Даже после смерти раисы максимовны горбачев при принятии трудных решений продолжает советоваться с ней
Прошел год со дня смерти Раисы Максимовны Горбачевой, жены первого и последнего президента Советского Союза, страны, которой больше нет на карте, но которая живет в нашей памяти. На судьбу этой женщины выпали тяжкие испытания, но она никогда не жаловалась. Более того, считала себя счастливым человеком. Потому что она встретила Михаила Сергеевича и прожила с ним жизнь. Потому что они по-настоящему любили друг друга. Потому что ей довелось стать не только свидетельницей, но и участницей событий, которые изменили огромную страну, если хотите, весь мир. С момента избрания Горбачева генеральным секретарем ЦК КПСС они всегда были на виду. Раиса Максимовна, как говорится, держала марку. Многих это раздражало, но только самые близкие им люди знали, какой на самом деле была эта женщина
11 фактов из жизни Раисы Максимовны Горбачевой
1. Раиса Максимовна всегда очень обижалась, когда кто-то говорил о ней: вот, мол, живет без бед, ничего не умеет делать, строит из себя барыню. «Как это я ничего не умею?» -- возмущалась Горбачева. Ее детство пришлось на годы Великой Отечественной войны. Семья жила очень бедно, родители были неграмотными. Вместе с другими детьми Раиса собирала в поле колоски, копала мерзлую картошку. Тем и питались. Однажды она потеряла продовольственные карточки, и вся семья голодала две недели. Она видела смерть. Это были очень тяжелые времена, но девочка училась. После войны, окончив школу, поехала в Москву и без всяких протекций и знакомств поступила в МГУ, самое престижное высшее учебное заведение Страны Советов. Здесь они и познакомились с Михаилом Сергеевичем. Поженились совсем молодыми, в 20 лет. Она закончила университет с отличием, и ее оставили в аспирантуре. Уже имея ребенка, Раиса Максимовна получила ученую степень. Она 25 лет преподавала, является автором нескольких научных трудов, написала книгу. Согласитесь, ее возмущение вполне справедливо.
2. Домашней работы Горбачева тоже никогда не сторонилась. Еще в молодости они вместе с Михаилом Сергеевичем осваивали азы семейного общежития. Раиса быстро научилась варить борщ и кашу, жарить яичницу. Пельмени лепили всегда вдвоем. А вот с котлетами у нее долго не ладилось, разваливались на сковородке. И тогда на помощь приходил муж. Так они и научились любые трудности -- большие и маленькие -- преодолевать сообща. Она считала, что с супругом ей необыкновенно повезло: Горбачев был в быту крайне неприхотлив. И никогда не выдвигал жене каких-то претензий. Но и от справедливой критики не воздерживался. До последних дней Михаил Сергеевич ласково называл Раису Максимовну Захариком. Приходя с работы домой, она часто находила записки следующего содержания: «Захарик! Ты забыла посолить борщ!» или «Захарик! Молоко подгорело!» На этом их бытовые разногласия и заканчивались.
3. В юности у Раисы Максимовны были длинные золотистые волосы. Она укладывала свою гордость в тугие кольца на голове. Но студенческое общежитие не позволяло тщательно ухаживать за таким богатством. Жили по 10 девушек в комнате. Помыть голову удавалось редко. Шампуней в то время не было. А после мыла волосы приходилось расчесывать несколько часов. И тогда Раиса попросила у мамы разрешения отрезать косы. С замиранием сердца 18-летняя девушка переступила порог парикмахерской. Мастер попался старой закалки, удивительно порядочный. Он отругал девушку, сказал, что стричь такую красоту -- преступление, и пусть другие дуры ходят по Москве стриженными, но не она! Раиса поплакала и пошла в другую парикмахерскую. Она не любила менять решения. Там ее подстригли без лишних слов и даже косы не отдали.
4. Самым счастливым днем в своей жизни Раиса Максимовна считала 31 декабря 1954 года. Как и многие другие студенты МГУ, они с Михаилом Сергеевичем получили пригласительные билеты на новогоднюю елку в Колонном зале. Она надела свое лучшее платье. Это был особенный Новый год -- начало политической оттепели. На балу все веселились, музыканты играли их любимые вальсы. Они были молоды, красивы и счастливы. Танцевали без передышки. На эту пару, казалось, смотрели все присутствующие. В один прекрасный момент люди расступились, образовав круг, в котором кружились в вальсе только Михаил и Раиса. А потом кто-то открыл бутылку шампанского. И неудачно! Пробка выстрелила, и искристое вино окатило Раису Максимовну. Вернувшись домой, она сразу постирала свое белое платье. А оно село. Но Горбачева оставила его и хранила до самой смерти.
5. Каждый год ко дню рождения Михаила Сергеевича Раиса Максимовна дарила ему цветы -- букетик фиалок. В последнее время очень сетовала, что ей становится все труднее найти в Москве столь скромный подарок. Фиалки исчезли с цветочных лотков. Их заменили голландские тюльпаны, розы, орхидеи. Она шутила, что любимые цветы пропали из российской столицы вместе с грузинами, привозившими их из Сочи и Пицунды.
6. Она очень любила поддерживать в своем доме уют, тепло и гордилась этим, не скрывая. Ведь она тоже работала, но успевала везде. Говорила, что успех мужа зависит от обстановки в доме, от комфорта, которым смогла окружить его хозяйка. И Михаил Сергеевич всегда с радостью спешил после работы домой. Каждая вещь у Горбачевой лежала на своем месте. Ее невозможно было застать врасплох. Всегда радовалась гостям. Даже нежданным. И для незнакомых людей ее дом сразу становился родным.
7. Близкие говорят, что отношения Раисы Максимовны и Михаила Сергеевича всегда отличались бесконечным уважением и преданностью. Ей искренне завидовала родная сестра Людмила. Она видела, что Горбачевым приходится нелегко, но они любили друг друга и были счастливы. Дочь Ирина выросла в такой обстановке и не представляла себе, что в семье может быть по-другому. Она рассказывает, что если родители иногда и ссорились, то это происходило из-за вещей, далеких от быта. Просто они оба имели собственное мнение и всегда были готовы его отстаивать.
8. Когда Михаил Сергеевич стал во главе государства, Раиса Максимовна спросила, как ей себя вести? Горбачев ответил просто: для нас с тобой ничего не изменилось, поэтому веди себя, как обычно. Она понимала, что быть все время на виду очень сложно. Одевалась со вкусом. Запад был покорен, а вот в Союзе это многим не понравилось. Она стала действительно первой кремлевской женой, рискнувшей выйти из тени мужа на свет. Носила строгие, но элегантные деловые костюмы, хотя ее любимой одеждой были брюки, свитера и куртки. Нужно отдать должное и Михаилу Сергеевичу, который, выслушивая чуть ли не каждый день упреки от некоторых государственных и партийных мужей в адрес «зарвавшейся» супруги, так ни разу и не одернул ее. А ведь мог. Но это было бы противоестественно для этой супружеской пары. Горбачева сама почувствовала, что своим поведением начинает раздражать советскую элиту, а значит, невольно мешает мужу. Она не могла понять этого. Ведь во всем мире принято, чтобы первая леди принимала активное участие если не в политической, то в общественной жизни страны. Пересилив себя, Раиса Максимовна стала незаметно уходить в тень. А затем был ГКЧП, Форос И все же она справедливо считала, что своим поведением сломала наши стереотипы. Институт президентской власти со всеми его тонкостями и нюансами утвердился в том числе благодаря ей.
9. В Форосе, когда Горбачевы оказались отрезанными от внешнего мира на правительственной даче, больше всех переживала Раиса Максимовна. Как простая русская баба боялась за своих родных. У нее временами отнималась речь, свело руку. Когда все закончилось, и они вернулись в Москву, Раиса Максимовна продолжала испытывать страх. Она не знала, что ждет ее семью в будущем. Как сложатся отношения Михаила Сергеевича с Ельциным? Ведь большими друзьями их не назовешь! А потом, в 1993 году, начался конституционный суд над Горбачевым. Раиса Максимовна от волнения чуть не лишилась зрения: перенесла инфаркты сначала левого, а затем правого глаза. Но она никогда не жаловалась. Говорила, что страна переживает такие тяжелые времена, что их личные проблемы меркнут перед народными бедами. Они не уехали из России, хотя могли. Конечно, Горбачев по делам фонда часто бывал за границей, выступал с лекциями. Но жили они в России. Раиса Максимовна считала, что они не имеют нравственного права уехать из страны, за судьбу которой не так давно отвечал ее муж. И не боялась защищать его от нападок. Она смело ходила по магазинам, бывала на рынках. Охрана по этому поводу возмущалась, но Горбачева заявляла: мне бояться нечего! И все-таки она очень боялась, что новая власть может выдворить их из России. После той нравственной Голгофы, которую, по ее словам, они уже прошли, это было бы самым жестоким наказанием.
10. В 1991 году Горбачева предали все: его бывшие соратники по перестройке, ближайшее окружение. По большому счету, весь народ отказался от своего президента. Во всяком случае, так все виделось Раисе Максимовне. Но она осталась с мужем. Как и прежде, Михаил Сергеевич мог во всем положиться на супругу. Она, конечно, изменилась в эти последние годы. Еще больше стала уделять внимания дому, семье. Заботилась о внучках. Они жили на даче, которую российское государство предоставило первому и последнему президенту СССР в пожизненное пользование. Принимая гостей, Раиса Максимовна угощала их чаем и коньяком. Остались в прошлом былые пересуды на самом высоком уровне, в какой шубе была Горбачева, какие украшения она рискнула надеть, сколько все это стоит? Она с большим достоинством говорила, что они с Михаилом Сергеевичем ничего у государства не украли. В отличие от других! И действительно, кого могли уже волновать золотые сережки, купленные Горбачевым в подарок жене в их первый визит в Лондон? У него тогда еще не хватило незначительной суммы, и кто-то из сотрудников советского посольства купил украшение по своей дипломатической кредитной карточке со скидкой, а Михаил Сергеевич отдал ему наличные. Об этом сразу узнали в Москве, и Горбачев долго объяснялся по этому поводу с тогдашним генсеком Константином Черненко. Первые годы независимой России наглядно показали, какие колоссальные суммы тянули из государства иные чиновники! О Раисе Максимовне вспомнили, когда с ней случилась беда. Это был шок для всего СНГ. Борис Ельцин забыл старые разногласия и искренне предложил помощь Михаилу Сергеевичу. Раиса Максимовна понимала, что помочь ей могут только западные врачи, но все же не хотела уезжать из России. Она не бросила мужа в трудную минуту, и он остался с ней до конца.
11. Год без любимой жены был для Михаила Сергеевича очень тяжелым. Он попытался уйти с головой в работу. Вернулся в политику, создав социал-демократическую партию. Умом он понимает, что Раисы Максимовны больше нет, но сердце отказывается с этим согласиться. В его рабочем кабинете висит ее портрет. Его написали с фотографии, сделанной в 1995 году в Лондоне. Горбачевы были тогда в Англии как раз в годовщину своей свадьбы. Об этом узнал редактор популярного журнала «Hello!» Гости из России согласились дать интервью. С журналистом приехал и фотограф. Он сделал снимок, ставший для Михаила Сергеевича любимым. После смерти жены Горбачев попросил сделать большой портрет. Когда ему бывает трудно принять решение, он советуется со своим Захариком. А иногда просто разговаривает с ней о том, что произошло за день. Это стало привычкой за долгие годы совместной жизни. Михаил Сергеевич рассказывал жене о делах, а она частенько передавала содержание прочитанных ею книг. Ведь ему времени на чтение часто не хватало. Задушевные беседы продолжаются и по сей день. Раиса Максимовна приходит к нему во сне. Он слышит телефонный звонок, снимает трубку, а это -- она! Он спрашивает: ты откуда? И просыпается. При любой возможности идет на могилу жены на Новодевичьем кладбище. И стоит там, не замечая других людей. А когда ему особенно тяжело, Михаил Сергеевич по примеру Раисы Максимовны слушает их любимую Шестую симфонию Чайковского или Шестую симфонию Малера. Захарик в такие моменты говорила, что ей кажется, будто она чужой болью выбивает свою. И тогда становится легче
2032Читайте нас в Facebook