Выжить в норе легче с матрасом, подушкой и бутербродом с салом: как волонтер из Лубен до сих пор закрывает базовые нужды фронта

С первого дня полномасштабного вторжения рабочий кабинет Екатерины Скуратовской — специалиста сектора по работе с органами самоорганизации населения Лубенского городского совета Полтавской области, депутата трех созывов — превратился в волонтерский штаб, который стали называть «Штабом Победы». Сначала в нем плели примитивные маскировочные сетки. Из него же мужчины уходили добровольцами на войну.
Пани Екатерина тоже, не раздумывая, вступила в Добровольческое формирование территориальной громады Лубен. Сейчас она заместитель командира по волонтерской работе ДФТГ. А еще создала и возглавила благотворительный фонд «Спільні Справи».
Несколько дней назад она в очередной раз вернулась из поездки к линии соприкосновения.
Воины радуются вкусностям, как дети
— Это была четвертая моя поездка с начала нынешнего года на передовую, — говорит Екатерина Дмитриевна. — У меня есть друзья, военные волонтеры из команды «Незламні», Роман Марочко и Владимир Мартыненко. Рома имеет большой бус, мы его полностью забиваем и — вперед!
— Так это уже вчерашний день — возить передачи на фронт собственным транспортом. Есть «Новая почта», которая обслуживает волонтеров бесплатно. Экономно и быстро.
— Буквально перед поездкой я отправила по этой почте семь больших посылок, в которых были преимущественно маскировочные сетки на танки, карематы, маскировочные плащи, окопные подушки, матрасы. Однако живое общение ничто не заменит. На этот раз мы с большим трудом добрались до места расположения одного подразделения, где никогда не видели волонтеров. У ребят прямо слезы на глаза накатили, и они больше благодарили нас, чем мы их. Зато мы выполнили еще одну очень важную миссию — поздравили двух именинников прекрасными тортами. В нашем фонде есть волонтерское подразделение «Оберіг» в селе Березовка, которое действует при доме культуры и специализируется на приготовлении домашних блюд (манников, блинчиков с мясом, холодцов, разных салатов). Волонтеры пекут также шикарные торты — высокие, с гербами и маками на глазури. Такие под заказ стоят, пожалуй, тысячи две… Но дело не в цене, конечно, а в уважении к каждому защитнику. Для них ощутить поддержку тыла мегаважно.
Жена воина, волонтер Елена, испекла и передала один из таких тортов, который мы доставили Саше Матвиенко на 35-летие. До того места под Изюмом на Харьковщине, где базируется его подразделение (77-я бригада), вообще дороги нет. Наш заднеприводный загруженный бус бросало во все стороны, мы чуть не перевернулись. Я только молилась, чтобы не кричать и не наводить панику на водителя. Слава Богу, водитель у нас профессиональный.
Добрались с горем пополам. Зато как же были счастливы ребята! К нашему приезду они готовились: переоделись в чистую одежду, привели в порядок свои бороды… А домашним вкусностям радовались, как дети. Говорили, будто дома побывали.
— Время от времени в «Фейсбуке» возникают споры по поводу продуктовых передач на фронт. На одиннадцатом году войны это еще актуально?
— И будет актуально, пока идет война. Хорошо и регулярно питаются те, кто находится на базе: им либо привозят бронетранспортерами готовую пищу, либо они имеют собственную кухню. Да и то достаточное количество еды в полевых условиях не означает, что воины отказываются от домашней. Нам всегда заказывают вареники с разными начинками, например, и почему-то обязательно желе «Битое стекло». Вареников на этот раз отвезли более полутысячи, по несколько ведерок желе и салата «оливье», немало домашних колбас и сала разных видов. Везем и картошку, и масло, и витаминные смеси с медом, лимоном, имбирем и орехами, травяные чаи домашней заготовки… Берем передачи от родных.

Читайте также: Дерусифицированный десерт и боевой печеник «Пиксель»: как невероятные сладости полтавского кулинара зарабатывают средства для ВСУ
А еще впервые порадовали ребят бутербродами с черным хлебом, свежим салом и чесноком. Их наделали и завакуумировали нардеп Анастасия Ляшенко и депутат городского совета, военнослужащая ВСУ, ныне находящаяся в декрете по уходу за ребенком, Алина Савка. Муж Алины — доброволец, уже три года в армии…
Эти бутерброды такая классная штука и просто незаменима для бойцов, удерживающих передовые позиции. Иногда они и по полтора месяца, а то и больше прячутся от вражеских прилетов в норах — небольших боковых углублениях в окопах, куда можно нырнуть, когда падает уже совсем близко. Если осколки разлетятся по окопу, есть шанс уцелеть.
Продовольствие и воду туда не подвозят — их сбрасывают с дронов, если удается. Так что плотно упакованные бутерброды, вяленое мясо и энергетические батончики, которые солдаты кладут в карманы, отправляясь на позиции, их очень выручают. Такие продукты не занимают много места, зато очень калорийны и питательны. Некоторое время, когда совсем тяжело, на них можно продержаться. Хотя это очень трудная и изнурительная миссия. Ребята худеют на 10−15 килограммов.
Читайте также: «Я расписала пряник и передала его президенту Зеленскому»: 12-летняя волонтер каждый день делает с мамой сотни лакомств для бойцов
В тот день, когда мы добрались до 30-й бригады, пятеро бойцов отправлялись на такие позиции. Один из них после двух ранений… Я с ними только успела немного пообщаться и сфотографироваться, и они ушли.
Очень благодарили всех за бутерброды и просили привозить их побольше.

Можем ТУТ работать, потому что ТАМ парни насмерть стоят за нас
Одна фронтовая история, произошедшая с Екатериной Дмитриевной, легла даже в основу сказки, которую недавно представила лубенская писательница Раиса Плотникова. Она о спасенном Честере — породистой собаке, которую оставили хозяева в Донецкой области, убегая от войны, и которая стала другом одному из наших бойцов. Боец получил ранение и просил побратимов вывезти его с собакой из зоны боевых действий. Находясь неподалеку в очередной поездке с гуманитарной миссией, пани Екатерина подсела к военным в бронетранспортер, который должен был эвакуировать раненого и его четырехлапого друга. Спасли обоих. Солдата доставили в госпиталь, а Честера отправили в Лубны, где у него появились новые хозяева.
Голодные бездомные животные, светящие ребрами, в прифронтовых населенных пунктах, куда периодически наведывается Екатерина Скуратовская, также становятся объектами ее заботы.

И все же возвращаемся к ее основной миссии. Во время недавней поездки она за полтора дня посетила 10 бригад в Харьковской и Донецкой областях.
— С представителями трех бригад встретились в Славянске, так немного сэкономили время, — продолжает моя собеседница. — Одного бойца, у которого был день рождения, специально отпустили с позиции, чтобы мы могли вручить ему торт и передачу от мамы. А в одну из бригад нас не пропустили — путь к ней был заполнен вражескими дронами. Пришлось оставить передачу на блокпосту в Лимане, чтобы не брать сопровождения военных с РЭБом.
Кстати, РЭБы — это актуальный запрос для волонтеров из «Спільних Справ» на протяжении всей полномасштабной войны. А еще дроны, маскировочные сетки и плащи, автомобили, генераторы. А также гвозди, топоры, лопаты, бензопилы, фольгоизол — для обустройства блиндажей. А еще теплые вязаные пояса на поясницы, рабочие рукавицы, карематы, маленькие окопные подушки, моющие и гигиенические средства, антисептики…
— На этот раз мы выполнили нестандартный заказ: доставили бойцам одного из подразделений старую стиральную машину с центрифугой, — говорит Екатерина Дмитриевна. — Они воду принесут, подключат машинку к генератору, и будет у них «прачечная».
Впервые получили заказы на два детектора дронов. Ко мне с такой просьбой обратился 22-летний заместитель командира инженерно-технической роты, выполняющей задание на Лиманском направлении. Мы организовали сбор средств и приобрели новейшие детекторы «ВАРТОВИЙ SА6» за 40 тысяч гривен .
— Со сборами стало труднее?
— Я не сказала бы. Лубенчане меня знают, доверяют. Знают также многих своих земляков, которые сейчас в армии. Среди них есть отцы с сыновьями. Поэтому активно помогают.
Кстати, еще на обратном пути я выставила в «Фейсбуке» объявление о сборе на тепловизор для 77-й отдельной аэромобильной бригады, в которой служат наши земляки. Они очень нуждаются в этих «глазах», позволяющих наблюдать за перемещением врага в темноте. Мы еще ехали по территории Донбасса, а уже первые донаты начали поступать. Думаю, сделаем подарок бойцам к Пасхе.
В марте купили бус за 90 тысяч для 36-й бригады, который уже выполняет свою работу на передовой. А для 116-й бригады собрали 150 тысяч на джип.
Всем говорю: мы можем ТУТ работать, потому что ТАМ парни насмерть стоят за нас. Это мотивирует донаторов.
— Расскажите о своих людях, которые не устают помогать войску.
— У нашего неприбыльного благотворительного фонда есть несколько подразделений, каждое из которых отвечает за определенное направление. Одно из самых больших — «Команда Галины Волик» из Засулья. Сын Галины воюет, а она с командой волонтеров занимается изготовлением профессиональных маскировочных сеток и пошивом маскировочных плащей по собственным выкройкам. Женщины работают на четырех швейных машинках. Их часто просят о больших сетках — на танки, минометы и другую боевую технику.

Подразделение «Тепло сердець» в Лубнах сшило уже более 1500 окопных подушек. Это то, в чем больше всего нуждаются ребята, сидящие в норах. Волонтеры шьют также в больших количествах карематы.
Волонтеры из подразделения «Мир — Україні» (Войниха) — мастерицы по приготовлению вкусностей.
В целом таких подразделений несколько: «Оберіг» в Березовке, «Незламні» в Хорошках, «Нескорені» в Литвяках, «Команда Олени Курдюкової», «Сестри» и «Мереживо Захисту» в Лубнах. Кроме того, с нами сотрудничают предприятия, заведения, граждане.
— А какое настроение на передовой?
— Боевое! И у 22-летнего юноши, который добровольно больше года назад пошел воевать следом за отцом, и у зрелого мужчины, которому уже за 50. Они всегда на позитиве, не ноют: «Когда уже эта война закончится? Потому что хотим домой». Даже речи об этом нет! Все мотивированы, с кем бы ни встречались. Все настроены на Победу!

— Что вас иногда огорчает в волонтерской деятельности?
— Когда «Новая почта» возвращает посылки. Вот недавно одна вернулась, потому что бригада не вышла из окружения. Полтора месяца пролежала в отделении на Харьковщине… Знаю, ребята живы, правда, не знаю, на чем они держатся. Очень надеюсь, что вернутся.
А посмотришь на других, которые сидят в кафе и даже 50 гривен не перекинут, так сердце болит…
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о волонтере Максиме Калинчуке, который рисует, держа в зубах кисточку, и помогает армии.
Фото предоставлены Екатериной Скуратовской
1640Читайте нас в Facebook