревья. Потом сам себя корю: «Ну что же ты так запустил сад?» Но некоторые старые деревья обрезаю с удовольствием, потому что знаю: если их полностью лишить веток, деревья омолаживаются и потом дают более крупные плоды.
Дмитрий Михайлович тоскует, что налоги отбили у садоводов охоту заниматься выращиванием плодовых деревьев. Но как знаток считает, что необходимо поменять и психологию людей. Он обеими руками голосовал бы за то, чтобы сад никогда не был колхозным -- его должен выращивать свободный человек. Народный депутат Дмитрий Гнатюк даже подготовил проект закона о садоводстве в Украине. Он считает, что выращивание фруктовых деревьев -- не менее важное государственное дело, чем культивирование сахарной свеклы.
«Свекла -- это истощение почвы и рабский труд»
С приверженцами традиционных взглядов на свеклу певец часто спорит. Во-первых, считает он, свекла очень сильно изнуряет почву. Во-вторых, ее возделывание сопряжено с тяжкой эксплуатацией сельской женщины.
-- Иногда возвращаюсь со своей дачи поздней осенью. И как увижу в свекольном поле одинокую машину, а около нее десяток укутанных женщин, сердце кровью обливается, -- делится Дмитрий Михайлович. -- Сразу вспоминаю далекий эпизод из 1947 года. Как-то приехал на каникулы в свое родное село, а мамы нет дома. Сестра сказала, что она в поле коксагиз (растение, из которого изготавливают каучук) прорывает. Пошел и я туда. Когда посмотрел издали, мне показалось, в поле не женщины -- аисты ходят. Темные плахты у них подвернуты, белые сорочки -- ну настоящие птицы. И все как одна присели -- вроде молятся, -- прорывая растение, похожее по размерам листьев на петрушку. Поздоровался я с мамой, а она смотрит на меня и говорит: «Сынок, я не вижу тебя». Устала
А еще Дмитрий Михайлович сочувствует крестьянам, которые пока еще не хозяева на родной земле. И когда они заходят к нему на дачу, рассказывает красноречивый анекдот из прошлого:
-- Один крестьянин говорит другому: «Ну и жмут же » Тут откуда ни возьмись гэбист: «Скажите, кто жмет?» Тот отвечает: «Да сапоги». Гэбист не успокаивается: «Так вы же босы!» -- «Потому и босой, что сапоги жмут», -- отвечает дядька.
«Разве можно сравнить сок, приготовленный из собственных фруктов, с заморским?»
Дмитрий Михайлович обожает все натуральное. Он может и червивое яблочко обгрызть -- лишь бы иметь твердую уверенность, что во фрукте нет никакой «химии». Из яблок Гнатюки готовят соки. «Разве можно сравнить сок, изготовленный из собственных фруктов, с заморскими, которые продаются в красивой упаковке?» -- задают они риторический вопрос.
Сейчас на их кухне стоит великолепный запах яблочного джема. Галина Макаровна старается, чтобы на зиму было вкусное кушанье к чаю. В этом году она для приготовления джема брала несколько сортов яблок: белый налив, мельбу и другие. Немножко огорчена, что не успела закрыть компоты из вишни -- не было времени. Но зато для любимой смородины все же нашла. Традиционно у нас эту ягоду перетирают с сахаром. А Галина Макаровна уже много лет готовит еще и смородиновый компот. Для этого в трехлитровую банку насыпает третью часть ягод, два раза заливает кипяченым сиропом, после третьего закручивает крышками. Утверждает, что такой компот отличается великолепным вкусом.
А Дмитрий Михайлович мечтает поскорее вырваться на дачу. Скоро ведь созревает его любимый фрукт -- слива. В саду несколько сортов: ренклод, альтана, Анна Шпет, итальянская венгерка. Богата садовая коллекция певца и разнообразными сортами груш, яблонь. Семья до самой весны лакомится плодами поздней груши сорта Жозефина Михельская.
-- Сейчас эти груши твердые, как камень. Лишь после Нового года набирают вкус и аромат. Потому прошу мальчишек, которые любят пошастать по саду: «Не рвите груши сейчас. Лучше приходите после Нового года -- сам угощу».
438Читайте нас в Facebook