Народная артистка неонила крюкова: «при заготовках мое основное правило -- ничего не кипятить! »
Весь мир объездила артистка. Любовалась оазисом Лас-Вегас в пустыне Невада, переживала необыкновенный восторг, проезжая по дороге, тянущейся вдоль океана Но душа ее всегда была обращена в родные места. Неонила Валерьевна даже соответствующий образ своей ностальгии нашла, сравнив это чувство с пружиной. «Известно ведь, -- говорит артистка, -- чем больше растягиваешь пружину, тем сильнее она стремится в свое исходное положение. Так и я: чем дальше отдаляюсь от своих надднепрянских холмов, тем сильнее мне хочется туда вернуться. »
Родная хата Неонилы Валерьевны, выполняющая сейчас роль дачи, необычная, таких сегодня не строят: одна комната да сенцы. Артистка любит ее, как живое существо. И при малейшей возможности торопится в свою родную Попивку Онуфриевского района Кировоградской области. Этим летом провела там полтора месяца.
-- Село мое похоже на колыбельку, -- рассказывает Неонила Крюкова. -- Со всех сторон окружено ласковыми холмами. Тут сосредоточено все разнотравье нашей земли: и материнка, и чабрец, и зверобой, и полынь Когда наступают сумерки и выпадает роса, запахи трав концентрируются -- вроде природа сама заваривает чай.
Скоро Неонила Крюкова собирается забрать маму из Попивки в Киев. Несмотря на почтенный возраст (87 лет), Федора Романовна никогда не соглашается проводить лето в городе. Как только в окна квартиры пригреет весеннее солнышко, она почти не ложится спать и каждый день вздыхает: «В селе уже, наверное, пашут » Совсем скоро мама будет прощаться на зиму со своей мазанкой. Для Неонилы Валерьевны эта сцена -- целый ритуал: она гладит углы и обращается к хате, как к живой: «Потерпи, родненькая, до весны». А потом подходит к каждому дереву, обнимает его и благодарит за урожай.
«В моей аджике до самой весны сохраняются витамины»
Сколь поэтична душа артистки, столь трудолюбивы ее руки. Хата изнутри и снаружи сияет праздничной чистотой.
-- По гороскопу я -- Коза, -- улыбается Неонила Крюкова. -- Очень люблю во всем красоту. Пожалуй, сегодня только у нас во дворе сохранился спорыш. Соседский мальчик Сережа заглядывает к нам и спрашивает: «Можно, я по вашему спорышу побегаю?» Затем снимает обувь, аккуратно ставит ее у калитки. Боится повредить спорыш -- он у нас такой красивый. Настоящий ковер!
Как истинная украинка, любит Неонила Валерьевна, чтобы не пустовал ее погребок. Все лето что-то заготавливает. Особое внимание уделяет сокам.
-- Основное мое правило: не кипятить. Потому-то я стараюсь снять сок с огня при температуре примерно 95 градусов -- так сохраняются витамины. У нас всегда очень много абрикосов -- эти деревья замечательно плодоносят в нашей местности. Но для сока я выбираю только самый сочный сорт. Любим мы и яблочный сок. Если готовлю его из яблок сорта белый налив, то стараюсь добавить немного грушевого -- вкусно получается. Кстати, сахар я никогда не кладу, хотя можно добавлять в соки и мед, и сахарный сироп.
Особенным вкусом отличается ее томатный сок: немножко гвоздики, душистого перца, красного горького, лавровый лист. Вдохновенно рассказывает она и об аджике: эта приправа сохраняет витамины до самой весны.
-- Аджику я никогда не кипячу, -- делится рецептом Неонила Валерьевна. -- Для ее приготовления беру 1,5 килограмма помидоров, 1 кг 200 г красного болгарского перца, четыре больших антоновских яблока, 300 г хрена, до полкилограмма чеснока, 100--200 г красного горького перца и полкило моркови. Все овощи перемалываю на мясорубке, морковку натираю на крупной терке. Соль и сахар кладу по вкусу. Вся масса обязательно должна храниться в холодильнике.
Прабабушка Федора шутливо называет маленького Нестора «огрономом»
Конечно, будь у Неонилы Валерьевны хоть несколько козочек, вряд ли сохранился бы ее спорыш Кстати, о козах. Когда она видит их, воспринимает за своих. Выходит в балку прогуляться -- обязательно перецелует всех пушистых красавцев, что пасутся там.
-- Это удивительные животные, -- замечает моя собеседница. -- Коза никогда не станет пить из чашки, из которой кто-то уже пил. В том числе человек.
Зная привязанность бабушки Неонилы к козочкам, ее внук Нестор однажды подсказал: «По соседству появились два маленьких козленочка, которых ты еще не целовала » Рассмеялась тогда Неонила Валерьевна его «подсказке».
О своем внуке она может рассказывать очень долго. Как напереживались они с дочкой, когда Нестор после пятилетнего проживания в Канаде впервые в жизни приехал в Украину.
-- Я так волновалась, что он, родившийся на чужбине, не сможет прочувствовать родную землю, -- вспоминает артистка. -- Это ведь так важно, чтобы ребенок с рождения имел богатый эмоциональный опыт. Во взрослой жизни он сможет черпать из него вдохновение. Общение с природой, считаю -- это серьезный труд души, который можно сравнить, например, с чтением книги. И я хотела, чтобы душа Нестора включилась в такую работу.
Напрасными оказались волнения: Нестор, увидев, как мама и бабушка преображаются в Попивке, легко вошел в родную стихию. Сейчас он обожает село. Особенно любит, когда вечером в костре пекут картофель. Летними вечерами лежал на спорыше и внимательно рассматривал звездное небо, а каждое утро, проснувшись, первым делом бежал в огород, чтобы посмотреть, выросли ли за ночь огурцы и помидоры. Прабабушка в шутку прозвала мальчика «огрономом».
«Это чудо: каждое утро по долине катится туман другого оттенка»
Неонила Валерьевна часто грустит оттого, что сельские люди, постоянно находясь на природе, перестают ценить ее красоту. Иногда ее раздражает, что их интересы в основном сводятся к припасам. Когда надоедают такие мысли, она отправляется к подруге Маричке, которая живет на горе.
-- У этой женщины огромное хозяйство: корова, гуси, свиньи. Но душа у нее необыкновенная. Каждое утро, идя доить корову, Маричка обязательно остановится на горе, чтобы понаблюдать за туманом, катящимся по балке. Утверждает, что всякий раз этот туман имеет совершенно другой оттенок. Я люблю общаться с этой женщиной. Мы можем сидеть рядом с ней, созерцая красоту, и не заметить, как из глаз от восторга катятся слезы
Тонкослезка она, эта женщина с возвышенной поэтической душой. Но слезы у нее чистые и светлые. В связи с этим вспоминается рассказанный ею эпизод из далекого послевоенного детства, когда детская слеза совершила чудо:
-- После войны мы купили сруб -- основу нынешней хаты, а укрыть его было нечем: соломой кормили коров в колхозе. Наступила осень, зачастили дожди, и потолок под тяжестью воды, казалось, вот-вот упадет.
Тогда мама пробила в потолке дыры, поставила под ними емкости и приказала своей пятилетней дочери выносить воду. Устав от тяжелого труда, маленькая Нила выскочила во двор, чтобы побегать с детьми по лужам. Как же ей досталось вечером от мамы! Наутро девочка стояла под домом и рыдала. В это время проезжал председатель колхоза. Завидев его, она затараторила: «Товарищ председатель! Дайте, пожалуйста, нашей матери соломы, чтобы хату накрыть. А то она так сердится и бьет меня!» Не выдержал председатель и выписал соломы в виде исключения, сказав Федоре Романовне: «Укрой хату, а то твоя дочка душу мне перевернула».
Когда, уже будучи известной артисткой, встретилась Неонила Крюкова с председателем, он напомнил ей тот эпизод, заметив, что слово ее с детства отличалось особой силой.
1615Читайте нас в Facebook